Прошедший вчера день ВМФ наделал много шума в связи с присутствием на военно-морском параде в Санкт-Петербурге неожиданных гостей, приглашенных Президентом- лидеров сухопутных африканских стран. Мы же окунемся в славную историю нашего флота, в апрель 1882 года, когда парусно-паровые клипера, крейсеры «Азия» и «Африка» под начальством контр-адмирала А. Б. Асланбегова, зашли в Бангкок и русскому адмиралу дал аудиенцию король Сиама Рама V Великий. Вот воспоминания адмирала об этой встрече.
Броненосный крейсер Азия.
Авраамий Богданович Асланбегов (
1822,
Баку -
1900,
Санкт-Петербург) - российский флотоводец и историк флота,
вице-адмирал. Из
кабардинского рода Асланбеговых.
«Пристань у королевского дворца находится в полуразрушенном состоянии; наружный, т.е. первый, двор грязен, кругом лавки, грязный оборванный народ, солдаты; во втором дворе то же самое, наконец, в третьем показались его гвардейцы в красных мундирах. Придворные чиновники пригласили нас для отдыха под навес, подали чай; скоро вошел принц с министром иностранных дел и через четверть часа дали знать, что король просит к себе. Предшествуемые массой чиновников, мы вошли в большой зал, хорошо меблированный, с плотно закрытыми ставнями и потому почти темный; в противоположной стороне входа горело несколько ламп. Министр иностранных дел вышел на середину и проговорил, что представляются адмирал, капитаны и офицеры русского корабля, пришедшего в Банкок. Тогда е.в-во подошел ко мне, подал руку и сказал, что очень рад видеть меня и русских офицеров у себя в гостях; я отвечал, что счастлив представиться королю, который для пользы своего народа отдал распоряжаться государственными делами опытному регенту, а сам в монастыре продолжал учиться, приобретал познания, потом сделал путешествие в Сингапур, Батавию, Калькутту и Бомбей и только по возвращении из путешествия вступил на престол и теперь трудится к развитию цивилизации своего королевства. По переводе моей речи первым драгоманом е. в-во поблагодарил меня и снова взял за руку. Тогда я представил г.г. командиров и офицеров, которым он подал руку, и, предложив сесть, подвинул лично мой стул. Узнав от меня, что я остаюсь только 4 дня, он выразил желание, чтобы я остался подольше, и по крайней мере день, назначенный для процессии. Прощаясь, он отдал приказание показать мне все достопримечательное и здание выставки, которая должна открыться через 15 дней. В заключение просил принять на память медаль, выбитую по случаю выставки, и лично раздал всем г.г. офицерам».
Несмотря на не очень приятное впечатление, которое на русского контр-адмирала произвел королевский дворец , встречей с королем Сиама Аврамий Богданович остался доволен и выразил «искреннюю признательность е. к. в-ву за оказанное нам особенное внимание, ласки и радушный прием».
Король Чулалонгкорн