Отсроченная реакция

Dec 21, 2006 03:58


Довольно часто случается обсуждать с людьми ситуацию, когда "вдруг" через несколько лет после какой-то истории она вдруг всплывает в их памяти с особой остротой, порой даже пронзительнее, чем это было в реальности.



Конечно, самый частый пример - те пресловутые детские обиды и страхи, которые растиражированы в массовом сознании, как подходящие оправдания для множества нелепостей, которые совершаются уже во вполне взрослом возрасте. Человек "находит" причину в прошлом. "Находит" - стоит действительно взять в кавычки, поскольку  в действительности подобная находка свидетельствует только о том, что и раньше у человека были определённые качества сознания, которые проявлялись в форме тех или иных отношений.

К примеру, жестокий отец возникает в жизни человека не случайно, не в результате некой несправедливости. Его появление изначально связано с качествами сознания, которые необходимо проработать в этом воплощении.

Часто, когда люди сталкиваются с подобными  трактовками, они говорят примерно следующее - "Да, быть может. Но это только гипотеза, и мы не можем знать наверняка. У нас нет никаких доказательств перерождениям.  Мы послушаем всё, что нам говорят по этому поводу, но, пожалуй, будем жить, как жили."

Прежде чем мы постараемся разобраться в феномене "возвращения ситуации из прошлого",  пожалуй, потратим несколько абзацев на описание того, что мешает нашему пониманию таких ситуаций.

Люди действительно продолжают "жить, как жили", получая при этом всё новые и новые неприятности, которые они почему-то называют "испытаниями", "проверками", "наказаниями" и прочими терминами взятыми из арсенала тоталитарных школ.

Как плохой ученик списывает свои двойки на счёт злой учительницы, так и мы готовы создать сколь угодно злых демонов, богов, бесов, учителей - кого угодно. И весь этот парад галлюцинаций возникает только потому, что человеку трудно даётся мысль о своей тотальной ответственности за всё, что с ним случается.

Погружая себя в липкий туман виртуальных сюжетов с испытаниями и искушениями, проверками и наградами, с помощниками в виде толпы святых и с вредителями в туче бесов, человек раздувает до непомерности только одно качество - свою гордыню. Ведь  человек  полагает, что весь тонкий мир просто пляшет вокруг него. Богу и дьяволу просто нечем более заняться, как придумывать для него - великого Акакия Акакиевича множество сложнейших испытаний.

Превратить свою жизнь в такой галлюциногенный квест не сложно. Главное - побольше полагаться на информацию, которая никак не подтверждается на уровне восприятия. Быть может, стоит считать это формой развлечения. Развлечение, впрочем, довольно опасное - ведь не долго до галлюцинаций совершенно определённых - было бы сильное желание, а там и с Наполеоном можно завтракать каждый          день. Но если не впадать в такие крайности - то можно и утешаться миражами.

Возможно, даже, что  такая описательная модель бытия, несмотря на свою ошибочность, на определённом этапе пути может оказаться эффективной. Человек решает задачи, опуская сложность решения до уровня вполне понятных персон - гадкого дьявола, вредных бесов, хитрых искусителей, злобных еретиков и т.д.  В результате - человеку проще нащупывать некие стратегии развития.

Это близко к тому, чем занималисб жрецы малого круга мистерий - проще говоря актёры греческих театров и прочие служители муз.

Но - рано или поздно - эти псевдообъяснения достигнут предела эффективности и человек окажется перед новыми вопросами, которые не решаются на уровне сюжетов про искусителей и испытания.

К примеру, человек приходит к размышлению о том, "если весь этот мир создан Богом, не ясно, что же за работа оставлена дьяволу. "(Ошо)

То есть подобные вопросы, не разрешимые на уровне упрощённой картины мира с друзьями и врагами неизбежно возникают. Известный камень преткновения заложен уже в самой молитве "Отче наш". Предложено тысячи пояснений к фразе " и не введи нас во искушение", однако, каноническое сознание доброго христианина раз за разом спотыкается о вопрос почему безусловно Благой Бог вводит человека во искушения.

И в этой строке, как и во множестве других евангельских сюжетов, проявляются действительные смыслы учения Иисуса, которые нет никакой возможности зашлифовать догматическими толкованиями. Очень часто текст Евангелий, даже те крохи, что признаны (кем только?) достоверными, не говоря уж об апокрифах, оказываются столь не удобными для "добрых христиан", что право, лучше бы им было написать всё заново - под своё разумение, а про действительные события забыть, как про страшный сон. Полученный сироп в стиле жития святых можно употреблять вечером, не боясь наткнуться на вдруг да не затёртый вопрос без ответа.

Но самая большая проблема даже не в умных книгах - их-то можно просто не читать для душевного спокойствия. Проблема в той жизни, которая вся больше запутывается, всё меньше объясняется, с годами жизни. Чтобы что-то понимать годам к сорока, человеку необходимо расширить понимание ситуации, осознав своё бытие за границами данной жизни.

Это не значит, что человек, к примеру, должен слепо принять идею реинкарнации или ещё какую-то трактовку мира, ему предложенную. Ведь это ничего изменит в принципе. Поскольку дело не в смене одной чужой программы на другую. Навязанная кем-то картина миротолкования - не более чем операционная система, позволяющая, так или иначе, управлять человеком.

Но все приходящие учителя на самом деле говорят совсем о другом - об отказе от автоматизма. Иногда - действительный смысл их слов и поступков затирается веками толкований. Но - чем ближе учитель к нам во времени, тем яснее слышен действительный смысл его слов. И ясно, что учителя не пугают, не грозят карами вечными, не  стучат в адские сковородки. Всё это наносное, вековая пыль, слабость толкователей и сказителей, творчество Великих Инквизиторов.

