Во всех областях (политика, экономика и пр.) сегодня почти полностью удалось победить либеральное наследие 1990-х. В этих сферах либералы больше не определяют повестку дня и почти не влияют на принятие решений. Это открыло возможности для кадровых перемен и намного улучшило ситуацию в целом. Однако в сфере культуры (прежде всего, литературы) ситуация остается прежней. Назначенные олигархами и хозяевами прежней жизни «писателями» и «поэтами» маргиналы и откровенные графоманы - Быков, Прилепин, Шаргунов, Емелин, продолжают полностью занимать литературное поле, старательно защищая его от любой конкуренции. Именно они сегодня являются главной преградой на пути настоящей современной литературы. Сегодня почти невозможно встретить критические статьи в адрес окололитературной клаки, невозможно предложить критическую статью о них. Целый сонм друзей из СМИ круглосуточно вдалбливает, что они - самое лучшее, что у нас есть в литературе, что это «новые классики». Созданы премии (то есть тринадцатые зарплаты), которыми дополнительно утверждается величие назначенцев. Любая попытка не согласиться с написанным назначенцами, осудить стиль, манеру изложения, сюжеты, язык и пр., а тем более заявить об этом публично немедленно истолковывалась, как попытка посягнуть на лучших людей, на свободу общества в целом, как стремление понизить уровень цивилизованности социума, попрать права гражданского общества. Реакция на несогласных всегда одна - травля и закрикивание. Любой человек, которому они не нравятся, объявляется «патриотом» (это слово употребляется исключительно в негативном контексте), «зашоренным», «коснеющим», «мракобесом», «ханжой». Понятно, что к литературе это не имеет никакого отношения - это чисто политический проект, необходимый для того, чтобы легитимизировать и удержать те «завоевания», которые осуществили либералы. Поэтому вполне закономерно, что в той или иной степени все указанные выше фамилии участвовали в недавних оппозиционных акциях на стороне противников власти и России в целом. А если и не участвовали, то обязательно отметились политическими статейками и памфлетами.
Итак, в общих чертах (пока) посмотрим, насколько самостоятельна т.н. «современная литература». Начнем с того, что книгами назначенцы сегодня зарабатывать не могут по определению. Простой расчет показывает (это подтвердит любой человек, имевший отношению к книжному бизнесу), что если тираж книги 3-5 тысяч экземпляров, а стоимость в московском магазине от 250 до 350 рублей, с одной книги (которые покупаются отнюдь не нарасхват) автор получит 10-20 рублей. То есть книги их не могут кормить по определению. Перефразируя персонажа из фильма «Папа» (или спектакля «Матросская тишина»), можно сказать, что «за удовольствие заниматься литературой они доплачивают из собственного кармана». А поскольку это невозможно, значит, из чьего-то еще.
Из чьего?
В свое время после смерти графомана и пародиста Пригова в ЖЖ была объявлена кампания по сбору 100 000 рублей для семьи покойного. Об этой истории хорошо написал один из очевидцев, Д.Галковский: «Я высказал недоумение по поводу этой акции, потому что Пригов был преуспевающим литератором с большими связями, а собирать деньги на похороны в нашей культуре не принято. Это свидетельство экономического и социального банкротства умершего. К тому же инициатива сбора этой небольшой суммы исходила от мультимиллионера, а среди друзей и знакомых умершего (никогда, кстати, не бывшего «жижистом») много богачей. Кроме того, выяснилось, что сбор средств идёт на валютный счёт в престижном западном банке, так как рублёвого счёта у семьи покойного нет. Эта же семья владеет недвижимостью в Европе. Попутно я остановился на личности Пригова, по моему мнению, типичного дельца от литературы, коммерчески использующего образ «нонконформиста». У Пригова никогда не было никаких конфликтов с нынешней властью, а все его хепенинги и перформансы шли в общем русле государственного издевательства над интеллигенцией и оскорбления образованного слоя России».
Одним из организаторов сбора этих денег (то есть, судя по всему, одного из тех, кто кормил «нонконформиста») был небезызвестный израильский гражданин Носик. Носик грубо обругал автора, а Ольшанский (тот самый, что когда то, да-да: «решительно ничего хорошего не думаю я о президенте РФ… По-моему, Путин тотально несимпатичен, антихаризматичен - и я не могу представить себе, как за него можно голосовать… Путин же - маленький, скользкий, очень злобный и т.п», а сейчас ах - думающий совсем иначе, любящий Путина всей душой, ибо оппозиционность больше не кормит) тут же выгнал автора текста из журнала «Русская жизнь» - пристанища всех назначенцев.
http://galkovsky.livejournal.com/105355.html Напомним, что графоман Пригов «жил, как полагается, в Лондоне, сосал денюжку с десяти фондов, получил несколько премий».
http://galkovsky.livejournal.com/104553.html Итак, за «бескорыстными» назначенцами (их раскруткой) стоят большие деньги самых разных людей, а также загадочных «фондов».
