В 2010 года разработчики теории из Международного консорциума по космическому лифту приглашали Арцутанова к себе, он был в наших краях, о чём говорится
здесь, снимки внизу тоже из этой статьи. Ещё ссылки:
1,
2, 3,
4,
5.
Юрий Арцутанов (слева на левом снимке) у нас в аэропорту Сиэтла 12 августа 2010 года. На правом снимке Питер Сван второй справа с седой бородой.
Снимок справа из статьи
отсюда.
Оба фото из
этой статьи.
Эти из
этой статьи. Есть уже, что показать.
Вики сообщает, что
Юрий Николаевич Арцутанов (род. в 1929 г.)
- русский инженер, выпускник Ленинградского технологического института, известен как один из пионеров идеи
космического лифта (space elevator, skyhook).
В 1960 году он написал статью «В Космос - на электровозе», где он обсудил концепцию космического лифта как экономически выгодный, безопасный и удобный способ доступа к орбите для облегчения освоения космоса... Концепция Арцутанова была основана на связывании геосинхронных спутников кабелем с Землей. Он предложил использовать спутник в качестве базы, с которой можно построить башню, так как геосинхронный спутник останется над неподвижной точкой на экваторе. С помощью противовеса кабель будет спущен с геосинхронной орбиты на поверхность Земли, в то время как противовес будет отдаляться от Земли, удерживая центр масс кабеля неподвижно относительно Земли...
Для оценки ключевых параметров троса, связывающего поверхность Земли со спутником, фонд
Spaceward придумал новую единицу - Юрий (Yuri). Yuri - это отношение прочности на разрыв к плотности материала, или в единицах СИ: Па·м³/кг. 1 мегаюрий (MYuri) соответствует более распространённой в инженерной науке величине ГПа·см³/г. Для сравнения, хорошая стальная проволока обладает удельной прочностью в 0,5 MYuri, лучшие же современные синтетические волокна: японский материал Zylon и американский Spectra 2 - 3,74 и 3,6 MYuri соответственно. Между тем для построения реального космического лифта необходимо иметь хотя бы 25-30 MYuri, а лучше - 45-100 (во втором случае лифт выйдет существенно легче, и построить его можно будет гораздо быстрее).
Слева фотография Юрия Арцутанова
отсюда. О чём может говорить такое выражение лица? Его идею используют англосаксы для своей мифологии или лифт реален?
Справа доктор наук Брайн Лаубшер. В 2011 году он выиграл конкурс на лучший фантастический киносценарий. Название его сценария High Lift говорит о том, что он про космический лифт. Бакалаврская степень по физике у него из Университета Огайо (надо бы «Охайо» - Ohio University), мастерская и докторская с упором на астрофизику из Университета Нью-Мексико (University of New Mexico). Напомню, что в этом штате живут Ричард Хогланд и Кен Джонстон.
Тема диссертации Брайана было по наблюдательной космологии. Он работал три года в подразделении Rocketdyne division компании Rockwell International и 17 лет в Лос-Аламосской национальной лаборатории (Los Alamos National Laboratory). В 2008 году он ушёл оттуда и основал свою фирму Odysseus Technologies по разработке углеродных нанотрубок. Сейчас живёт в столице штат Олимпии. Ссылки:
1,
2.
Космический_лифт - концепция инженерного сооружения для
безракетного запуска грузов в космос. Данная гипотетическая конструкция основана на применении троса, протянутого от поверхности планеты к орбитальной станции находящейся на
ГСО. Впервые подобную мысль высказал Константин Циолковский в 1895 году, детальную разработку идея получила в трудах
Юрия Арцутанова. Предположительно, такой способ в перспективе может быть на порядки дешевле использования ракет-носителей.
Трос удерживается одним концом на поверхности планеты (Земли), а другим - в неподвижной над планетой точке выше
геостационарной орбиты (ГСО) за счёт центробежной силы. По тросу поднимается подъёмник, несущий полезный груз. При подъёме груз будет ускоряться за счёт вращения Земли, что позволит на достаточно большой высоте отправлять его за пределы тяготения Земли.
От троса требуется чрезвычайно большая прочность на разрыв в сочетании с низкой плотностью.
Углеродные нанотрубки по теоретическим расчётам представляются подходящим материалом. Если допустить пригодность их для изготовления троса, то создание космического лифта является решаемой инженерной задачей, хотя и требует использования передовых разработок и больших затрат иного рода. Создание лифта оценивается в 7-12 млрд долларов США.
НАСА уже финансирует соответствующие разработки американского Института научных исследований, включая разработку подъёмника, способного самостоятельно двигаться по тросу.
Далее в этой статье Вики сообщается о ежегодных соревнованиях подъёмников. На английском о соревновании 2010 года можно прочитать
здесь. Схема лифта:
В 2011 году в Праге состоялся 69-й Международный астронавтический конгресс (
61th International Astronautical Congress), на котором Питер Сван из корпорации
Teaching Science and Technology вёл сессию по космическому лифту. О темах докладов можно узнать
здесь. Вот они:
Preliminary Systems Requirements for the Space Toilet on the Space Train (
Presentation)
Tether assisted near earth object (neo) diversion (
Presentation)
Light and strong cnt fiber spun with cnt web Wireless Power Transfer to a Moving Vehicle: Explorations with the Kansas City team for the NASA/Spaceward power beaming challenge (
Presentation)
The Effect of Disturbances on Space Elevator Dynamics with Flexibility Numerical dynamics and stability study for twin tethered objects Geostationary Station Keeping Control of a Space Elevator during Initial Cable Deployment Space Elevator Road Map 2010 (
Presentation)
Comfortableness in Space Elevator -- Physiological Challenge First Space Elevator: on the Moon, Mars or the Earth? (
Presentation) (Питер Сван).