На Родину, которой нет... "Самарские Известия". Анна Штомпель №154 (6822) от 17.10.14

Feb 07, 2015 18:22



«На Родину, которой нет...» Анна Штомпель №154 (6822) от 17.10.14

2014 год - столетие начала Первой мировой войны

В годы службы его называли «Дима-миротворец»

Дмитрий Борисов, подполковник запаса, поэт и соавтор русско-польского проекта: «Когда я все это затеял, надо мной смеялись: «Не далековато ли Тольятти от Первой мировой?..»


Эту серьезную тему я начну издалека. В нашей жизни очень важно попасть, что называется, в струю, в обойму. Замечали ли вы, что на радиостанциях крутят один и тот же набор «форматных» песен, по телевизору - одни и те же освященные традицией фильмы? И праздники, и скорбные даты у нас делятся на «форматные» и «неформатные»...
Все знают, что приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Не сомневаюсь, что мы достойно встретим эту дату. Но у той войны есть и другое название: в широком смысле - это Вторая мировая. Раз вторая, значит, была и первая? Ровно 100 лет назад Германия и Австрия выступили против Российской Империи. На протяжении четырехлетия лилась кровь наших прадедов. А кто сейчас об этом помнит, кроме ученых и любителей-историков?
Дмитрий Владимирович Борисов - один из тех, кто не просто помнит, но всю душу, все свои силы вкладывает в то, чтобы пробудить историческую память в нас с вами. Подполковник запаса, ветеран боевых действий, старший офицер по оперативной работе и инженерной разведке, Борисов на вопрос «Вы были сапером?» отвечает: «Я им и остался». Перед увольнением в запас он служил на Кавказе, а после работал воспитателем в детском доме.
В настоящее время Дмитрий Владимирович - соавтор русско-польского проекта «Поэзия Первой мировой», автор проекта «Кто был кто» об известных личностях 1914 - 1918 годов и идеи клипа «Солдаты Первой мировой. Все расцветает по весне». В этом году Борисов занял 1-е место среди иностранных поэтов в Международном литературном конкурсе в польском городе Пшасныш.
По инициативе Борисова 6 сентября этого года в Тольятти состоялось открытие Памятного знака «Лес памяти солдат Ставропольского уезда, участников Первой мировой войны 1914 - 1918 г.г.». В ближайшее время там планируется высадить 40000 деревьев.

Тольятти и Первая мировая
С Борисовым я беседую в его домашнем кабинете. «Моя берлога, как я это называю», - шутит подполковник запаса и поэт. На самом деле это настоящая творческая лаборатория, где все под рукой и каждая вещичка имеет свой сокровенный смысл.
- Дмитрий Владимирович, почему именно Первая мировая?
- Мой друг из Польши, Михаил, вплотную занимается этой темой. Он русовед, историк, поэт, переводчик. В 2012 году случайно прочитал мое стихотворение и предложил сделать совместный проект. Меня очень впечатлили фотографии русских захоронений в Польше. И то, как поляки за ними ухаживают. Мох счищают... Не могу говорить (прокашливается). Меня так это тронуло, что появилось стихотворение «Безымянные кресты».

Словно плечи опущены,
Память устала.
Я - один, я - второй.
Не считайте, не мало...

- Сначала, когда я все это затеял, надо мной смеялись: «Не далековато ли Тольятти от Первой мировой?..» Я сделал запрос в архив. Оказалось, что два наших земляка - полные георгиевские кавалеры: подполковник Долматов и подпрапорщик Федин. В моих планах добиться присвоения двум улицам и двум школам этих славных имен. Недавно выступал в Похвистневе перед старшеклассниками. Планировал час, а незаметно пролетело два с половиной. Я не рассказываю, что «солдаты разутые, а генералы - дураки». Для меня важна каждая отдельная судьба человека.
Сразу после увольнения из армии я полгода проработал в детском доме. Вместе с еще несколькими офицерами запаса. Представляете, что значил для детей тот факт, что их воспитатель - офицер советской и российской армии! На 23 февраля они у нас на кителях все значки пересчитали: «У моего воспитателя больше!» - «Нет, у моего!»
Вообще детдомовские дети очень благодарные, несмотря на все свое разгильдяйство. Конечно, из основной массы выходит мало толка - гены... Они же не настоящие сироты. В моем 4-м классе только у одного мальчика родители погибли в аварии. А остальные - лишенные родительских прав. И дети каждую пятницу к ним шли, к этим алкоголикам, и любили их, как умеют любить детдомовцы... К нам поначалу агрессивно относились: «Что тут эти мужики делают?» Потом привыкли, начали про свои семьи рассказывать. Сейчас уже выросли, сами мамами-папами стали. Некоторые институты окончили.


