19 сентября 1941 года. Киевляне наблюдают за вступлением немецких войск в Киев, угол Б. Васильковской и Бессарабской пл. Слева виден угловой дом №1 с магазином "Бакалея": витрины забиты досками для защиты стекла от осколков и взрывных волн; двери открыты настежь, так как магазин разграблен местными жителями. По дороге движется трофейный (захваченный в Дюнкерке 26 мая - 4 июня 1940 года во время Французской кампании Вермахта) 1.5-тонный грузовик-тягач Morris-Commercial CDSW.
Morris-Commercial CDSW образца 1940 года.
Верховная ставка разрешила отвести 5-ю армию Юго-Западного фронта за Днепр. В ночь на 19 сентября советские войска оставили Киев. Вскоре в столицу Украины вступили немецкие подразделения. Первыми в город вошли разведывательные и штурмовые подразделения Вермахта. Произошло это около полудня, с двух сторон одновременно (со стороны ул. Красноармейской и с Подола) и, не встречая сопротивления, к вечеру заняли весь город.
На улицах дым пожарищ, у домов валяется нехитрый скарб погорельцев. Разведывательно-штурмовой отряд немцев движется на трофейных советских бронеавтомобилях БА-10.
Трофейный советский БА-10 с наброшенным на башню немецким флагом (чтобы не быть уничтоженным собственной авиацией, ориентирующейся в первую очередь по силуэту техники). Совпадают с фотографией: закругленное крыло, фонарь на нем, за фонарем бронированное окно-люк, крест нарисован под маленьким бронированным оконцем, второй крест нарисован на башне. Немецкий солдат сидит в свободном уголку у башни, оставленном для возможности поворота маски башни.
Войдя в город, немцы практически сразу начали искать себе жилье. Изначально они заселили район Липок, выселив оттуда все гражданское население, за исключением швейцаров и дворников. Здесь разместилось командование отборных военных частей, жандармерия и другая военная знать. Гитлеровцы полностью заселили улицы Екатерининскую, Левашовскую, Банковою, Виноградорную, а ул. Энгельса, Октябрьской революции, Кирова и Урбановича - частично. Высшее немецкое руководство разместилось на Тимофеевской. Также все уцелевшие во время бомбёжек гостиницы города были переполнены высокопоставленными военными чинами.
Красноармейцы сдаются в плен недалеко от Выдубичей. Выйдя к Днепру, они надеялись перейти его по киевским мостам, но те уже были взорваны. На заднем плане - быки недостроенного моста (теперь - мост им. Е. Патона).
Немецкий офицер дает указания разведывательному подразделению по продвижению в городе. Справа расположена башня Ивана Кушника, слева - старый Арсенал, впереди Свято-Троицкие ворота Лавры. На брусчатке видны трамвайные рейки маршрута №20. Гренадерское подразделение очень хорошо экипировано: шлемы с лентами для крепления маскировочных средств, подсумки, ранцы, ручной пулемет и винтовки Маузера. На поясах висят: багнет-ножи, гранаты, стальные коробы с противогазами, фляги в суконных чехлах с пристегнутыми крышками-стаканами.
Кроме специальных разведывательных подразделений и бронеавтомобилей, в Киев первыми въехали немецкие мотоциклисты. Радостные горожане с интересом рассматривают необычных "гостей". Многим киевлянам, пережившим сталинские репрессии казалось, что новая власть высокоразвитой Германии не будет их угнетать и убивать. Как же они ошибались...
Импровизированный командный пункт на одной из улиц в Киеве, 19 сентября 1941.
Особенно это касалось еврейских общин, с радостью и уважением встретивших нацистов. Среди евреев, не успевших эвакуироваться из города, бытовало мнение, что немцы очень развитый и культурный народ, который никогда не посмеет их тронуть.
Немецкие офицеры изучают карту, на которой отчетливо видно, что это именно карта Киева. Первый день оккупации - 19 сентября 1941.
