заметки

Sep 15, 2019 05:23

Было бы слишком просто сказать, что одесский миф - дело еврейской мысли и еврейских рук. По "глубине проникновения" эта мысль напоминает распространенное суждение о том, что евреи сделали революцию в России. Да, многие из писателей-творцов одесского мифа имели еврейские корни. Хотя и не все, разумеется. Роль евреев была велика, но... Это были евреи ассимилянты, ассимилянты первого, редко - второго поколения,стремящиеся как можно скорее забыть о своих корнях.

*
Русский писатель Иван Бунин во время пребывания в Одессе заходил в синагогу и подробно описал свои ощущения в "Окаянных днях". Евреи - творцы одесского мифа, вероятно, не зашли бы в синагогу ни при каких обстоятельствах. Идеи интернационализма и коммунизма - вот что их привлекало. Интернационализм прилагался к этому "пакету идей". Даже экипаж Антилопы-гну из "Золотого теленка" - некая модель интернационала: русский Балаганов, сомнительный Паниковский,поляк Козлевич и турецкоподданный Остап Бендер-бей. Братья Катаевы, Олеша не имеют никакого отношения ни к еврейскому народу, ни к еврейской культуре, а к одесскому мифу имеют самое прямое отношение. Я бы рискнул сказать, что братья Катаевы имели в то время очень мало отношения к русской культуре, а Олеша - к польской.

*
Отрыв от национальных корней - общая черта творцов одесского мифа, к какой бы национальности они ни принадлежали.
Вторая важная особенность - одесский миф уходил из Одессы и возвращался в нее бумерангом. Наиболее важные для Одессы тексты создавались вне Одессы. Поэтому одесский миф имеет двойную природу: внутренняя динамика и внешние впечатления. Чем дальше, тем больше было внешних впечатлений и внутреннего стремления соответствовать внешним впечатлениям.

*
Несколько лет по всей Одессе стоят рекламные щиты с портретами Жванецкого и текстом: "Улыбайтесь! Вы в Одессе." Мы-то в Одессе, а Жванецкий в Москве. И чему особенно улыбаться...

заметки

Previous post Next post
Up