Несостоявшееся примирение
- В Питере изготовили памятник, посвященный примирению белых и красных. Он так и называется - «Примирение». На камне лежат простреленная белогвардейская фуражка и буденовский шлем. Там очень хорошее четверостишье одной поэтессы, что мы, мол, единый народ... И представляете, не смогли найти место, где его установить! Сторонники разных идеологий до сих пор воюют. Белые говорят: «Мы вашу буденовку на дух не переносим», красные: «Мало вас, беляков, постреляли»... Нашелся один директор школы, который сказал: «Не надо спорить. Я возьму себе этот памятник». С тех пор он стоит в школьном дворе. Это в Питере, столице!.. Меня так это возмутило. Не судить надо предков, а на себя посмотреть - что ты-то из себя представляешь.
Эта история вдохновила Дмитрия Борисовича написать стихотворение, посвященное деду и прадеду. Называется «Память ищет событья истории...» Там есть такие строки:

Взял альбом давно умершей бабушки,
Где в буденовке дед на коне.
Где мой прадед в гвардейском мундире,
Верный Службе, России, Царю,
Вместе с дедом - мальчишкой не знающим,
Повзрослеет в каком он бою...

- Это просто художественный образ, что прадед ваш - за царя, а дед - за красных?
- Нет, так и было. Прадед, Федор Спиридонович, служил фельдшером-ветеринаром у Брусилова. До меня дошла легенда, что, когда у цесаревича Алексея заболел кот, Брусилов порекомендовал своего фельдшера - моего прадеда. И ему разрешили жить при дворце...
Кадровых военных в роду не было, но мечтой отца всегда было, чтобы я стал военным. И армейская тема у нас в семье была одной из основных. Дед мне всегда про войну рассказывал. Я интересовался, смотрел фото, где он стоит возле знамени, с наганом и в буденовке.

Взгляд офицера
- В Афганистане я не был, туда отправляли холостяков. А вот Чечни коснулся... Был назначен на должность старшего офицера 58-й армии по оперативной работе и инженерной разведке. По сути, это проверка и разминирование дорог и мостов. А в масштабе армии - разведка всех границ, перевалов, переходов, преодоление препятствий. Я должен знать все характеристики маршрута - можно ли реку преодолеть вброд, выдержит ли этот мост и т. д.
Друзей терять приходилось... Потери друзей - это очень тяжело... Нужно отдать должное нашим солдатам: все трудности переносят. И если солдат возвращается домой живой и здоровый - да просто живой! - и благодарит за это своего командира, это очень дорого. К сожалению, чаще командиров у нас винят...
- Дмитрий Владимирович, в статистике Первой мировой меня поразило, что потери среди мирного населения значительно превысили потери среди военных. Всегда так бывает или это отличительная особенность той войны?
- В эту статистику включены смерти от голода и эпидемий. Взять любых поэтов - английских, немецких, русских, польских - сколько в их стихах боли за ту войну! Особенно за солдат, которые в окопах сражались и вшей кормили. Подвиг совершить редко кому дано. В основном была траншейная война. Град снарядов сыпется или идет облако газа - и вот она - смерть. За что?.. Действительно «пушечное мясо».
Дмитрий Владимирович умолкает. На лице его - неподдельное страдание.
- Вы как офицер считаете это неизбежностью? - осторожно спрашиваю я.
- Я как офицер, - голос Борисова тверд, - считаю, что солдат и офицер, в первую очередь, должны выполнять свой воинский долг. Если мы в окопах начнем думать, что правильно, а что неправильно, кому такая армия нужна? Я сам практически до конца своей службы точно так же ползал на пузе. И воспринимал это нормально.
- Ваш личный взгляд на проблему Украины совпадает с официальной позицией России?
- Безусловно. (Повторяет дважды).
- Как вы считаете, надолго это заварилось?
- Все зависит от здравомыслия политиков. Та сторона очень круто влезла в грязь... фашистскую. Мой старшина живет в Одессе. Мы прекратили контакт... Ведь не сепаратисты, как называет их та сторона, в Киеве убивают мирных жителей. Это к ним, в их города пришли и убивают их детей! Пусть даже они сепаратисты, но кто воюет со своим населением при помощи артиллерии?! (В этот момент я невольно вспоминаю Чечню... - Прим. автора). Зачем рушить заводы, фабрики, угольные шахты?! Они что, уже сами не надеются, что Донбасс вернется?..

