Брошенные вещи... Часть из них ушла на строительство баррикад. Впереди хорошо заметно здание Вокзала.
Так выглядела баррикада после взятия Киева. Фотография сделана на углу улиц Коминтерна и Жилянской.
Уже весит указатель на немецком языке. Глумление на образами советских вождей.
Местные жители постепенно растащили баррикаду.
Кадры из немецкого документального фильма "Panzerjäger im Fronteinsatz", смонтированного с любительских киносъемок майора противотанковой артиллерийской батареи Вермахта:
Предположительно, это дорога в Киев с севера со стороны Лютежа, в районе современной площади Шевченко.
Немцы убирают заграждения на дороге в Киев.
Дорога свободна. Немецкий внедорожник транспортирует противотанковое орудие Pak 35/36 (Panzerabwehrkanone 3,7-см).
Подобное орудие на улицах Киева. Площадь Сталина (ныне - Европейская), сентябрь 1941 года. Немецкие колонны движутся вверх по улице Грушевского. Слева - Публичная библиотека (теперь - Парламентская), в глубине - Музей украинского искусства, чуть выше - здание Совнаркома (теперь - Кабинет Министров Украины).
Справа видно здание Главпочтамта. Там, где на фото стоит орудие Pak 35/36 позже был построен дом с часами.
Pak 35/36. К 1 июня 1941 вермахт располагал 14 459 единицами Pak 35/36. К началу кампании против СССР Pak 35/36 оставалась основным противотанковым орудием вермахта. Эти орудия вполне успешно боролись с советскими танками БТ и Т-26, составлявшими основу советских бронетанковых сил в те годы, не говоря уже о лёгких танках типов Т-37, Т-38 и Т-40. Но с появлением танков с противоснарядным бронированием судьба Pak 35/36 была решена. Подкалиберный и кумулятивный снаряды несколько продлили ее жизнь, но к 1943 это орудие ушло с первых ролей.
Ликующие киевляне встречают "немцев-освободителей".
Из этого фото видно, что колонна проезжала через Подол (пересечение Валов и ул. Константиновской).
Обратите внимание на винтовку и капот автомобиля. Майор противотанковой артиллерийской батареи ведет съемки с внедорожника, с тентовой крышей, лобовое стекло опущено на капот.
Самым массовым стрелковым оружием Вермахта был магазинный карабин системы Mauser 98, официально принятый на вооружение в 1935 году. Было выпущено около 15 миллионов винтовок Mauser 98. Это была удачная и надежная модель, база которой до сих пор используется в проектировании охотничьих ружей.
Чуть позднее майор со своими однополчанами переправлялся на пароме через Днепр. Хорошо видны характерный "лючки" на капоте автомобиля. Рассмотрим ниже фото подобного автомобиля (форсирование р. Маас, май 1940):
Это Phanomen Granit 25H. С 1931 года выпускался разработанный инженером Альфредом Хэснером (Alfred Haesner) 1,5-тонный грузовик "Гранит-25" (Granit), получивший 4-цилиндровый мотор (2,5 л, 37 л.с.), 3-ступенчатую коробку передач и задние односкатные колеса. Под военным индексом "2500Н" он первым стал поступать в Рейхсвер. Лишь со сменой власти в Германии он послужил базой штабных "кюбельвагенов" с открытыми 4-местными кузовами.
Дым в районе Дарницкого вокзала.
Немецкий артиллерийский расчет толкает орудие к новой позиции под мостом.
Противотанковые "ежи", баррикада и орудие - к сожалению не задержали надолго немцев. Орудие под мостом уверенно идентифицировано как трехдюймовка Лендера. 76-мм зенитную пушку спроектировал В. Тарновский летом 1913 года, но ГАУ не уделило должного внимания его проекту. Тарновский был вынужден уступить свою идею Путиловскому заводу, на котором инженер Ф. Лендер при участии Тарновского приступил к проектированию пушки в июне 1914 года. В дальнейшем это орудие, в основном незаслуженно, получило наименование пушки Лендера. Интересно, что подобные орудия были установлены на катерах Пинской флотилии (см. "Судьба Пинской флотилии"), а также на перекрестке у современной ул. Чорновола (см. пост за 1-7 ноября 1941 года).
Это уже хорошо известное по фотографиям за 19 сентября 1941 года место - Куреневский мост (сейчас ул. Фрунзе). Существует серия снимков, предшествующих захвату этого опорного пункта. Возможно, эти снимки сделал этот попавший в кадр немец, который вынимает фотоаппарат из планшетки:
Немецкие артиллеристы c Pak 35/36 ведут бой на ул. Вышгородской. После войны трамвайные пути перенесли в этом районе на ул. Автозаводскую.
Немецкая артиллерия перед Куреневским ж/д мостом. Снято в районе нынешнего жилого дома, где расположен кинотеатр "Кадр".
Противотанковое орудие перед Куреневским ж/д мостом через ул. Вышгородскую.
Бой перед ж/д насыпью на ул. Вышгородской.
Противотанковое орудие перетягивают под защиту ж/д моста. Видимо, именно этот момент и заснял майор артиллерийских войск (см. выше фото).
Уже заснятые ранее на кинопленку баррикада и орудие Лендера.
Смена пробитого колеса на ул. Вышгородской. Хорошо видно эмблему 296 пехотной дивизии (Infanterie-Division).
Немецкая колона движется по ул. Вышгородской через уже захваченный опорный пункт под Куреневским мостом, силуэт которого виден вдалеке. Слева за частными домами, видна школа, находящаяся по адресу Вышгородская 6 (существует и поныне).
Горит дом возле Куреневского ж/д моста от случайного попадания снаряда. Этот момент подробно описан в книге А. Кузнецова "Бабия Яр":
"Вокруг стали говорить, что где-то тут немцы кричали: "Масло, булки!" - и сбросили прямо на трамвайную линию ящик с маслом и корзины с булками - бери, мол, кто хочет. Я заметался, пытаясь понять, где это, и побежал к мосту над Вышгородской улицей. У моста масла и булок не оказалось, но был пожар. Угловой кирпичный дом горел спокойно и лениво, подожженный влетевшим в окно снарядом. Забор уже свалили прямо на росшие у дома цветы, по ним топтались. Две женщины и девочка лопатами копали тут же землю и кидали на огонь, потому что воды не было. Из толпы зевак вышел мужчина, взял палку и стал бить стекла в окне. Немец спрыгнул с машины, достал фотоаппарат, прицеливался, приседал и выгибался, снимая пожар крупным и общим планом. Мужчина полез в окно и стал подавать женщинам и девочке стулья, ящики с бельем из шкафа, вышвыривать пальто и платья, и все его хвалили. Я тоже подумал: какой молодец!".
На фото с горящим зданием у Куреневского моста видна проезжающая рота велосипедистов. Подобное подразделение заснято проезжающим в центре Киева.
Отдыхающий немецкий велосипедист где-то в пригороде Киева.
Камера майора засняла советский пропагандистский плакат.
Это известный довоенный плакат "На всякое нападение и удар мы будем отвечать...".