И в один из дней человек вдруг поймёт, что для познания тонких миров нет ни малейшей необходимости отправляться в дальние путешествия. Сансара и Нирвана оказываются одним и тем же зеркалом, что отражает наше сознание. Зеркало всегда одно. И потому - как только человек меняется - меняется и отражение. В сущности - не имеет значения - едва только человек родился, молод он, стар, уже умер или только собирается воплощаться - зеркало всегда одно.

Это ключевой момент - все смыслы в нас, все события - в нас, все Боги с множественностью их лиц, имён и заповедей - всё в нас и каждый человек и есть та непрерывно расширяющаяся вселенная, отражения которой он видит на небесах.

Меняется только динамика, причём меняется она опять же в зависимости от нашей плотности - мы в теле, мы инерционны - мир отражается инерционно, не сразу. Случается, что у совсем грубого сознания - время между импульсом и откликом может занять не одно воплощение. И  на этом этапе человек условно разумен, только потенциально. Человек инерционен, но едва ли это сознание.

Может показаться, что сказанное выше - некая философия, которая, в общем-то, не имеет практической пользы, а сам разговор наш  ушёл далеко за пределы изначально заявленной темы. Итак, что же случается, когда мы замечаем возвращение ситуации? Кто-то нас обидел, мы думали, что забыли, простили - а  прошёл год - другой и вдруг - обиды вернулись. Как толковать явление, как с ним работать?

Думается, отчасти уже понятно, что человек выбирает некий близкое ему толкование - модель описания явления. Именно этот момент выбора и есть та точка, работая с которой человек будет либо успешно, либо не успешно решать свои проблемы. То есть человек не будет работать непосредственно с явлением - человек будет работать только с моделью, которая ему понятна.

На одном из этапов, человек выбирает грубые модели конфликта. К примеру, человек решает - "меня сглазили", "бес попутал"  и т.д. И дальше начинается битва не на жизнь, а на смерть с этим бесом. Человек - в зависимости от модели - то ли бегает по колдунам, порчи снимает, то ли постится, исповедуется и причащается каждый день, то ли ещё что придумывает.

Тут довольно много этапов развития - от полного непонимания того, что есть хоть какая-то связь между самим человеком и неприятностью ("Сглазили просто так!") до некой связи, пусть зыбкой и искажённой. ("Искусился и беса допустил!").

Но в любом случае - эти модели поясняют всё в терминах со и противопоставлений.

Пройдёт много времени, возможно - жизни, прежде чем эти бойцы осознают, что

по последним данным разведки

мы воевали сами с собой (Б.Г.)

Дальше человек постепенно переходит на уровень, когда связи заметны, хоть и не всегда на виду. К примеру, человек осознанно прорабатывал гнев на близкого человека. Отношения прекратились, прошёл, скажем, год, и вдруг - приступы гнева приходят неосознанно, из глубины и человеку с ними никак не справиться.

Это уже ситуация куда более развитая, связи видны, но знаний о том, как эта вся механика зеркал устроена пока маловато. Человек осознаёт сам факт ритмичности бытия, при этом, чем выше внимание человека, тем не только больше связей он видит, но и тем периоды ответа - всё отчётливее не только в полных циклах возвращений, но и в полуциклах, в четвертинках, в восьмых и т.д.

Так, к примеру, возвращение Марса - один раз в два года. В жизни это приводит к возврату марсианских ситуаций в этот цикл - конфликты не разрешённые, к примеру, возвращаются, либо у женщин заканчивается сюжет отношений с мужчиной и всё повторяется со следующим и т.д. Вариантов много, и достаточно внимательности к жизни своей, чтобы заметить такой цикл.

В общем-то, особой радости от обнаружения оного нет - заметили, значит, выявили очередную автоматичность в себе. Э;то - повод поработать с явлением - более развитое сознание заметит более мелкие возвращения - дробность ритма.

И в конечном итоге прерывистость возвращений обернётся осознанием какого-то непрерывного качества в человеке - энергийного качества, которое с нами постоянно, которое постоянно искажает нашу жизнь - в каждой капле.

Чем выше уровень внимания, тем более сложные модели описания себя человек будет создавать. Это уже будет не борьба с рогатым, а, скажем - архетипы или что-то ещё.

И чем более детальным будет такое рассмотрение, тем больше шансов для высвобождения смысла, который заключён в каком-то повторе. Любой навязчивый страх, гнев, обида - всё это исчезает по мере того, как человек высвобождает причину, смысл беспокоящей формы. В общем-то - об этом говорится и пишется далеко не в первый раз.

И на определённом этапе исчезает много вопросов о доказательствах. О той же реинкарнации, к примеру. Потому, что граница осознанности расширилась, и человек узнал в себе опыт прошлых воплощений. И ему не нужны уже доказательства, внешние приёмы - он просто осознал себя  в веках.

Принцип сравнения приходит на смену конфликту. И в связи с этим хочется обратить внимание на то, что грубые модели описывают только грубые, самые простые явления. К примеру, человек пьёт беспробудно, так, что хватит с него и модели беса, что вселился в него. Вполне эффективно можно работать.

Но - чем  сложнее вопрос, тем тоньше модель, тем она более индивидуальна.

Ведь мы и приближаемся к тому, чтобы понять - что каждый человек есть уникальный путь и эксклюзивная религия. Он сам себе Бог, Храм и паства.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

(Лук.17:20-22)

Это о том же самом - о том, что сансара и нирвана - одно и то же. О том, что всякие искатели преемств, посвящений, этапов, уроков - ищут разного рода приметных образов прихода Царствия. Это и есть фарисейство - война  с самим собой.

А

Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы (Лаоцзы "Дао Дэ Цзин")

[ Оригинал Поста ]

Previous post Next post
Up