Рускеала

Jan 11, 2015 21:04

Последней точкой нашего зимнего путешествия по Карелии была Рускеала: место, знакомое многим как дивной красоты горный парк возле Мраморного каньона. Однако же, история Рускеала уходит далеко в прошлое: первое упоминание о поселении с таким названием встречается ещё в 1500-х годах.






Рускеала была небольшая - всего на несколько домов - деревушка на пути из Сердоболя (Сортавала) в Иломантси на левом берегу реки Русколки (Тохмайоки) возле мраморной горы. Жители её занимались охотой, рыболовством, земледелием. Название деревни Рускеала могло произойти от карельского «rusk», «ruskea» - «коричневый, рыжий, красный», поскольку в окрестностях селения встречаются скалы темно-рыжего цвета, окрашенные гидроокислами железа. Такое название могло появиться и из-за характерного коричневого цвета воды в реке Русколке (Тохмайоки), связанного с высоким содержанием в ней соединений железа.

В XVI-XVII веках территория, на которой находилась деревушка Рускеала, несколько раз переходила то во владение Швеции, то возвращалась к России. В ходе войн карелы - коренное население этих мест - не раз уходили в поисках более спокойной жизни, добираясь до Твери и далее. Чтобы остановить отток населения из Корельского уезда, шведский король Густав II Адольф издал в 1628 году указ, согласно которому жители захваченных земель, пытавшиеся перебраться в Россию, подлежали смертной казни. Этот жестокий закон действовал в течение всего пребывания шведов на карельской земле, до начала XVIII века.

В 1632 году в деревне Рускеала на горе Мраморной (Белой) была построена часовня, а позднее сооружена церковь, подчиняющаяся приходу в Китее. На дорогах того времени располагались постоялые дворы, в которых путники могли получить сменных лошадей, пищу и ночлег. С 1638 года в Финляндии начала действовать почта. Появилась почта и в Рускеала. А в конце семнадцатого века шведы, бывшие тогда хозяевами этих земель, заложили в Рускеала первые каменоломни. Мрамор из них шёл в основном для жжения строительной извести, реже - для кладки фундаментов и стен различных сооружений ближайших окрестностей.




В 1721 году по Ништадскому мирному договору, после окончания «Северной войны» Приладожье было присоединено к России, и значительную часть этих земель Пётр Первый отдал в частные владения. Территория Рускеальского церковного прихода была передана во владение фельдмаршала Александра Бутурлина, который переселяет в опустевшие в ходе войны земли часть своих крестьян из центральной России. Тогда к Сердобольской округе принадлежали всего восемь погостов, в которых жителей, насчитывалось к концу 1720-х гг. более 15 тысяч человек, а именно в Рускеальском приходе - 440 душ.

Шведские каменоломни со временем перестали использоваться: о том, что рускеальский мрамор можно использовать в качестве строительного и декоративного камня никто не догадывался. Возможно, в первой половине XVIII века некоторое время добывали мрамор в качестве «флюсового камня» для олонецких чугуноплавильных заводов и производства строительной извести, но точных данных об этом нет.

Однако, строительный и поделочный камень был очень нужен - в первую очередь, для строительства молодой столицы. И в царствование императрицы Екатерины II по предложению академика М.В. Ломоносова начались исследования на территории России, в ходе которых проводились межевание земель, составлялись планы многих городов, собирались «Исторические и топографические описания» местностей. Особое внимание привлекали Русский Север и Карелия, как наиболее близкие к Санкт-Петербургу местности. В тридцатых годах XVIII века Российская Академия Наук заключила договор с Яковом Стейном «о поисках, разведках и опробовании разных камней в Российском государстве». Однако, он работал в основном на Урале, и добыча камня в такой близкой Карелии отодвигается до конца 1760-х годов.



Добыча камня в XVII веке

1744 году деревня Сердоболь вместе с Сердобольским погостом вошла в состав Кексгольмской провинции только что образованной Выборгской губернии. На территории губернии сохранялись шведские законы, судебная и налоговая системы, официальный шведский язык и церковное управление. В 1764 году императрица Екатерина II подписала указ «Об учинении новой ревизии в Финляндии». Посланные в Выборгскую губернию ревизоры под начальством советника правления Гибертовского нашли эту область в крайне бедственном положении, отметив низкий уровень хозяйства, недород хлеба, бедность населения, но совершенно не обратили внимания на ее лесные и каменные богатства.



