Но неприязнь к Ефремову, фантасту-утописту прошлого столетия, романтику светлого коммунистического завтра, эта идущая вспять, из тёмного капиталистического сегодня, туда, в эпоху великих надежд и свершений, неприязнь - на деле не что иное, как ненависть постсоветского человека к своей возвышенной мечте, которую у него обманом отняли; жестокая обида на грандиозную Историческую Альтернативу, которая столь многое ему обещала, но так и не реализовалась.Кому как. Когда-то читал Ефремова, теперь.... Не моё. Отталкивает приторность. Поведение персонажей такое, как во время ударных "5-летка в 4 года". Тогда старались ради того, чтобы быстрее забыть то, что было до революции; ради того, чтобы как можно быстрее достать мечту "вот-вот, завтра будет коммунизм и всем будет хорошо"; ну и, чтобы в грязь лицом перед капиталистическими странами не ударить. Это с точки зрения населения, а правительство, думается, шло 1-ой и 3-ей дорогой
( ... )
==Поведение персонажей такое, как во время ударных "5-летка в 4 года". ==
У Ефремова все персонажи заняты своим любимым делом, а не тупой работой лишь для добычи денег. Это тот случай из теоремы счастья Ю. Никулина, когда с удовольствием идёшь на работу и с удовольствием возвращаешься домой)) Если человек занят своим любимым делом, он всегда готов к пятилетке за 4 года, он по другому не может. Я знал немецкого каменьщика, очень любящего свою работу. Он работал 6 дней в неделю. Взявшись за проект, и выполняя его, он всегда придумывал как его усовершенствовать, что ещё можно добавить, это затягивало его работу, но он не требовал за это денег, так как этого не было в условиях - просто так лучше. Когда у него не было заказов, он ехал в деревню, высматривал самую плохую трубу и делал старикам, бесплатно печи, с лежанкой, с круглыми колодцами... реальной стоимостью в 5 в 10 тыс. евро... Он всегда готов к пятилетке за 3 года)))) Так он каменщик, а здесь первооткрыватели.
Масштабы разные. Я сам энтузиаст того, что люблю, и знаю таких людей, но там космос и куча непознанного на каждом шагу, а это быстро конвертирует любой энтузиазм в спокойную вдумчивую работу и уважению к миру. У Ефремова, к сожалению, настроение, как и в ту эпоху, когда он жил: "человек должен покорить природу", а это радикально не моё.
Да, Вы правильно заметили, что в том обществе есть что-то античное. Не знаю что там Ефремов нашёл, но для меня это добавляет минуса т.к. с детства к Греции симпатии не питаю.
ps. Замолкаю, пожалуй, не буду встревать, моего имхо и так уже достаточно)
Спасибо! Последние лет двадцать, ни чего лучшего об Ефремове, не читал. На чьей бы стороне не был Ефремов, он описывает людей, какими они должны быть, какими должны быть их отношения. При всех недостатках античной системы, он многое взял от классического видения эмоций и общения в Древней Греции. Наверное причина здесь в открытости людей молодой цивилизации. Я, думаю, Ефремов дал образец нового человека для подражания. Не помню какой историк сказал, что нет стопроцентно прогрессирующей формации, можно обнаружить и замечательных тиранов и монархов, и не лучшую демократию процветающую одновременно с ними. Так и люди, в идеале должны быть Ефремовские, что бы их не окружало. Если бы коммунисты поставили Ефремова идейным знаменосцев, я думаю перестройка не произошла бы.
=Наверное причина здесь в открытости людей молодой цивилизации. = Прочитайте или перечитайте "Таис Афинская". Об открытости не может быть и речи. Как раз недавно прочитал книгу, поговорил по некоторым вопросам со знающими историю людьми. Цитирую.
"роман написан о женщине, воспитанной внутри греческой культуры - той самой культуры, которая считала себя безупречной и совершенной. Нет ничего удивительного в том, что Таис впитывает это отношение буквально из воздуха и оно становится для нее естественным, как дыхание."
Каким образом можно быть открытым, если вместе с этим считаешь себя лучшим?
Я же пишу - "При всех НЕДОСТАТКАХ античной системы". Ничего идеального нет, но всегда можно найти замечательные элементы неидеального целого.
