Путешествие в постсоветскую Азию. Чимкент. Часть 1.

Jan 27, 2015 08:58




Чимкент расположен на юге Казахстана. Долгое время он находился на стыке нескольких средневековых государственных образований и переходил из одних рук в другие. В 1864 году город был силой присоединён к Российской империи. В последнее время стала появляться информация о быстром росте Чимкента и повышении его роли в жизни Казахстана. Предполагается, что в течение нескольких лет численность его населения превысит 1 миллион человек.
 Т. к. мне пришлось просидеть во Внуково лишние сутки, то план поездки был нарушен в самом её начале. Пришлось исключить из него Караганду. Все билеты я купил заранее, поэтому в Караганду из Астаны всё равно пришлось ехать, но только для того, чтобы пересесть на местном вокзале в поезд, следующий до Алма-Аты. Начав располагаться в плацкартном вагоне, я обнаружил, что багажная полка уже, чем обычно, и мой велосипед, в сложенном виде, лежит там очень ненадёжно, раздумывая, сразу падать вниз или подождать, пока состав начнёт движение. На мой вопрос проводник ответил:
 - Это же бизнес-класс! Наши пассажиры ездят с малым количеством багажа!...
 У меня было два варианта. Договариваться о переходе в купейный вагон или просить проводника устроить велосипед в его служебном купе. Т.к. оба они предполагали доплату, то я предпочёл первый, всё-таки, при этом улучшались ещё и условия поездки. Я уже бывал в этих краях, в 2007 году, и поделился после возвращения своими впечатлениями с Интернетом. В частности об этом поезде №1 Астана - Алма-Ата:
 "...в его сооружении использовали много пластика. Выглядит красиво, но тесновато. В купе, вместо привычного стола, почему-то умывальник (которым так никто и не пользовался). Спальные места опускаются из ниши, и делали это постоянно без нашего на то желания. Ещё раз убедился, что удобней классического российского купе пока ничего не придумали..."
 В этот раз я сразу завалился спать и продолжал данное занятие почти до прибытия в Алма-Ату, поэтому ничего добавить или опровергнуть в приведённой выше фразе не могу. В последний момент я решил выйти на станции Алма-Ата 1, чтобы на велосипеде проехать к главному вокзалу Алма-Ата 2. Сейчас можно сказать, что это время было потрачено не слишком рентабельно, т.к получилось всего несколько фотографий, которые покажу позже.
 После объявления посадки на поезд, который должен был доставить меня в Чимкент, я старался не мешкать, т.к. пассажиру со складным велосипедом правильнее зайти в вагон пораньше, чтобы найти место для своей громоздкой поклажи. Вагон опять оказался необычным, в этот раз китайского производства. Он напоминал наш купейный, только купе были без дверей и каждое предназначалось для шестерых пассажиров! (Три полки в высоту с каждой стороны). Для багажа была небольшая ниша, уходящая в коридор, но она была занята сумкой ранее зашедшего пассажира. Я остановился в раздумьях. Пассажиров пока ещё было мало. В этот момент ко мне обратился молодой здоровый парень:
 - Вы не согласитесь перейти на другое место? Мы тут едем компанией...
 - Пожалуйста. Но мне нужно купе с пустой багажной полкой, чтобы положить велосипед...
 Он ринулся активно проверять весь вагон и вскоре позвал меня:
 - Проходите сюда!...
 Только я занял место, как подошёл человек с огромным баулом и совершено спокойно поставил его в проход между полками, полностью исключив возможность какого-либо передвижения по купе. Т.к. это было очень неудобно, то одна из пассажирок забрала багаж на свою полку (нижнюю) и спала, свернувшись калачиком. Опасаясь, что удовлетворение буйных железнодорожных фантазий заставит руководство Казахской железной дороги предложить мне, как пассажиру, на обратном пути из Чимкента в Алма-Ату, что-либо, вообще не пригодное для перевозки велосипеда, я сразу поинтересовался у попутчиков:
 - Не знаете, какого типа вагоны будут у меня на обратном пути?... - и показал билет.
 - Обычные, можете ехать спокойно..
 Чимкент встретил жарким солнечным утром и верблюдом, возлежавшим у колонны с часами (зверя справа от неё я так и не смог идентифицировать).




Карта города у меня была плохая, да и информации особой о Чимкенте я перед поездкой не собрал, поэтому сначала выяснил, в какой стороне центр города. Сунувшись в подземный переход, обнаружил, что он завален мусором, поэтому местные жители в него и не шли, а переходили дорогу там, где им удобней... Рядом с вокзалом стояли дома, построенный в советское время. На одном из них уцелел плакат, рассказывающий о том, как дружно жили люди в многонациональном Казахстане. Когда от дворовой помойки отошли два копавшихся в ней немолодых джентльмена, показалось, что они как бы продолжают во Времени сюжет плаката: один из них был казах, другой русский. Причём русский был в очках, видимо, много читал, в своё время...