Екатерина II

Однако, мрамор Петербургу требовался - и свой, отечественный, который обходился бы дешевле заграничных. И вот в шестидесятых годах восемнадцатого века вспомнили о том, что на берегах реки Русколки шведы вели разработки мрамора... В те годы в Сердоболе жил проповедник евангельско-лютеранской веры пастор Самуил Алопеус. По его настоянию из столицы приезжают «мастера каменного дела» - определить, подходит ли мрамор с Русколки для создания блистательного облика Санкт-Петербурга. В 1765 году он привел на мраморный берег реки Русколки профессионального разведчика камня Андрея Пилюгина. Два года потребовалось подмастерью, чтобы изучить, опробовать месторождение и заложить на нем опытную ломку. Осенью 1767 года рускеальские мраморные ломки осмотрели горные инспекторы - капитан Кожин и полковник Зверев. Похвалив работу своего предшественника, они дали положительную оценку перспектив здешнего месторождения. Промышленная добыча рускеальского мрамора началась после известного указа Сената от 19 января 1768 года и была поручена опытному горному инженеру Кожину. И с тех пор небольшая деревушка преображается: сюда едут горные инженеры и каменотёсы, резчики по мрамору и архитекторы... В 60-е года 18 века центром посёлка становится гора Конткасенмяки. Полученные блоки мрамора доставлялись зимой на санях, в которые впрягалось до 80 лошадей, к пристани в местечке Хелюля и оттуда на небольших парусных судах - галеотах - по Ладожскому озеру в Петербург.






Добыча камня в XVIII веке

С конца 1760-х годов разработки карельского камня развивались: гранит и мрамор везли в столицу из Рускеала, Йоенсуу, с островов Путсаари и Тулолансаари. Мраморные "ломки" (каменоломни) В Рускеала в 1769 году передали в ведение «Конторы Строения Исаакиевской церкви», а в 1788 году на горе Конткасенмяки, напротив поселка Рускеала, была сооружена небольшая русская пограничная батарея: практически сразу за мраморными ломками проходила граница со Швецией. Укрепления представляли собой каменно-земляную насыпь высотой 1,5-2 метра и шириной 2,5-3 метра. На расстоянии 10 метров от вала в углублении находилось укрытие, обшитое досками. В советские времена недалеко от укреплений был построен детский сад и спортивная площадка. В 300 метрах от основной батареи, вниз по склону горы, стояла еще одна русская батарея. Часть ее была уничтожена во время строительства дороги в 1970-е годы. Остались лишь небольшие фрагменты каменно-земляного вала длиной 5 и 9 метров.

Более разработки мрамора на берегах Русколки не прекращались до конца XIX века. Местный мрамор использовался при создании Исаакиевского собора в Петербурге и фонтанов Петергофа, из него созданы Орловские (Гатчинские) ворота и Чесменский обелиск, рускеальский мрамор пошёл на отделку Мраморного и Зимнего дворцов, Михайловского замка и многих-многих других объектов. Но в сороковых годах добыча мрамора постепенно затухает: нет государственных заказов. И в 1858 году каменоломни закрыли... Через несколько лет они возрождаются, т.к. было принято решение продолжить добычу мрамора, но уже не для декоративно-строительных целей, а для обжига на строительную и технологическую известь.

Строительство Карельской железной дороги, связавшей в 1893-1894 годах города Выборг, Сердоболь и Йоэнсуу, дало новый импульс к развитию города и ближайших поселков, в которых стали появляться новые промышленные предприятия. С пуском железной дороги в 1893 году в торговле города наметился новый подъем. На рубеже ХIХ - ХХ веков в городе появляются крупные общественные здания: банки, гостиницы, офисы, магазины.
Дальнейшая судьба посёлка Рускеала оказалась на долгие годы связана с мраморно-известковым заводом, построенным в 1896 году силами финских предпринимателей.

Для производства хорошей извести были пригодны только кальцитовые мраморы, а они в пределах месторождения слагают лишь отдельные маломощные горизонты и гнезда. Чтобы добраться до них с поверхности, требовалось затратить немало усилий и времени по удалению доломитовых мраморов. Самым экономичным и продуктивным способом добычи сырья в таких условиях оказался подземный. Он применялся в комбинации с открытыми выработками. В последней трети XIX - первой трети XX веков значительная часть рускеальского месторождения, так называемая, "финская залежь", разрабатывалась в семь горизонтов, три из которых были подземными.

В 1912 году в Рускеала, в церкви на вершине горы Конткансенмяки был установлен 11-регистровый орган. На колокольне повесили два колокола, один из которых был отлит в Стокгольме в 1750 году, другой - на Вяртсильском заводе в 1878году. Рускеальская церковь последний раз ремонтировалась в 1928году (проект Юхани Виисте). Недалеко от храма находилась усадьба священника (Папилла), которая в начале XX века оформилась на новом месте, за Ханки, ближе к Кааламо. К сожалению Кирха не сохранилась до наших дней. Летом 1940 года она сгорела.