==Каким образом можно быть открытым, если вместе с этим считаешь себя лучшим?== - Нормально. Если я лучший сварщик или юрист)) то почему я должен быть замкнутым, не открытым другим людям?)))
Лессинг считал, что у античных греков, не было привычки прятать эмоции, они не скрывали чувств, слёз, восторга, любви. Я думаю, Ефремов этим наделил героев своих романов.
Ваша ошибка в том, что Вы сравниваете малые масштабы с большими. Я рад за Вас, если Вы лучший в чём-то и не зазнаётесь. Вот только греков это как и отличало - зазнайство, гордыня. Особенно, наверное, под конец их истории. Правда, это свойственно многим, если не почти всем, древним цивилизациям, которые в то или иное время доминировали на своей части суши и моря, но....
По части сокрытия чувств - это японцы в этом преуспели. У них с этим ух как строго раньше было!
Ладно, наша дискуссия уже в историю, причем, древнюю пошла, а там кто угодно ногу сломит) Чтобы не зафлуживать дальше дневник давайте закончим т.е. не отвечайте на этот пост.
Comments 21
Reply
У Ефремова все персонажи заняты своим любимым делом, а не тупой работой лишь для добычи денег. Это тот случай из теоремы счастья Ю. Никулина, когда с удовольствием идёшь на работу и с удовольствием возвращаешься домой))
Если человек занят своим любимым делом, он всегда готов к пятилетке за 4 года, он по другому не может.
Я знал немецкого каменьщика, очень любящего свою работу. Он работал 6 дней в неделю. Взявшись за проект, и выполняя его, он всегда придумывал как его усовершенствовать, что ещё можно добавить, это затягивало его работу, но он не требовал за это денег, так как этого не было в условиях - просто так лучше.
Когда у него не было заказов, он ехал в деревню, высматривал самую плохую трубу и делал старикам, бесплатно печи, с лежанкой, с круглыми колодцами... реальной стоимостью в 5 в 10 тыс. евро...
Он всегда готов к пятилетке за 3 года)))) Так он каменщик, а здесь первооткрыватели.
Reply
Да, Вы правильно заметили, что в том обществе есть что-то античное. Не знаю что там Ефремов нашёл, но для меня это добавляет минуса т.к. с детства к Греции симпатии не питаю.
ps. Замолкаю, пожалуй, не буду встревать, моего имхо и так уже достаточно)
Reply
На чьей бы стороне не был Ефремов, он описывает людей, какими они должны быть, какими должны быть их отношения. При всех недостатках античной системы, он многое взял от классического видения эмоций и общения в Древней Греции. Наверное причина здесь в открытости людей молодой цивилизации.
Я, думаю, Ефремов дал образец нового человека для подражания.
Не помню какой историк сказал, что нет стопроцентно прогрессирующей формации, можно обнаружить и замечательных тиранов и монархов, и не лучшую демократию процветающую одновременно с ними. Так и люди, в идеале должны быть Ефремовские, что бы их не окружало.
Если бы коммунисты поставили Ефремова идейным знаменосцев, я думаю перестройка не произошла бы.
Reply
Прочитайте или перечитайте "Таис Афинская". Об открытости не может быть и речи. Как раз недавно прочитал книгу, поговорил по некоторым вопросам со знающими историю людьми. Цитирую.
"роман написан о женщине, воспитанной внутри греческой культуры - той самой культуры, которая считала себя безупречной и совершенной. Нет ничего удивительного в том, что Таис впитывает это отношение буквально из воздуха и оно становится для нее естественным, как дыхание."
Каким образом можно быть открытым, если вместе с этим считаешь себя лучшим?
Reply
==Каким образом можно быть открытым, если вместе с этим считаешь себя лучшим?==
- Нормально. Если я лучший сварщик или юрист)) то почему я должен быть замкнутым, не открытым другим людям?)))
Лессинг считал, что у античных греков, не было привычки прятать эмоции, они не скрывали чувств, слёз, восторга, любви. Я думаю, Ефремов этим наделил героев своих романов.
Reply
По части сокрытия чувств - это японцы в этом преуспели. У них с этим ух как строго раньше было!
Ладно, наша дискуссия уже в историю, причем, древнюю пошла, а там кто угодно ногу сломит) Чтобы не зафлуживать дальше дневник давайте закончим т.е. не отвечайте на этот пост.
Reply
Leave a comment