А этот человек слева и есть Виктор Беленко. Справа Дэвид. Виктор пожимает руки инструкторам после ознакомления с двухместным самолётом F-5F. На курсах Topgun он часто говорил о своём прошлом.
7 апреля 1986 года знакомый цереушник попросил Дэвида с несколькими инструкторами курсов отужинать с одним интересным человеком, которым оказался Виктор Беленко. После 1976 года Беленко проводил секретные инструктажи для американских лётчиков на различных базах. На одном из таких инструктажей присутствовал и Дэвид. Группа инструкторов с Дэвидом отправилась на ужин в ресторан около Сан-Диего к восьми вечера. В ресторане симпатичная цереушница познакомила их с Виктором. Ужин был вскоре после съёмок фильма «Top Gun» и за месяц до премьеры. Вроде, нет прямой связи.
Дэвид описывает, что Виктор любил быть в центре внимания, говорил по-английски с сильным акцентом и часто вставлял в разговор вульгаризмы, вроде американского ругательства, вроде известного ныне в России. Они за ужином его опрашивали, а он отвечал. После этого ужина у Дэвида появилась новая обязанность, когда ЦРУ проводило секретные занятия с Беленко на курсах Topgun несколько раз в год. Дэвид заезжал за Беленко и привозил его на курсы. Беленко не воспринимал Дэвида в качестве приятеля: он проводил время с высокопоставленными лицами, а Дэвид для него был всего лишь ещё одним шофёром. Но Дэвиду нравились 30-минутные разговоры с Беленко по дороге. Общую тему нашли в авиации.
F-14 авианосца «
Констеллейшн» вертикально над Индийским океаном. Справа страница книги с началом главы «Холливуд приходит в Мирамар» про съёмки фильма «Top Gun».
Фотографии со съёмок фильма в книге. Справа: F-14 и самолёт Learjet, с которого снимали воздушные сцены фильма.
На снимке слева актёр Энтони Эдвардс, жена Дэвида Лора и он сам. Справа Том Круз и Лора. Дэвид одет под Холливуд, а актёры под Мирамар, то есть курсантов Topgun.
На премьеру фильма «Top Gun» в Сан-Диего инструкторы курсов Topgun с жёнами приехали на шести лимузинах. Справа шеврон курсов Topgun, который выдаётся выпускникам по завершении 5-недельного курса.
Фотография слева из книги, справа фрагмент
отсюда:
F-14_Tomcat сопровождает советский противолодочный самолёт Ил-38 около авианосца «Рейнджер» (
USS Ranger (CV-61), также на
этой странице сайта ВМС США) в Индийском океане. Дэвид пишет, что «мы пытались летать между ихними самолётами и авианосцем, когда они приближались».
А это уже фото из Вики авианосца «
Констеллейшн», с которого упал самолёт Баранека в 1981-м:
Слева
отсюда: Grumman F-14A Tomcat сопровождает советский Ил-38, пролетающий над авианосцем USS Constellation (CV-64) в мае 1979 года в Индийском океане. Снимок есть также на
этом сайте вместе с 26 подобными фотографиями, но год указан неверно.
Справа
отсюда и
отсюда: на этот раз F-14A с авианосца «Констеллейшн» сопровождает советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 (Tu-95 "Bear") в западной части Тихого океана в 1982 году.
USS Constellation (CV-64) - второй корабль типа «
Китти-Хок» (
Kitty Hawk (CV-63)). Снимок слева
отсюда: пара
F-4 Phantom сопровождает Ту-95 над авианосцем «Китти-Хок» 5 июля 1971 года в Тихом океане.
Снимок справа
отсюда сделан, как утверждается, российскими самолётами во время нашумевшего демонстративного облета авианосца «Китти Хок» в Японском море 17 октября 2000 года, когда два боевых самолета Су-24 и Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО России прошли в нескольких сотнях метров от него на высоте примерно шестидесяти метров. После облета российские летчики послали сделанные снимки на веб-сайт авианосца. Облеты повторились 20 октября и 9 ноября.
Ещё несколько фотографий есть
здесь. Видео с сюжетом об облётах «Китти-Хок» российскими Су-24 и Су-27 в ноябре 2000 года выложено
здесь и
здесь. В России писали даже, что Су-27 и Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над мостиком «Китти Хока», прямо как в фильме «Топ Ган», и что даже офицеры на мостике, расплескали свой кофе и выругались. Красивый пиар в американском духе. В реальном мире несколько сотен метров всё же не очень близко. Правда, приведённый снимок сделан сверху - может, у него какое-то другое происхождение. Статьи об этом случае можно прочитать
здесь,
здесь,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь.
Именно на этом авианосце «
Констеллейшн» (с английского «Созвездие») я побывал 6 августа 2000 года во время очередного морского фестиваля в Сиэтле. С видео я заготовил в прошлом году около тысячи снимков, но до сих пор не было большого желания скомпоновать посты. Сканы нескольких бумажных фотографий:
Водоизмещение при полной загрузке 88 000 тонн, скорость хода 34 узла или 62,96 км/ч, экипаж 3150 моряков и 2480 авиаторов, авиагруппа - 85 единиц (статья на английском указывает 72). Выведен из состава флота в 2003 году. Фотографии, информацию и ссылки можно посмотреть
на этом сайте и
на сайте ВМС США.
Центр Сиэтла и портальные краны на заднем плане.
Длина 322 метра, ширина 86 метров - сколько футбольных полей поместится?
Энтузиазм у посетителей был большой - страна была на подъёме, надувался клинтоновский пузырь хайтека, все массово компьютеризировались и интернетизировались, башни-близнецы ещё не упали, войны не начались, и народ даже ещё не ориентировали на имперскую роль мирового полиционера. Хорошее было время.
Борис Ярославцев
4 августа 2013 года - 2 июля 2014 года
Kent, Des Moines, Bellevue, Seattle, WA