Некоторое время назад на Западе вышло несколько книг, посвященных средневековым котам. (Irina Metzler. “Heretical Cats: Animal Symbolism in Religious Discourse,” Kathleen Walker-Meikle. Medieval cats и пр.) в которых авторы попытались рассмотреть роль кота в жизни средневекового общества. В ходе исследований многое удалось уточнить и разъяснить.
Совершенно очевидно одно - кот в средневековье был одним из самых загадочных животных, который ходил по грани этого мира и мира инфернального, который был полезен и опасен одновременно.
У Исидора Севильского (VII в.) рассматривается происхождение двух названий животного: musio, потому что ловит мышей, mus, и cattus, от captare, ловить.
Бартоломей Английский пишет о котах: «...зверь в юности похотливый, быстрый, весёлый и ловкий, резвясь, прыгает на всё, что перед ним, бегает за соломинкой».
В своде законов 936 г. короля Уэльса Хоуэла Доброго за убийство или кражу кота сурово наказывали: убитое животное вешали за хвост, а виновный должен был засыпать кошку пшеницей так, чтобы она вся полностью была покрыта зернами. Потом всю пшеницу отдавали хозяину кота.
Валлийские законы Х века оценивают кошку, которая «видит, слышит, ловит мышей, сохранила все когти и выкармливает котят, не пожирая их», в четыре пенса.
Следы кота на рукописи, оставленные в 1445 году.
Свод естественнонаучных знаний Хильдегарды Бингенской (XII в.) - «Книга тонкостей различных естественных творений» подробно описывает кота. «Кот скорее холоден, чем горяч, и притягивает к себе дурные жидкости, и к воздушным духам не враждебен, как и они к нему, а также имеет некую естественную связь с жабой и змеей. В летние месяцы, когда жарко, кот остается сухим и холодным, но испытывает жажду и лижет жаб или змей, поскольку их соками он восстанавливает свои соки и освежается, иначе же жить не сможет и погибнет: так и человек использует соль, чтобы было вкусней. И от сока, который кот от них принимает, он внутри становится ядовитым, так что ядовиты у него и мозг, и все тело. Из людей же доверяет лишь тому, кто его кормит. В то же время, когда он лижет жаб и змей, его тепло для человека вредоносно и ядовито. Когда же вынашивает котят, его тепло возбуждает человека к похоти; в другое же время его тепло здоровому человеку не вредит».
В баснях Евгения и Алкуина кот Пангур Бан ловит мышей в келье ирландского монаха, который, глядя на кота, находит с ним много общего - задача кота ловить мышей, задача монаха - ловить слова.
Пангур Бан, мой кот, и я - знатная команда.
Он - известный мышелов. Я - мастер слова.
Кот в келье святого Иоанна.
Однако не все было так хорошо. В средневековых источниках часто сравниваются методы, которыми пользуются кошки для ловли мышей, с методами, которые использует дьявол для уловления душ христиан. В 1206 г. святой Доминик, проповедовавший в Лангедоке против катаров, изгнал из девяти еретичек дьявола в облике огромного черного кота: «из самой их середины выскочил ужасный кот, величиной с большую собаку, с огромными горящими глазами и длинным, широким и кровавым языком. Поносившись среди женщин взад-вперед... он исчез, оставив после себя жуткий запах. И женщины возблагодарили Бога и были обращены в католическую веру».
Уильям Какстон (XIV в.) пишет, что дьявол «играет с душами грешников, как кот с мышью». Одним из обвинений тамплиеров в начале XIV века было то, что на богослужениях у них присутствуют кошки и они даже поклоняются им. В 1484 году папа Иннокентий VIII заявил, что «любимое животное дьявола и предмет поклонения ведьм - кот».
В «Житии св. Григория» Иоанна Диакона кот фигурирует в череде обличий, сменяемых демоном во сне монаха. Некий монах, «сотворив молитву, заснул» - и тут ему «явился демон в обличии кота и, напав на него, начал его рвать когтями».
Боден в труде «О демономании ведьм» пишет, что ведьмы изготавливают из мозга кошек яд и сообщает интересную подробность: «если натереть кошку травой, именуемой «непета», кошка немедленно забеременеет без всякого посредства кота».
Самый первый кот в мире рядом с Адамом и Евой.
И.Метцлер считает, что причиной такой неприязни был независимый характер котов. Согласно христианским представлениям, все животные созданы Богом, чтобы служить человеку, но про котов, в отличие от собак, этого сказать было нельзя.
Кот, затесавшийся на Тайную Вечерю.
Имена котов и кошек в средневековье были разнообразны, как и сейчас. Источники доносят до нас имена Гиб (краткая форма от Гилберт), Тибр или Тиберт, Мит(моль) (кот с такой кличкой жил в округе аббатства Болье в XIII веке), Бело (серый кот с такой кличкой принадлежал Иоахиму дю Белле в XVI веке), Мартино. В ирландских правовых источниках упоминается несколько имен кошек и котов: Мурлыка, Малолап, Огонек, Крапивник.