Русская Селитьба, Самарская область. Часть 1. 09.09.17.

Nov 14, 2017 09:01




Так получилось, что посещение сего замечательного села и его достопримечательных окрестностей осталось больше двух месяцев без рассказа, всё как-то ограничилось «выложением» в сеть отдельных фото. Сегодня я восполняю этот пробел, делюсь своими впечатлениями.
Мой друг, земляк и однокашник по Тюменскому ВВИКУ Володя Скрябин...

Вот такими мы были курсантами в ТВВИКУ




Такими выпустились летёхами в 1982 году




... пригласил меня в гости уже давно, приезжая ко мне в Госпиталь ветеранов войн в Самаре,


на тот момент мы не виделись с 1982 года, закончив военное училище. Владимира Ильича  помотала судьба за эти годы, я бы сказал «огонь, вода и медные трубы» были в его распоряжении полностью. Об этом рассказ будет если пожелает сам хозяин Судьбы. А пока о «гостевании» и красоте сия края. Не стал много копать инет, обратился к этому сайту http://rselitba.cerkov.ru/ :, а фото предоставила самарский фотограф Елена Бабурина:



Село Русская Селитьба относится к старым поселениям. В церковных ведомостях за 1890 год упоминалось о том, что в селе насчитывалось 366 дворов, а население составляло 2279 человек - сельчан обоего пола. Были в селе и две школы: земская и церковно - приходская, пять водяных и одна ветряная мельница.


Православный храм в честь Святого Архангела Михаила в селе был открыт 1 октября 1829 года. Строительство велось в течение 25 лет “тщанием” (заботливостью) прихожан. Таким образом, проект храма датируется около 1804 года. Первоначально церковь представляла собой бесстолпный храм корабельного типа, в котором одновременно могло молиться до 400 человек. В 1860-х годах храм был расширен за счет возведения северного и южного приделов, в результате чего приобрел в плане форму креста. Приделы не имели собственных алтарей; в них были устроены дополнительные входы в храм с западной стороны с сенями и дровниками /помещениями для хранения дров/ для печей, расположенных  в приделах. После расширения в храме могло уже одновременно предстоять на богослужении до 700 человек. Храм считался “пасхальным”, так как в нем происходили соборные богослужения на Пасху с участием священнослужителей окрестных церквей. Храм был расписан в живописном стиле. Фрагменты росписи сохранились доныне. В 1930-х годах храм для богослужений был закрыт. Колокол сбросили с колокольни и отправили на переплавку в Сергиевск. Само здание было передано колхозу под зернохранилище, а позднее заброшено.
В 1989 году были начаты работы по восстановлению храма, а в 1992 году храм вновь был открыт для богослужений.
Здание храма является вновь выявленным памятником истории и культуры на основании распоряжения главы администрации Самарской области от 06.05.1993 г. №426-р. Один из древнейших, сохранившихся на территории Самарской области образцов православной храмовой архитектуры. В своем облике сочетает архаичные черты русского зодчества 17 - 18 вв. и архитектуры раннего классицизма.
В 1861 году в церкви служил отец Михаил (фамилия, к сожалению, неизвестна), который очень много сделал для образования крестьянских детей и для нравственного воспитания прихожан, за что поощрялся церковным начальством.
Последний священник, служивший в храме до закрытия, - Иван Дмитриевич Щеглов. Расстрелян под Сергиевском в 1930-х годах. Является новомучеником Самарской губернии.
Ныне церковь после реставрационных работ является действующей. Настоятель - отец Михаил  Булгаков.

Богородичный родник и часовня








Есть предание, что в начале XIX века одна благочестивая женщина пошла за глиной к срытнику (так называлось место, где люди рыли глину для обмазывания стен домов). И на том месте, где она копала, явился чудотворный образ Богородицы, называемый Владимирская. Женщина подняла икону, а из выкопанной ямки забил родник. На источнике поставили часовню, а улица, на которой она стоит, получила название Родниковка. В 30-е годы ХХ столетия часовня была разрушена. В 1998 году силами коллектива фирмы “Волгатрансстрой” по проекту архитектора Виктора Николаевича Шкрибтиенко часовня была восстановлена. Освящена архиепископом Самарским и Сызранским Сергием 17 января 1999 года. В часовне установлен бережно сохраненный сельчанами образ Богородицы, называемый Владимирская.

01

02

03

Довольные как слоны после клизмы)))

04

05

06

Немного дворика хозяина, забора у него нет, свободный доступ к соседям и обратно. Живут дружно, молоко можно купить зайдя в дом хозяйки коровы, положить денежку на стол и забрать с холодильника нужное колличество молочных продуктов, т.е всё просто и дружно)). Кстати все здесь здороваются и стар и мал. Объясняется тем, что "крутые пацаны" еще не освоили сию территорию, каждый приезжий как на ладони.

07

08

09

Как я и говорил, ворота есть, а забора нет))

10

Если вспомнить сказку, где был пряничный домик, то здесь присерно тоже самое. Везде видно руку заботливой хозяйки и хозяина.

12

Внутри домика всё уютно, скромно  и со вкусом (без фото) ))).

Выезжаем на прогулку...
13

Впервые я увидел местность в разрезе, честное пенсионерное))
14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

С одной стороны посмотрели на село и поехали дальше..., и сразу пичужку спугнули))
27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Оппаньки! Жолудей для нашего Леса Памяти  https://borisovdimitry.livejournal.com/151969.html набрал мешочек))

39

40

41

42

43

44

45

Это был прощальный взгляд и меняем место "дислокации", в путь! А тут уже другая красота...

46

47

48

Сразу вспомнилось стихотворение, конечно же моё)))
ДИКОСТЬ ЛЕСНАЯ
     (Читать весело и чуть загадочно)
Как всегда, прогулка лесом,
За тропинкой не спеша
Я с утра с излишним весом,
Топал молча, и дыша.
Осень рядом шелестела
Позолотой в кружевах,
Что такое!? Что я вижу!?
Дикость встала в двух шагах!
Дикость стройная молчаньем,
Обнаженная почти,
Мне дорогу преградила,
Нет мне далее пути.
Не молю её, не ною:
«Отпусти меня с греха!»
Изумленьем «крышу крою,
Черепицею шурша».
Я стою под обалденьем,
Неприлично лыблюсь, так
Красотою пораженный,
Обезумевший чудак…
Вот уж пять четверостиший
Я молчу. Пора сказать:
«Здравствуй, яблонька лесная,
Здесь позволь мне постоять?»
Молча деревце склонилось,
Желтым яблочком ко мне:
«Ну, постой, не одичаешь,
Здесь,  в осенней красоте…»
Я стою, жую, любуюсь,
Неохота уходить:
«Разрешите завтра снова
Вашу Дикость навестить?»

49

50

51

52

Вкусно?)))
53

54

- Угощайся, брат...)))
55

56

57

Мою физиономию после угощения нельзя было фотографировать))), но в холодильнике до сих пор стоит литровая банка с ентими самыми яблочками наливными)) в сахарном сиропе, я их в термосе запариваю вместе с чаем - вкуснотищща неимоверная, точно говорю!)). Сейчас мы выдвигаемся дальше, т.е. во вторую часть https://borisovdimitry.livejournal.com/154409.html


Дмитрий Борисов Дед Митяй Тольятти, русская селитьба самарская

Previous post Next post
Up