«Пишу то, что на душу ляжет»
Награждение и вручение дипломов лауреатам «Мазовецкого литературного конкурса» состоится 8 ноября в польском городе Пшасныш. Чтобы поехать, нужно около 80 тысяч рублей. «На пенсию трудновато организовать такую поездку достойным образом», - говорит Борисов. Он с благодарностью примет любую финансовую поддержку.
- Мечты выиграть как таковой не было. Я просто спросил Михала: «Будем участвовать?» Он говорит: «Давай».
- В свете нынешней политической ситуации непредвзятость жюри поражает.
- Честно говоря, я сам удивлен. Но конкурс проходил под девизом «Поэты во имя добра и мира». Не все в Польше и на Западе мыслят одинаково. Не все забыли, что такое фашизм... Я как раз и хочу привезти из поездки другую точку зрения. Узнав, что я подполковник советской и российской армии, организаторы сказали: «Мы поражены вашим мировоззрением». В свои первые офицерские годы я служил в Венгрии. Посидеть в корчме, встретиться с девушками - разговорный язык освоил. Меня называли «Дима-миротворец». Если где-то затевалась заварушка, меня всегда звали, и я улаживал. Было не просто удивительно, а удивительно приятно, когда подходишь вечером к корчме и слышишь «Катюшу» на русском языке. Или «Бери шинель, пошли домой...» А уж «Миллион алых роз» Пугачевой вообще звучало отовсюду!
- Ваши стихи Михал переводит?
- А почему, думаете, я выиграл? Если бы не его замечательные переводы... Он сам среди поляков занял первое место. Михаил считается лучшим переводчиком Высоцкого на польский язык. Говорит, когда переводил Солженицына, ему сны снились на русском языке. Нашим языком владеет настолько, что сам пишет на нем стихи (например, для клипа «Все расцветает по весне»). Некоторые мои стихи переводит вообще «мимолетом» - так они его трогают. У тех, кто брался до него, много вопросов возникало - я же не профессионал... И в детстве никогда этим не баловался. Единственный раз в 1982 году, когда лежал в госпитале в Будапеште, я написал два стихотворения, посвященные моей жене и будущему ребенку. Первый сборник стихов практически весь родился из эсэмэсок, которые я отправлял любимой женщине. Все они тут до сих пор (показывает на телефон). Любовная лирика, природа...
Рабочий день у меня начинается рано, в 4-5 утра. В это время я принадлежу себе: никто не звонит, не отвлекает. До восьми можно спокойно посидеть. Разгребаю электронную почту. Включаю новостные каналы. Пусть даже они наполовину врут, можно сложить правду тех и тех... Стихи меня обычно пробивают часа в 2-3 ночи. Пишу то, что на душу ляжет.
Как-то Борис Скотневский пригласил меня почитать свои стихи в «Тольяттинскую писательскую организацию», которой он руководит. Я читал минут 30 - 40. А потом три часа местные писатели и поэты со мной беседовали. «Если бы мы не знали, что вы старший офицер, прошедший войну, то подумали бы, что эти стихи написал юноша лет 14-15». Это был детский лепет - как первые слова у ребенка...
Мои однокашники как-то спросили: а слабо, мол, про нас написать? Вообще на заказ не пишу, но тут, видно, в сознании отложилось. Начали рождаться стихи про Афганистан, Чечню, про ребят... Не затрагивая вопросов - почему, кто виноват... Политика - это вообще не мое. По телевизору смотрю только футбол, «Культуру» или что-то местное. С удовольствием - старые фильмы.
Мне очень понравился клип Вари Стрижак «Атака мертвецов». Я написал: «Есть слова для песни. Как связаться с продюсером?» Потом тот мне признался, что только из вежливости согласился прочитать стихи. И его поразила сама тема - воскресшие через сто лет солдаты... Слова Михаила положили на легкую душевную музыку. Мне предложили принять участие в съемках. Думал, в обозе где-нибудь посадят... Приехал в Петербург. Из шкафа достают специально сшитую для меня форму (знали мой размер), да еще в том звании, в котором я служил! Пошутили: «Только маме привет не передавай». Съемки длились 12 часов.

