22 июня 1994 года на 35-ой минуте матча чемпионата мира со сборной США, капитан сборной Колумбии Андрес Эскобар забил мяч в свои ворота. Сборная Колумбии, которую Пеле называл главным фаворитом чемпионата, проиграла 2:1 и, в конечном итоге, не вышла из квалификационной группы. Через 10 дней после матча Эскобар был убит у входа в один из Медельинских баров. Стрелявший выпустил в него двенадцать пуль. Согласно свидетельствам очевидцев, после каждого выстрела он кричал: «Г-о-о-о-л!!!».
Пабло Эскобар был застрелен колумбийской полицией второго декабря 1993 года. Создателю и главе медельинского картеля, который в момент своего расцвета контролировал до 80% мирового кокаинового рынка было 44 года. Пабло Эскобар был одним из богатейших людей мира, он избирался в колумбийский парламент, покупал целые карибские острова и делал из них перевалочные базы, убивал сенаторов, судей и кандидатов в президенты и развязал в стране настоящую гражданскую войну. И еще он строил церкви, дома для бедных и футбольные поля в трущобах. Множество футбольных полей. Пабло Эскобар любил футбол больше всего на свете.
Колумбийский футбол пребывал в ничтожестве вплоть до эпохи расцвета колумбийских картелей. Когда наркобароны начали вкладывать в футбол огромные деньги, в Колумбии очень быстро появились сильные клубы, словно ниоткуда возникли футбольные звезды, а сборная стала побеждать очень сильных соперников. В 1989 году, медельинский Атлетико, выиграл Кубок Либертиадос (стал чемпионом Южной Америки). Лучшим игроком клуба был высокий белолицый красавец, игравший под вторым номером, защитник Андрес Эскобар, однофамилец владельца клуба. После финала команда в полном составе была доставлена на самолете в поместье Пабло Эскобара, где футболисты несколько дней праздновали победу и играли в футбол с Пабло и его друзьями.
Когда в начале девяностых годов футбольная сборная Колумбии неожиданно стала одной из сильнейших команд мира, страна Колумбия заняла первое место в мире по количеству убийств на душу населения. Собственно гражданская война не началась бы, если бы Америка не была столь непреклонна в своих требованиях о выдаче Пабло Эскобара. Война с наркотиками, объявленная Рейганом была в самом разгаре, и американские власти твердо сказали: «Так победим!» Но и Эскобар был непреклонен: он решил умереть на Родине любой ценой. То что шансов выжить у него не было, он прекрасно понимал.
Пока шла война, сборная Колумбии творила на поле что-то совершенно невероятное. Кажется такой отвязной команды футбол вообще не знал. Возможно их репутация «наркофутболистов» этому сильно способствовала. Вот один из эпизодов, который меня особенно впечатлил. Футбол межу тем превратился в национальную религию несчастной залитой кровью страны. На капитана сборной Андреса Эскобара молились, как на святого. В предстоящий чемпионат мира верили как во Второе Пришествие, как во всеобщее Искупление. Колумбия должна была стать чемпионом мира, или не понятно за что это все.
Впрочем на Пабло Эскобара тоже молились как на святого, на защитника бедных, на нового Че. Колумбийскому правительству вместе с американцами вряд ли что-то удалось бы против него сделать: слишком большой властью он пользовался и слишком велика была его поддержка среди бедняков. Когда власть заключила союз с нарко-баронами, конкурентами Эскобара, и последние начали беспощадно вырезать всех его родственников и союзников, гражданская война приняла тотальный характер. Когда Эскобар был наконец убит, ситуация только во много раз ухудшилась, потому что криминалитет окончательно вышел из под контроля.
В последнем матче отборочного турнира за выход на чемпионат мира Колумбия выиграла у Аргентины 5:0. Андрес Эскобар заключил контракт с Миланом. После чемпионата мира он собирался жениться и уехать играть в Италию.
Перед самым чемпионатом мира вратарь сборной Рене Хигуита оказался в тюрьме. Он участвовал в каких-то переговорах между Эскобаром и кем-то еще, связанных с похищением человека. Уже на самом чемпионате игроки и тренер начали получать письма содержащие смертельные угрозы. У одного из ключевых игроков убили родного брата в Медельине. Другого пришлось снять с чемпионата по соображениям безопасности. Черт его знает, что там происходило на самом деле, но видимо все страшное, происходящее в стране начало выплескиваться на команду.
Но самым неприятным были упорные слухи о том, что сборная заколдована. И то что игроки начинали этим слухам верить. И на первом матче с румынами все подтвердилось. Колумбия была сильнее га голову. Но на поле происходил какой-то старик хотабыч. Почему мяч не закатывался в ворота румын можно было объяснить только чудом. Колумбия проиграла 3:1. Потом была игра с заведомо слабейшими американцами, где Эскобар закатил мяч в свои ворота. Когда они вернулись с чемпионата, Эскобар написал колонку в центральной газете, о том что да не повезло, но ничего, жизнь продолжается. Через несколько дней его убили. После чемпионата мира большинство футболистов колумбийской сборной ушли из футбола. Больше колумбийцы никогда ничего не выигрывали. Из 18 клубов высшей лиги, 14 находятся сейчас на грани банкротства.
Зато количество убийств на душу населения сейчас в Колумбии в два раза ниже, чем в 90-х годах. Жить можно.