Остановимся немного на покойной «Русской жизни», как одном из источников существования квазилитературы. На чьи деньги «РЖ» делалась? На деньги мнимо оппозиционной «Справедливой России». «Сколько стоит «бескомпромиссный борец с кровавым режимом»? Общий бюджет проекта «Русская жизнь» оценивается более чем в $10 миллионов.
http://www.rospres.com/hearsay/10417 А конкретно деньги вкладывал Левичев.
Итак, созданная на деньги Левичева и «СР», «РЖ» стала немедленно и очень активно раскручивать графомана и ресторанного вышибалу Прилепина, а ее шефом редактором был приглашен дружок и раскрутчик вышибалы Быков. Знающий эту кухню приснопоминаемый Носик бросает интересную реплику: «Поинтересуйтесь у Мити Ольшанского и его секретных спонсоров, во что обходился бренд Прилепина покойной «Русской жизни». В глянцах столько не заплатят».
http://dolboeb.livejournal.com/2582462.html. Итак, в раскрутку вышибалы (который сам о себе и своем графоманстве говорит откровенно так: «Я пишу быстро и легко. Когда у меня появляются свободные пятнадцать минут, я сажусь и пишу. Причем без всякого вдохновения, которым любят бравировать другие писатели. И обычно - левой ногой. Писательство - это не труд, это забава. Причем забава легкая. Когда мои собратья по перу говорят, что в то время, когда они пишут, у них кровь идет горлом, я испытываю брезгливость и недоумение. У меня ничего горлом не идет» («МК в Питере» от 11.06.08)) «секретные спонсоры» вложили огромные деньги, которые до сих пор, видимо, вкладываются в его рекламу в магазине «Москва» (фактически филиал «Эха Москвы»). Почему они секретные? Зачем они скрываются? Очевидно, только затем, чтобы не разочаровать поклонников, которых не останется после того, как станет известно, за чей счет живут кумиры. Или скрываются они потому, что задачи, которые решают вышибалы и графоманы, совсем иные, нежели принято думать.
Идем дальше. Одно из главных маргинальных издательств, так и называющееся Ad Marginem, издававшее всю окололитературную шпану, «развивалось за счет американских, немецких, французских грантов на издание иностранной нехудожественной литературы».
http://ko.ru/articles/8477 С чего вдруг американцы, немцы и французы стали вкладываться в подвальное никому не ведомое издательство? Ради величия русской литературы? Но это другой вопрос. Главное - эта шпана издавалась на гранты, полученные из США, Германии и Франции.
Наконец, премии. Одна из главных премий-зарплат «Национальный бестселлер», которая всегда была важнейшим инструментом раскрутки назначенцев была создана по сообщениям СМИ неким Тублиным, директором издательства «Лимбус-пресс» и хорошим другом Коха и Кудрина. Судя по всему, в премию вкладывались и финансисты СПС (то есть Гусинский и компания), так как почетным председателем жюри сразу же была назначена Хакамада.
http://www.lenpravda.ru/today/251380.html Премия «Триумф», как известно, была создана и выдавалась Березовским.
И, наконец, как показала история с Быковым, продавшимся за 500 тысяч рублей фальшивому депутату (
http://mihooy.livejournal.com/133246.html) есть еще левые и довольно большие доходы назначенцев, никак не связанные с литературой.
Итак, олигархи, Носик, Левичев, Тублин, Думские партии, «секретные спонсоры», друзья друзей, фонды, западные гранты. Именно отсюда, а не от читательской аудитории заказные восторги в СМИ, литературные «критики», лепящие из графоманов писателей, цензура на возражения, запреты книг, которые лучше и талантливее, чем книги назначенцев. Все вместе это варево называется «современной русской литературой», хотя, как видит любой человек со вкусом, не имеет к литературе и современности никакого отношения.
А теперь еще раз зададимся вопросом - кто конкретно эти секретные спонсоры? Что за фонды? Кто раскручивает графоманов и вышибал? Кто и зачем печатает их книги, кто издает себе в убыток роскошные альбомы, которые никто не покупает, о том же американском гражданине Познере за 2000 с лишним рублей и расставляет по всем магазинам (в «Московском доме книги» на Новом Арбате с разных полок и разных обложек на вас со всех сторон глядят минимум четыре Познера). Кто организует «творческие встречи» с претенциозными графоманами в интеллектуальных магазинах (каждая встреча стоит немалых денег)? Кто угодливо выкладывает в магазинах их книги на самый проход, кто отправляет их за границу «представлять Россию» на международных мероприятиях? Можно задать еще десятки вопросов, в подоплеке которых одна суть: кто именно их кормит?
Думаю, мы выясним.