Киевляне встречают немецкие войска, которые двигаются по Бессарабской пл. в сторону Крещатика. Некоторые из горожан держат в руках свертки с награбленным из брошенных магазинов. Впереди видна автомашина марки "Ауди" с опознавательными знаками одного из подразделений Вермахта. Женщина в платке носит обувь, плетенную из камыша.
Из дневника штабного офицера 29-го армейского полка: «Население растерянно стоит на улицах. Оно еще не знает, как ему себя вести… Когда мы подъехали к толпе, из него вышел, возбужденно жестикулируя, человек. Он хотел показать нам дорогу до гостиницы «Континенталь», где должен разместиться наш штаб. Когда мы прибыли туда, соседи сказали нам, что большевики перед отступлением заминировали этот дом, и предупредили нас, чтобы мы до этого отеля не вселялись».
Иван Кудря
В июле - августе 1941 по решению ЦК КП(б)У в городе для подпольной работы были созданы обком, основные и запасные горком и 9 райкомов партии, 37 партийных организаций, а также обком, горком, 9 райкомов комсомола, 31 Комсомольск, организация. Диверсионно-подрывной работой руководил созданный горкомом партии штаб во главе с начальником цеха Киевского паровозовагоноремонтного завода В. Кудряшовым. Подпольщики, имевшие радиоприемники и пишущие машинки, регулярно слушали советские радиопередачи, составляли и распространяли листовки, прокламации, обращения и т.п.
С первого дня оккупации в Киеве была задействована диверсионно-разведывательная группа НКГБ УССР под руководством Ивана Кудри (в составе Дмитрия Соболева, Раисы Окипной, Евгения Бремера, Андрея Печенева и других). В ее задачи входило выяснить, кто и когда будет заселять заминированные объекты и передавать информацию в Центр по мощной рации, установленной на конспиративной квартире пенсионера Линевича.
Из книги Ф. Пигидо-Правобережного "Великая Отечественная война": "Необходимо особенно подчеркнуть, что невзирая на животную панику, которой была охвачена руководящая партийная верхушка в первые месяцы войны, очевидно, что по предварительно разработанному плану на просторах Украины была оставлена широко разветвленная сеть, состоящая из проверенных коммунистов и работников НКВД. Многие тысячи коммунистов большего или меньшего ранга по приказу оккупационной немецкой власти, были зарегистрированы в городских и районных управах, оставаясь на свободе, планомерно и систематически вели свою подрывную работу. Немцы этого поначалу не замечали и охотно использовали ловких московских агентов. Во главе районных и сельских управ часто стояли члены коммунистической партии. Это же относилось и к полиции".
Вступление в Киев, кадры из немецкого еженедельного обозрения Die Deutsche Wochenschau №577:
Разрушенный мост Евгении Бош
Крупный план взорванного моста
Поврежденный Наводницкий мост
Крупный план Наводницкого моста
Немецкие войска вступают в Киев
Колонны немецких подразделений
Внизу горящий Подол
Подол, Красная пл., горят здания штаба Днепровской флотилии и конвойных войск НКВД.
Немцы движутся по ул. Институтской к центру города, вдалеке видны купола Александровского костела
Киевляне на Крещатике
Баррикады в центре города
Брошенная на дороге советская амуниция
Генеральный комиссаром округа «Киев» назначен Х. Квитцрау. Комендантом Киевского куреня (оккупационной полиции Киева) назначен А. Орлик (А. Конкель). Образована Киевская городская управа (КГУ), ее председателем избран профессор-историк А. Оглоблин [На зов Києва: Український націоналізм у II світовій війні. Збірник статей, спогадів і документів. - К., 1994].
При захвате Киева был поврежден Вокзал. Немецкий корреспондент заснял с самолета пожар в здании Вокзала.
Боковой корпус почти полностью выгорел.
Крыша здания Вокзала сильно повреждена. Многие окна разбиты.
Разрушенные вагоны.
Поврежденные составы на станции.
Вскоре немцы, киевляне и военнопленные взялись за ремонт Вокзала. Фашисты собирались остаться в Киеве надолго.