Военная История №8. ОХОТА НА ОХОТНИКОВ. Денис Орлов

Aug 21, 2015 15:37



ОХОТА НА ОХОТНИКОВ
Военная история №8, С анкт-Петербург
Денис Орлов
Британские суда-ловушки уничтожили десятки немецких субмарин



К началу 1915 года ситуация на фронтах Первой мировой войны сложилась безрадост­ная. Две враждебные груп­пировки держав сошлись в смертельной схватке. Но ни Антанта, ни страны Четверного союза не могли получить решительного пре­имущества.
Нужно было сделать какой-то силь­ный ход, чтобы переломить ситуа­цию. Для кайзеровской Германии таким спасительным выходом представля­лась идея «неограниченной войны» на море. Дело в том, что, по сложившим­ся к началу XX века правилам мор­ской войны, считалось недопустимым топить торговые и гражданские суда противника, не говоря уже о судах ней­тральных держав. Законной целью для атаки служили только военные суда. И вот Германия решила отказаться от это­го принципа
«Топи их всех!»
4 февраля 1915 года Германия опу­бликовала официальное уведомление, что воды вокруг Британии и Ирландии объявляются зоной неограниченных военных действий. «Любое торговое судно воюющих сторон может подвер­гнуться атаке, причем не гарантирует­ся, что ему будет предоставлено время для спасения экипажа и пассажиров. Любое нейтральное торговое судно также может подвергнуться атаке, так как Британия разрешает движение сво­их судов под нейтральными флагами». Для реализации этих угроз у Германии нашелся и подходящий инструмент - подводные лодки. Пронырливые не­мецкие субмарины стали серьезной угрозой для британского судоходства, отправляя на дно морское сотни без­оружных гражданских кораблей.
Ловля на живца
Нужно было придумать какое-то средство борьбы с подводными пира­тами. И в британском Адмиралтействе нашли оригинальный выход. В море вышли так называемые суда-ловушки (Q-ships).
На обычный торговый пароход уста­навливали замаскированные орудия, после чего он отправлялся в плавание. Образно говоря, начиналась «ловля на живца». Дело в том, что немецкие подводники обычно не торпедирова­ли гражданские пароходы - торпеды берегли на случай встречи с военны­ми судами. А обнаружив безобидного «торгаша», субмарина всплывала и рас­стреливала жертву из орудий. Вот этой особенностью немецких атак и решили воспользоваться британцы.
Суда-ловушки действовали следу­ющим образом. Когда поблизости от такого корабля появлялся перископ немецкой лодки, на борту поднима­лась «паника». Специально обученные люди метались по палубе, кричали, словом, изображали смертельный испуг. На воду спускались шлюпки, которые сразу «переворачивались». А в это время артиллеристы, укрытые за фальшбортами, наводили орудия и ждали приказа капитана. Как толь­ко командир немецкой субмарины принимал решение всплыть и унич­тожить брошенное командой судно артиллерийским огнем, орудия суд- на-ловушки открывали меткий огонь по всплывшей подлодке. Учитывая то, что на эти корабли отбирались лучшие комендоры, вражеская субма­рина или шла на дно, или поднимала белый флаг, сдаваясь на милость по­бедителя.
Игра со смертью
Конечно, риск был большой. Ведь подлодка могла уничтожить судно-ло- вушку торпедами, не поднимаясь на поверхность. Мало ли, что взбредет в голову ее командиру!
Кроме того, если вражеская субма­рина не будет уничтожена первыми же выстрелами, то она успеет погрузиться, и тогда судно-ловушка станет мишенью для ее торпед. Естественно, для повы­шения живучести трюмы судов-лову- шек были заполнены пустыми бочка­ми, но все равно участи разоблаченной «приманки» нельзя было позавидовать.
Кстати, «приманку» делали даже из парусных кораблей, хотя это уже была экзотика. Тем не менее, даже им удавалось достичь успеха. Так, в мае 1917 года баркентина «Гелик», во­оруженная двумя 76-миллиметровыми орудиями, сумела отправить на дно не­мецкую субмарину.
Поначалу британская военная хи­трость принесла некоторый успех. Были потоплены десятки немецких подлодок. Но вскоре немецкие под­водники разгадали секрет судов-ло- вушек и стали уничтожать торговые суда торпедами, не всплывая. Впо­следствии инициаторам идеи с Q-ships даже вменяли в вину, что своими «но­вовведениями» они лишь ухудшили ситуацию на море. Тем не менее, прак­тика использования судов-ловушек сохранилась до конца Первой миро­вой войны...


первая мировая война. великая война. суб, охота на охотников, денис орлов, журнал военная история

Previous post Next post
Up