31 декабря 1917 года глава советского правительства В.И. Ленин подписал декрет о предоставлении Финляндии полной независимости от России. Сердоболь (Сортавала) вместе с прилегающими к нему территориями отошёл к Финляндии. В первой трети ХХ века рускеальские мраморы использовались в очень небольшом объеме в декоративном оформлении некоторых финских городов. Из него, например, была выполнена облицовка стен Сберегательного банка (начало ХХ века) в Хельсинки, полов зданий городской больницы (1910 -е годы) и ресторана (1938год) в Сортавала. Рускеальские мраморы давали хорошую декоративную белую и серую крошку. Ее применяли при штукатурке стен и бетонировании полов и лестниц каменных построек городов и поселков Юго-Восточной Финляндии. С 1873 до 1930-х годов рускеальские мраморы также широко применялись в качестве мемориального камня. На окраине нынешнего поселка Рускеала сохранилось старое финское кладбище, где можно увидеть искусно вытесанные из мрамора надгробия.

Далее территория Сортавала, а с ней и Рускеала со своими мраморными каменоломнями, вновь несколько раз меняла хозяев: 13 марта 1940 года был подписан мирный договор, по которому к Советскому Союзу отошел весь Карельский перешеек, город Выборг и Приладожская Карелия, в том числе и город Сортавала с поселком Рускеала, а в 1941 году с началом войны между Германией в союзе с Финляндией и СССР финны вернули контроль над городом. 15 августа 1941 года Сортавала был взят финскими войсками. Население города и остатки оборонявшихся воинских частей эвакуировались на остров Валаам, а оттуда - в тыл. Бои закончились в августе 1944 года, после чего в Рускеала стали возвращаться его прежние жители. С осени 1941 года в Сортавала устремился поток переселенцев из Финляндии. Но в июле 1944 года частями Красной армии Северное Приладожье было освобождено от финских войск, и после завершения 19 сентября 1944 года Советско-финской войны 1941-1944 годов согласно заключённому Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года - Сортавала снова отошла к СССР. В сентябре прошла вторая эвакуация мирного финского населения из Сортавалы. 22 сентября 1944 года последний поезд с беженцами отошел от станции Сортавала. С 1946 года начинается восстановление рускеальского мраморно-известкового завода, и с 1947 года завод вновь стал давать известь. С 1951 - 1952 годов завод стал выпускать, помимо извести, также мраморную крошку, а 1960 года - декоративный щебень и известковую муку (для удобрения полей). В1973 -1985годах в Рускеале велась добыча декоративно - облицовочного мрамора с помощью итальянских канатно-распиловочных станков. За это время облицовочные плиты и блоки рускеальского мрамора, приготовленные на Кондопожском камнеобрабатывающем заводе, разошлись по пятидесяти адресам в различные уголки СССР. Так, в Ленинграде серовато-зеленый и светло-серый мрамор Рускеалы пошел на украшение подземных залов станций метро "Приморская" и "Ладожская". Но тогда же и выяснилось, что большая часть месторождения загублена использованием массовых взрывов при добыче мрамора на протяжении последней сотни лет: мраморные толщи оказались покрыты трещинами. Последний товарный блочный камень здесь изготовляли в 1980-е гг. Тогда на одном из участков месторождения и были установлены итальянские канатные пилы, рассекавшие массив специальными пильными тросами с подсыпкой кварцевого песка. Нарезанная «ломтями» мраморная стена сохранилась до настоящего времени. После закрытия блочного карьера Рускеальский завод продолжал поставлять щебень, строительную известь и крошку в различные районы страны.




В Рускеала главный карьер по добыче мрамора (его длина 450, ширина 60-100 м, глубина 30-50 м) в настоящее время затоплен до уровня верхнего подземного горизонта. В его борту, всего в полуметре от воды, зияют отверстия подземных тоннелей и гротов. Хорошо сохранилась старая шахта " Лоухос" (шахта №2) глубиной более 50 м, соединявшая когда-то все три подземных горизонта. В нее можно попасть, по коротким штольням, пробитым в скале. У подножия горы Белой на территории современного предприятия сохранились полуразрушенные обжиговые печи, работавшие с начала ХХ века до 1980-х годов, и покосившийся от времени небольшой домик, выложенный из мраморных блоков. Это бывшая контора заводоуправления (1899 год постройки).

В настоящее время Главный карьер Рускеалы с оперяющими его остатками штреков и шахт - это памятник индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII - начала ХХ веков. В2005 году ему был официально присвоен статус и создан один из самых популярных туристских объектов Северного Приладожья - Мраморный каньон Горного парка Рускеала.





















Корень сосны, пробравшийся через трещину в мраморной толще




























Использована информация с сайта http://ruskeala.info/

Карелия, мраморный каньон, зима, Рускеала, фото, путешествия

Previous post Next post
Up