Originally posted by gospodi at О посредственности Выдержки из лекции поэтессы Ольги Седаковой, посвященной посредственности, которую нам навязывает современное общество
мне кажется, есть "простота" и "простота". Седакова сравнивает примитивный язык обывателя не с канцеляритом, конечно, и основной признак "простого человека" в ее тексте - не простота, и уж конечно не ясность языка. речь о том, что для мышления, основанного на внутренней свободе требуется воспитание, превозмогание естественной умственной лени, свойственной большинству из нас, и так как власти выгодно иметь дело с внутренне несвободными, легко поддающимися манипуляции "простачками", она создает культ из интеллектуальной неискушенности, объявляет его нормой (а предметы искусства и культуры, главным образом тексты, понимание которых требует предварительного усилия, упражнения - но передающие "сложные ощущения" и воспитывающие внутреннюю свободу и иммунитет от манипуляций - патологией и даже диверсией
( ... )
Запоздало поздравляю с днем рождения, и спасибо за развернутый ответ. Мысль интересная, но есть несколько возражений. Для начала: если для нас важно донести идею до масс и с ограниченным бюджетом, то первый вариант будет как раз то, что надо. Да, Герника писалась всего около месяца, но шарж выше рисовался максимум несколько часов. Дальше: очевидно, что Герника - искусство не для всех. Таким образом, на представителя масс она не окажет влияния, на которое мы могли бы рассчитывать в первом случае: мимо второй он действительно пройдет, максимум удивившись, после второй что-нибудь да останется. Разбираться в визуальной мифологии Пикассо захотят десятые доли процента, а реально разберутся - сотые (ну да, эти сотые доли проникнутся - может быть - и осознанно будут противиться войне, но сделают ли они погоду на общем фоне?). И это далеко не исключительно нашего общества признак, испанцы точно также Гернику не поняли и не приняли (и было это и до и при Франко, сторонники какого же режима получаются внутренне несвободны?). И обратите внимание
( ... )
Reply
Reply
Leave a comment