image Click to view



Так родился клип «Солдаты Первой мировой. Все расцветает по весне». Клип, где звучат такие строки:

Идут они уже сто лет
На Родину, которой нет.
Давно разрушенных дотла
Церквей увидеть купола...

image Click to view


Детская скакалка на камне
На окраине Тольятти дует пронзительный ледяной ветер. Взгляду предстает голое поле с ржавой осенней зеленью и два больших белых валуна на перекрестье каменистых дорожек. На одном - икона Сергия Радонежского и черная памятная табличка. На другом - замечательные слова из стихотворения Дмитрия Борисова:

Нам не счесть поименно Героев,
Земляков из Великой войны,
Только Память вернуть для достойных
Можешь Ты!
Может Он!
Можем Мы!!!

А в изножье на простой картонке крупными буквами выведено: «Просьба ко всем, кто сюда заезжает, не портить начатое доброе дело. Извините за каракули. Дед». Стебельки высохших цветов в георгиевских ленточках дополняют картину.
- Текст я сам написал. За месяц буквы даже не выцвели, и ни одна рука со злом их не коснулась. Вскоре после того, как установили Памятный знак, мы приехали вновь и видим: на камнях лежит детская скакалка. Ребенок со своей невинной энергией уже все исследовал и облазил. Это очень тронуло.
Икона имеет свой смысл. По преданию, один из офицеров Первой Мировой, который лежал здесь в госпитале, был безнадежен, хотел покончить с собой. Ночью заметил свечение, выглянул в окно и увидел старца. «Что, сынок, тяжело тебе?» - «Тяжело». - «У тебя есть шанс. Посади на рассвете саженец дуба и 12 зорек поливай его. Дуб выживет - значит, и ты выживешь». Утром офицер все рассказал главврачу. Нашлись лопаты, саженцы, и тяжелобольной вместе со своими товарищами высадил деревья. И выжил. Священники говорят, что старец этот - Сергей Радонежский.
(Слушаю эту замечательную историю и думаю: интересно, а как бы сейчас отреагировал врач, вздумай больной рассказать ему про «свечение» и потребовать садовые инструменты?..)
- Вот уже подготовленные четыре ямки, засыпанные черноземом, - показывает Дмитрий Борисович. - Саратовское лесничество дарит нам саженцы красного дуба. Здесь будут березки стоять. А от дороги и дальше - Лес памяти. На этих горках я мальчиком катался на санках. Какие шикарные леса здесь были! Все сгорело. Люди сами расчищали, выкорчевывали пни. Первый субботник состоялся 12 июня, в День России...

В связи со столетием начала Первой мировой в обществе всколыхнулся интерес к этой теме. Есть идея положить начало традиции, чтобы каждый парень перед армией, каждый счастливый новоиспеченный отец, и вообще любой, кто захочет как-то отметить важное событие в своей жизни, - чтобы все они приходили сюда и сажали дерево. Тогда и будет настоящий лес. Места достаточно - 10 гектаров. А у меня впереди еще четыре года (столько длилась война), чтобы успеть осуществить все задумки, хотя бы запустить их...
Дмитрий Владимирович, слегка ссутулившись, стоит и смотрит на Памятный знак, словно не замечая пронзительного ветра. Так смотрят на дорогое сердцу и выстраданное. На детище, в которое предстоит вложить еще много душевных и физических сил, - с полным осознанием, что вклад этот вернется сторицей.
Пусть даже не ему самому. http://samarskieizvestia.ru/document/18494/

первая мировая война. великая война, Дмитрий Борисов Дед Митяй Тольятти, 75. rocznica wybuchu II wojny światowej, Koło Miłośników Sztuki TARAS, Związek Literatów na Mazowszu z siedzibą, самарская губерния самара, Księgarnia Polska Książka, 100. rocznica wybuchu I wojny światowej, польша пшасныш лодзь, Pierwsza wojna światowa, самарские известия, лес римского папы венедикта, польша пшпасныш лодзь, Pierwsza wojna światowa wielka wojna, wielka wojna, дмитрий борисов первая мировая война, Bożenna Beata Parzuchowska, miejska biblioteka publiczna w przasnysz, лес памяти солдат первой мировой войны, анна штомпель, лодзь лодзинское воеводство, стихи русского офицера борисов, miejski dom kultury w przasnyszu, михал ягелло

Previous post Next post
Up