Про визит «Пионера» в Петербург в 95-м Вики сообщает так: «In February 1995, Pioneer set sail for Europe on her maiden cruise. During this deployment, Pioneer ... visited ... Russia ... During her visit to St. Petersburg, the Pioneer and her crew were greeted by hundreds of Russians; eager to see the Americans that had arrived to participate in the 50th Anniversary of
V-E day».
Вот информация про «Гладиатор»
отсюда: «May 5, MCM 11 arrived in St. Petersburg, Russia, for a five-day port visit, the first by U.S. Navy ship in 20 years».
Вот данные о Томе на
странице корабля:
Hutchins, Thomas (Hutch)
USS Gladiator (MCM 11)
Rank/Rate: QM1 (SW) - (звание означает Quartermaster 1st Class Petty Officer - старшина 1 класса, штурман)
Jun 1, 1992 - Oct 1, 1996 - (период прохождения службы)
Division: NAVIGATION - (подразделение)
Его запись: «My experience on the Worlds Greatest Minesweeper USS Gladiator was OUTSTANDING. The food was great, the port of calls were fun but it was the crew that made the experience so rewarding. bravo Zulu to all my Gladiator shipmates».
Пояснение:
Quartermaster - исторически в армии
квартирмейстер, на флоте старшина рулевых , сейчас на флоте штурман или штурманский помощник.
Petty officer, first class - старшина 1 класса. Таблицу званий ВС США можно посмотреть
здесь.
Вот что говорится об участии моряков «Гладиатора» в тушении пожара троллейбуса во время стоянки в Петербурге на 50-летие Победы на странице
1995 - Naval History and Heritage Command - U.S. Navy в формате ПДФ:
«May 1995
01 - 04 ENR St. Petersburg, Russia
05 - 10 IPT St. Petersburg, Russia 50th Anniversary VEDay.
…
USS GLADIATOR 1995
1995 was an extraordinary year for the USS Gladiator. Her performance throughout the year was flawless, from performing duties as the senior ship representing the United States during the 50th anniversary ommemoration of VE-Day in St. Petersburg, Russia, to setting performances records during NATO exercises "BLUE HARRTER '95" and "TRIDENTE '95".
…
Responding to national tasking, Gladiator was diverted from the "BLUE HARRIER '95" exercise to participate in the first port visit to St. Petersburg, Russia by a U. S. Navy ship in over 20 years. Together with the USS Pioneer (MCM-9), the two ships celebrated the 50th anniversary of the victory in Europe with the people of Russia, in an
unprecedented series of high-visibility commemorative events. During the port visit three Gladiator sailors heroically responded to a fire aboard a trolley car, saving the car from certain destruction. QM1 Henry Davis, QM1 Thomas Hutchins, and QM2 Ron Porter were presented awards from the Chief of the St. Petersburg fire department and VADM P.M. Quast, the visiting senior naval officer. Both ships received commendations from senior Russian officials, VADM Quast, and the Chief of Naval Operations, ADM Mike Boorda, for their outstanding success as diplomats and professionals.
Following the VE-Day celebration, Gladiator and Pioneer traveled nearly 3000 miles to participate in exercise "TRIDENTE '95" off the coast of Italy with standing naval forces Europe».
Кто захочет, может воспользоваться онлайн-переводчиком
Google Translate. Если кратко, то кроме Тома Хатчинса в тушении пожара участвовали старшина 1 класса Хенри Дэвис и старшина 2 класса Рон Портер. Все трое были награждены начальником Управления пожарной охраны Петербурга и вице-адмиралом Куостом (Quast), старшим офицером группы американских кораблей. Экипажам обоих кораблей была объявлена благодарность российских высокопоставленных официальных лиц, вице-адмирала Куоста и руководитель военно-морскими операциями адмирала Майкла Бурда.
С информацией о вице-адмирале Куосте можно познакомиться на странице
Philip M. Quast - USS Benjamin Stoddert Association DDG-22. О странной смерти или самоубийстве 16 мая 1996 года адмирала Майкла Бурда, первом в истории американском матросе, поднявшемся до поста руководителя военно-морскими операциями, можно прочитать в Вики на русском в статье
Бурда,_Джереми_Майкл. На английском в статье
Jeremy_Michael_Boorda.
Указанный выше сайт также содержит другую информацию о «Гладиаторе». ТТХ представлены так:
Стоят штампики о рассекречивании, штампы «для служебного пользования» перечёркнуты. На первой странице всего документа указано, что он рассекречен 14 ноября 2005 года. Экипаж корабля состоит из 84 человек. Это самое большое судно с деревянным корпусом, который снижает характеристики магнитного поля судна, что жизненно важно для тральщика.
На тему соперничества и взаимодействия советского и американского флота на Средиземном море в напряжённые 60-е есть хороший фильм «
Нейтральные воды» 1968 года, который может быть неизвестен молодому поколению. Посмотреть его можно на странице «
Нейтральные воды», а также
здесь и
здесь. В нём и авианосец показан и крейсера. В фильме снимали ракетный крейсер «Грозный», командиром которого с октября 1967 по октябрь 1969 года был Александр Петрович Ушаков (II). Он сам играл в этом фильме:
На левом кадре из фильма он в центре, на правом справа.
Фильм интересен тем, что грамотно передано напряжение и настороженное отношение к американцам, но сами персонажи выведены актёрами верно. Если посмотреть на них повнимательнее без эмоций, то они похожи на реальных американцев, обычных, простых, совсем не злых. В конце фильма американский матрос, не раздумывая, сиганул за борт спасать советского. Хотя, по сюжету сцену закрутили драматично, на самом деле в ней американцы ничего злого не делают - ведут себя естественно, посреди моря спасают человека, который от них пытается ускользнуть, оберегая секретные документы.
Грамотный был советский кинематограф и агитпроп. Сейчас так не умеют. Ещё один старый фильм 1969 года о советских моряках, предупредивших о цунами и спасших город на Дальнем Востоке: «
Внимание, цунами!»
Борис Ярославцев
7 марта 2014 года
Seattle, Bellevue, Des Moines, WA