Углич. Музей русской водки

Nov 07, 2013 19:41

Музей истории русской водки в Угличе уникален, пожалуй, уже тем, что в этом городе вообще не производят алкогольных напитков. Нет, пытались во времена советские делать водовку из молочной сыворотки, но как-то вот не получилось. Так что, ему бы самое место в Галиче, скажем. Или ещё в каком "водочном" городе. Но нет: он удобно устроился именно здесь. Мало того - он был первопроходцем среди музеев данной тематики. И, надо сказать, совершенно не уступает "Музею истории пьянства" на ВВЦ в Москве. Да и не просто так он возник в Угличе: угличская земля - родина Петра Арсеньевича Смирнова (9.01.1831 - 29.11.1898) - известного «водочного короля» России. Он - основатель «Торгового Дома П.А. Смирнова» в Москве у Чугунного моста(1860г.), поставщик Высочайшего Двора с 1866г., Коммерции Советник, выходец из крепостных. С Угличем связано имя его дяди Григория Алексеевича Смирнова (1809 - 1844), крепостного крестьянина дворян Скрипицыных, который в 1835 году заложил основу трактирно-гостиничного дела в Угличе. В 1841 году Григорий Смирнов вступил в угличское купечество, став купцом третьей гильдии. Умер и похоронен в Угличе.



Посмотреть на Яндекс.Фотках





Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кстати сказать, здание, в котором находится музей, когда-то принадлежало городскому вытрезвителю. И говорят , что когда вытрезвитель закрыли, а на его месте создали музей, то некоторым сотрудникам, не желающим менять место работы, пришлось сменить должность. Бывшие врачи-наркологи переквалифицировались в эксурсоводов. Благо, интересных историй о тех, кто побывал в этом вытрезвителе, у работниках набралось немало. Например, про одного постоянного посетителя угличевского вытрезвителя - деда лет 80. Его сдавала в вытрезвитель бабка, уж больно она не любила, когда дед втихаря набирался беленькой. Дед был очень веселый, развлекал работников вытрезвителя военными песнями и рассказами. Через несколько лет дед перестал посещать это примечательное заведение. Работники вытрезвителя, уже привыкшие к своему постоянному клиенту, забеспокоились - уж не случилось ли чего. И решили проведать своего подопечного. Дед встретил их дома и навеселе. Бабка, которая раньше сдала бы хулигана в вытрезвитель, спокойно готовила еду на кухне. На вопрос о том, почему жена больше не сдает его в вытрезвитель, дед поведал занимательную историю. Оказывается, он решил проучить бабку. Чтобы починить сарай, деду понадобились гвозди. Он подошел к бабке с горстью гвоздей и попросил их прокипятить. Мол, он смотрел передачу по телевизору, и там сказали, что гвозди становятся прочнее, если их прокипятить, а не то сарай опять развалится. Бабка засыпала гвозди в кастрюлю, налила воды и поставила на плиту. А дед тем временем позвонил в местную психушку и сообщил, что бабка у него совсем с ума сошла - варит суп из гвоздей. В итоге приехали санитары, заглянули в кастрюлю и забрали бабку в психушку. После этого случая дед с бабкой договорились, что больше никто никуда звонить и жаловаться не будет.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Говорят, что русские - самая пьющая нация. Оппоненты возражают: финны, дескать пьют больше. Ну или ирландцы с шотландцами вкупе. Не о руском же всё-таки самый короткий анекдот о прохождении мимо паба! Но в любом случае: только наш Веничка с такой нежностью говорил о похмелье, только у нас есть поговорка "Бог бережёт дураков и пьяниц"... А о культуре и об истории - почти и не говорят.

Производство водки в России в массовых количествах началось с середины XV в. (между 1446 и 1478 гг.), а уже в начале XVI в. имеются сведения о вывозе водки из России в соседнюю Швецию (1505 г.), где она впервые стала известна от русских, а не от немцев.

Таким образом, производство водки в России было освоено спустя примерно 150 лет после открытия дистилляции во Франции, но раньше производства джина, виски и брантвейна в других западноевропейских странах.

Можно сказать, что к середине XVIII в. была достигнута вершина качества русской водки, изготовлявшейся исключительно в условиях помещичьего «домашнего» производства, поскольку с 1716 г. винокурение стало исключительно привилегией дворян, а крупно-поместное и титулованное дворянство получило особое право на кубы для двоения водок (Указ от 6 июня 1751 г.)

И до XIX века процветало "домашнее" производство водок. Многие вельможи считали престижным иметь водки с ароматизаторами на все буквы русского алфавита, а порой и по две-три водки на каждую букву. Например, делали такие водки, как Анисовая, Березовая, Вишневая, Грушевая, Дынная, Ежевичная, Желудевая, Зверобойная, Ирговая и Ирная, Калиновая, Лимонная, Мятная, Малиновая, Ноготковая, Облепиховая, Полынная и Перцовая, Рябиновая, Смородинная, Тминная," Укропная, Фисташковая, Хренная, Цикорная, Черемуховая, Шалфейная, Щавелевая, Эстрагонная, Яблочная.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Порой во время застолий у помещиков устраивалось своеобразное развлечение, которое состояло в том, что гости задумывали слово и наливали в рюмку по несколько капель разных водок на каждую букву этого слова, а хозяин по вкусу этих «коктейлей» пытался определить задуманное слово. Иногда специалисты определяли такие длинные и сложные слова, как «Навуходоносор», включающее смесь десятка водок. Все это свидетельствует не только об изобретательности русских составителей «коктейлей», но и об их высокой культуре питья, ибо главным было сохранение ясности ума, трезвости суждения, высокой способности различить оттенки аромата, уметь их выделять из самой сложной смеси.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В начале XIX века, после поражения Наполеона и вступления русских войск в Париж в 1814 г., русская водка «дебютировала» в ресторане «Вери», снятом русским правительством для питания генералов и офицеров русской армии, и впервые стала доступна также избранному кругу французской публики.