Заглянув поглубже под сень деревьев, обнаружил юрту-кафешку, посетители которой наслаждались едой и хорошей погодой (это лучше всего делать в прохладной тени).




Памятник Кабанбай батыру, не раз водившему казахское войско против джунгар (монгольская народность). Учитывая, что фотография сделана в первой половине дня, показывает полководец на северо-запад. Что он говорит в этот момент?
 - Братья-казахи! Нам всё труднее защищать свою землю от врагов. Нужно обратиться к российскому царю за помощью, а то и, вообще, признать его своим государём...




Выходим к большой площади Ордабасы. В центре её монумент "Ана жер", посвящённый независимости Казахстана.




Здесь же центральная мечеть города. Зимой неподалёку настроились ставить новогоднюю ёлку, но служители мечети добились её переноса в другое место.




Я хотел съездить, между делом, в древний пригород Чимкента - Сайрам. Мне сказали, что маршрутки туда идут от центрального рынка. Подъезжаю, уточняю у таксистов, где именно они стоят, и начинаю пристёгивать велосипед к столбу, предварительно сняв рюкзак.
 - Вы что, собираетесь его здесь оставить? - округлил глаза один из водителей.
 - Да. Трос-то металлический...
 - Не вздумайте... Всё равно украдут...
 Я останавливаюсь. Уточняю у него:
 - Скажите пожалуйста, сколько нужно времени на поездку в Сайрам?
 - Несколько часов уйдёт...
 После некоторого раздумья решаю не ехать, т.к. может не хватить времени на сам Чимкент.
 Это фотография рынка. Он огромен, но внутрь я не заходил.




Небольшая мечеть.




Город занимает большую территорию. Значительная часть застройки - невысокие дома. Интересного среди них немного.







Собор Николая Чудотворца (1988 г).




Его двор зелен и тенист. Набираю воды и пью, сидя на скамейке. Рядом рабочие занимаются переноской мебели какого-то иного скарба. Руководит всем этим пожилая дама с босыми ногами. Делаю ей комплимент:
 - Ловко у Вас получается командовать мужчинами...
 - Да что Вы, я женщина простая...
 - Видно, - я чуть опускаю взгляд.
 Она понимает мою иронию и добавляет:
 - Жарко просто... - по её интонации я понимаю, что она готова ответить на несколько вопросов.
 - Скажите, пожалуйста, в Чимкенте есть ещё церкви? Я турист из России, хотел бы их сфотографировать, если они интересны.
 - Есть, но объяснить, как туда проехать я не могу. Да и небольшие они...
 - Мало храмов получается, город-то большой...
 - Хватает. Русские-то уезжают...




Памятник генералу Великой Отечественной Сабиру Рахимову. Он погиб в 1945 году. С Сабиром Рахимовым связана запутанная история, касающаяся его национальности. Он записывал себя во всех анкетах узбеком. И потому, после Великой Отечественной войны, считался единственным узбекским генералом-героем. Его именем был назван район Ташкента и станция метро. Был ему установлен и памятник. Но один упорный казахский учёный долго копал и вытащил на свет факты, свидетельствующие о том, что Рахимов то ли был казахом, то ли он из смешанной семьи (отец - казах, мать - узбечка). Получалось, что в Ташкенте увековечили память казаха (по крайней мере, тень на генерала была брошена). Его имя исчезло с карты Ташкента, а памятник демонтировали (в 2011 году), пообещав, правда, просто перенести его в другое место. А в Чимкенте установили свой в 2012 году.




Два новых здания в характерных стилях.




Это, вроде бы, китайский ресторан.




Ещё одна мечеть. Видно, что население бывших советских республик тянется к Исламу. В китайском вагоне, который доставил меня в Чимкент, в туалете был врезан кран недалеко от пола и стояла обрезанная пластиковая бутылка для воды. После того, как очередной правоверный заходил туда по большой нужде, пол был полностью залит водой (туалетной бумагой они не пользуются). При этом бросалось в глаза, что мыла на полочке нет...




Но цивилизация приходит и в религиозные заведения.




Интересное здание в небольшом сквере я сначала принял за учреждение культуры. Оказалось, что это ресторан.




В саду можно было увидеть барашка.




Сквер рядом с памятником Рыскулову (советский деятель).




Ещё одна юрта. Интересно, нужно ли её владельцу выплачивать сборы в таком же размере, как и владельцам стационарных торговых точек? Попытался поговорить с русским жителем города. Почему-то казалось, что новости с "Большой земли" его должны волновать. Но ошибся. Ни к России, ни к Чимкенту у него никакого интереса не было. Как всегда, мне приходилось, время от времени, задавать вопросы горожанам. Как-то здесь люди вяло отвечали. Почти половина из них (и русские, и казахи) отнекивалась, не выказывая какого-либо желания поговорить.




Комплекс "Киш-миш". Скорее всего, развлекательный.







С большим старым парком, что для этих мест очень важно.




Назад                                                                                                                Вперёд

Перейти к другим рассказам

города Казахстана

Previous post Next post
Up