В предыдущей статье я писал о вариантах, где можно обосноваться вам и вашей команде в первый год бизнеса без аренды своего полноценного офиса. И тем самым существенно экономить на издержках.
Но, возможно, вы уже прошли самый трудный период, немного «нарастили мускулы» и готовы снять в аренду нормальный «взрослый» офис.
Или просто сразу же хотите иметь свой полноценный офис. Потому что, во многих случаях, - «Хороший понт - дороже денег!» :)
При аренде офиса тоже можно весьма существенно уменьшить свои затраты если воспользоваться нижеследующими советами.
Стоимость аренды офиса будет значительно ниже, если он находится не в центральных районах города и не на центральных улицах/проспектах. Порой цена аренды на двух соседних улицах уже может отличаться на порядок.
Минусом может стать - увеличение времени, которое тратиться на дорогу в офис и связанные с этим транспортные расходы. Учитывайте это, сделайте приблизительный расчет. Возможно всю вашу экономию «съест дорога» и игра не стоит свеч.
Плюс не нужно забывать, что каждый час предпринимателя тоже имеет свою немалую цену, а в дороге это чаще всего - не эффективно использованный час (правда и тут есть некоторые выходы). Кстати, а знаете ли вы, сколько стоит ваш час?
2. Дробление коллектива по офисам
Если у вас уже достаточно большая по численности сотрудников кампания, рассмотрите возможность перевода части сотрудников в другой офис с меньшей арендной платой.
Классический пример распределения: офис продаж в центре города в престижном месте; администрация, сопутствующий персонал и разработчики могут находиться на окраине; а некоторые сотрудники вообще работают из дома. А на банкетах все встречаются… :)
3. Полная арендная плата
Тщательно узнавайте, что входит, а что не входит в арендную плату перед заключением договора. Какие еще дополнительные выплаты могут быть. Часто в объявлениях и рекламе указывается арендная плата без включения расходов за коммуналку, уборку, охрану, парковку и т.д. «Дополнительные опции» вполне способны увеличить общую цену на порядок, а иногда и в разы.
Идеальный офис в аренду, - когда «все включено» и прозрачно с самого начала. Но опыт показывает, что это достаточно редкий случай.
4. Давайте возможность работать удаленно
Если специфика работы человека может подразумевать удаленную работу, - давайте ему такую возможность. Вы определенно уменьшите затраты на этого человека.
Минус, как правило, только один, - чуть большая сложность коммуникаций и большая сложность контроля. Но при нормально отлаженных процессах, нормальном планировании и постановке задач, - это все нивелируется.
Сажайте в офис только тех сотрудников, кто действительно не может, или наотрез отказывается (такие случаи нередки) работать удаленно, но ценен для вас.
5. Используйте аутсорсинг и фриланс
Подумайте и просчитайте, - нужны ли вам вообще свои сотрудники на определенных направлениях? Может проще и намного дешевле отдать задачу или направление на аутсорсинг или фриланс?
Опыт показывает, что в большинстве случаев действительно проще и дешевле, особенно для молодой компании. Классические примеры аутсорсинга: услуги связанные с дизайном, юридические и бухгалтерские услуги, услуги разработки и проектирования и.т.д.
6. Экономия на обстановке офиса
Мебель и оргтехнику можно и нужно, на первых порах, покупать на сетевых барахолках. Постоянно ликвидируются различные фирмы и целые предприятия, поэтому достаточно много предложений практически новой мебели и техники (а иногда и совершенно новой) по бросовым ценам.
Утверждаю на основе собственного опыта, абсолютно реально приобретать мебель и технику, в отличном состоянии по ценам в два и более раз дешевле. Мы это делали не раз:
На фото - основной офис моей компании "Маркет в городе". По мере расширения, мебель для рабочих мест покупалась в четыре захода с разных распродаж. Тем не менее, без проблем удалось выдержать общий стиль и цвет.
7. Субаренда помещений и рабочих мест
Не забывайте, что если у вас остались свободные места и помещения, то можно сдавать их в субаренду. Такая ситуация, кстати, не так уж и редка. Поскольку сдается обычно определенное количество квадратных метров, которые вы не можете, как правило, уменьшить.
8. Тщательная планировка офиса
Это обдуманное и рациональное планирование рабочего пространства в офисе. От того насколько рационально будут определены рабочие места, места для мебели, места для переговоров, места для отдыха и «поцелуев», - напрямую зависит насколько эффективно вы будете распоряжаться арендованными площадями.
Я не говорю о том, что нужно сажать одного специалиста впритык к другому. Даже с сохранением комфортных условий и дистанций можно сделать планировку по-разному и достаточно серьезно экономить на аренде.
Здесь даже во многих случаях уместно рекомендовать единоразово оплатить услуги специалиста по офисному планированию или организации соответствующего профиля. Экономия в последующем с лихвой компенсирует все начальные затраты.
Вот такие простые, но проверенные и реально работающие советы! Если у вас есть вопросы, дополнения и другая информация и по теме, буду рад комментариям!