Однако именно XIX век готовил русской водке серьезные испытания, которые могли бы окончиться. возможно, её утратой, если бы и на этот раз её не спасли непревзойденные качества. Как известно, с конца XVIII и, особенно в первой половине XIX века в Германии и в Польше, входившей тогда в состав России, развертывается широкое производство товарного спирта на базе перегонки дешевого картофельного сырья. Дешевый немецкий шнапс и польская «горзалка» (gorzalka) быстро завоевывают европейский рынок и даже начинают проникать в Россию. В этой ситуации некоторые русские винозаводчики, обладавшие достаточно обширным российским внутренним рынком, все же не смогли устоять перед соблазном огромных барышей, которые сулил один лишь переход с зернового на картофельное производство водки, а тем более отказ от старых традиционных способов очистки, крайне удорожавших продукт. Часть винокуренных заводов в западных губерниях России, в Белоруссии стала переходить при производстве водки на картофельное сырье, особенно после 60-х годов XIX в. Однако ухудшению характера русской водки помешали два довольно значительных фактора, которые и спасли её от деградации в качестве.

Первый барьер был поставлен самими потребителями, привыкшими к ржаной и ржано-пшеничной русской водке и не желавшими признавать картофельную. Как же могли рядовые потребители заметить эти различия, и насколько они были существенны для них? Очень просто. Употребление картофельной и паточной водки неизбежно вызывает неприятные последствия в виде головной боли, а также симптомов отравления из-за содержащихся в ней сивушных масел и других примесей. Именно они, даже в крайне мизерных количествах присутствуя в таких водках, действуют на организм не только более опьяняюще и разрушающее, но и, главное, изменяют сам характер опьянения, вызывая вместо добродушного веселья озлобление.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вторым барьером, ещё более мощным, чем мнение потребителя, стало введение в 1894 г. государственной монополии на производство и продажу водки в России. Причиной этого шага правительства было, наряду с фискальными интересами государства и стремлением предотвратить злоупотребления частных производителей водки, также желание бороться с пьянством, возникавшим из-за потребления недоброкачественного спиртного, проникшего на русский внутренний рынок в период 70-80-х годов прошлого века из западных районов империи - Польши, Литвы, Белоруссии, где повсюду стали изготавливать дешевую картофельную водку.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Характерно, что Испания закупала в это время исключительно русский государственный чистый хлебный спирт для крепления своих Знаменитых вин - хереса, малаги. Русскую водку и хлебный спирт ввозили также с конца XIX века для производства крепленых вин такие страны классического виноделия, как Греция, Турция, Египет, Болгария.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1884 г. в России был создан особый «Технический комитет», в задачу которого входил контроль за производством и качеством водки. В работе комитета, помимо таких видных русских ученых, как М. Г. Кучеров, Д. П. Коновалов, А. А. Вериго и др., принимал деятельное участие и Д. И. Менделеев. Именно он предложил не только сохранить, но и официально утвердить название водка для русского хлебного спирта, называвшегося до тех пор большей частью вином, хлебным вином, горилкой, пенником и реже собственно водкой. Последнее название раньше относилось только к высококачественному продукту преимущественно «домашнего» производства, проходившему длительную и тщательную очистку.

С конца XIX в., когда была принята единая в масштабе страны технология приготовления водки, и её качество стало гарантироваться государством, - название «водка» применялось уже как единственное и лексически наиболее правильное для этого исконно русского- алкогольного напитка. При этом исключительно важное значение имело то обстоятельство, что было принято предложение Д. И. Менделеева о разбавлении спирта водой до 40 его содержания в водке. Причем Д. И. Менделеев доказал, что достичь точного 40 разведения можно лишь тогда, когда хлебный спирт будут смешивать с водой точно по весу, а не по объемам.

( Информация отсюда )



Посмотреть на Яндекс.Фотках

А в Угличском музее вам не только покажут огромную коллекцию бутылок, бутылочек и штофиков от алкогольных напитков всех мастей, но и дадут продегустировать - и не обязательно это будет водка. Когда мы там были, на дегустацию предлагалась шуйская настойка. Очень вкусно, кстати!



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

А ещё, разглядывая бутылочки, стоит обратить внимание на фигурки, которыми украшены практически все витрины. Забавные чёртики и пьяницы - их можно собирать в отдельную экспозицию. Всё таки, с великой нежностью относится народ наш к теме пьянства!



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Да и современные штофы и этикетки в забавности не уступают фигуркам чёртиков. Например, такие:



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сфотографировать все бутылки и этикетки, представленные там - это как объять необъятное. Так что, только добавлю, что если вы соблазнитесь предложенным на дегустации напитком - его можно купить в магазинчике при входе. За очень разумные деньги...

А мы, почитав умные высказывания о пьянстве и похмелье, отправились в более "девичий" музей - музей кукол, находящийся по соседству.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

фото, Золотое Кольцо, путешествия, музей, Углич, пьянство, путевые заметки

Previous post Next post
Up