В центр города выходит холм Афрасиаб, на котором находилась древняя Мараканда. На его оконечности стоит мечеть Хазрет-Хызр, носящая имя учителя пророка Моисея и покровителя путешественников. Первый мусульманский храм на этом месте появился во время завоевания Согдианы арабами, в VIII веке. Он был разрушен в 1220 году воинами Чингисхана, нынешнее здание было возведено в 1854 году.
Ансамбль мавзолеев самаркандской знати Шахи Зинда. Он формировался с IX по XIX век, и состоит из более, чем 20 сооружений. Название "Шах-и Зинда" переводится, как "Живой царь". Оно присвоено комплексу в честь двоюродного брата пророка Мухаммеда, Кусама ибн Аббаса, павшего в этом месте в битве с неверными.
Сначала предстоит крутой подъём на холм Афрасиаб.
Заглянув в один из первых мавзолеев, я увидел богато сервированный стол, вернее, пол. И сразу же был приглашён гостеприимными хозяевами пиршества составить им компанию. Предложение было принято с благодарностью (больше всего меня привлекли напитки, т.к. было жарко). Мне стало интересно:
- У вас что, работа такая? - наверное, в моём вопросе можно было уловить нотки зависти.
- Нет, отмечаем день рождения.
Конечно, съел я совсем чуть-чуть. Наглеть не стоило, да и хотелось только пить. Понимая, что, если не уйду в ближайшее время, то могу остаться здесь навсегда ( и, тем самым, сорвать концовку далёкого путешествия), я засобирался и сказал:
- Огромное спасибо. Не знаю, чем могу отблагодарить за столь радушный приём. Разве лишь, девушку поцеловать...
Моё предложение было встречено понимающей улыбкой, но практической реализации не получило. Возможно, я не совсем верно выбрал объект изъявления благодарности...
Первым делом посмотрим тыльную часть мавзолеев, этих врат в потусторонний мир. Нет ли здесь следов какого-либо секрета, которыми изобилуют рассказы о возвращении людей в объятия неминуемой Вечности?
Самые значительные сооружения были возведены во время правления Тимуридов, в XIV - XVI веках. Посмотрим этот город мёртвых в общем, не вникая в детали. Т.к. для подробного рассказа о местных обитателях нужно основательно проштудировать историю Средней Азии.
Обратим внимание на два фрагмента застройки.
Кое-где двери гостеприимно открыты.
Заглянем, раз уж так. Похоже, что в данном случае остановились на популярном в нашей стране варианте "с подселением".
Ещё один мавзолей. Здесь не так тесно.
В Узбекистане подобные захоронения являются местами паломничества.
В заключение, смотрим две двери, и уходим.
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам