Владивосток. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2013 г.

Oct 09, 2014 09:14




Траектория полёта, отображаемая на дисплее в салоне авиалайнера, подсказывала, что где-то внизу находится Хабаровск. Подтверждая графическую информацию самолёт начал поворот и сильно лёг на правое крыло, так, что в иллюминатор стал виден вьющийся узкой змейкой Амур. Вскоре экипаж сообщил, что мы начали снижение для посадки в аэропорту Владивостока... До города нужно добираться ещё минут тридцать - сорок. Смотря на каком транспорте ехать, и что считать конечным пунктом поездки, т.к. Владивосток сильно растянут вдоль побережья.
 История города, насчитывающего нынче 600 тысяч жителей, началась в середине XIX века (всего-то!). В 1860 году команда военного транспорта "Маньчжур"  основала пост на берегу бухты Золотой Рог, о чём была сделана запись в вахтенном журнале. Через месяц в акваторию вошёл корвет "Гридень", которому была поставлена задача нести охрану поста Владивосток и обеспечивать его припасами. Далее город развивался очень быстро, что понятно, т.к. жизнь подсказывала необходимость скорейшего закрепления российских позиций в данном регионе. Он становится портом свободной торговли, сюда переводят резиденцию губернатора и базу военной флотилии. В начале XX века Владивосток уже был связан железнодорожным и морским сообщением с крупными городами России. Во время Великой Отечественной войны через его порт прошла значительная часть грузов, поставляемая по программе ленд-лиза союзниками СССР.  С 1958 по 1991 годы город было запрещено посещать иностранцам, т.к. он стал военно-морской базой Тихоокеанского флота. В настоящее время о Владивостоке чаще всего упоминают, когда дело касается праворульных автомобилей, которые в огромнном количестве завозятся в Россию через его порт.
 Город не спеша тянулся за окном автобуса и нужно было где-то выходить. Показалось, что для первого знакомства с ним неплохо подойдёт место около Гулливера, который стоял возле ворот парка... Я собрал складной велосипед, который всегда беру с собой в путешествия, и налил чаю из термоса, чтобы в спокойной и приятной обстановке продумать схему дальнейшего маршрута.
 - У Вас нет 10 рублей? - прозвучало рядом. Я оглянулся и увидел рядом мужчину лет 30 - 35, явно находившегося в весьма дружеских отношениях с алкоголем. Вопрос звучал несколько расплывчато, но было непохоже, что он спрашивает об этом для того, чтобы предложить деньги мне, если выяснится, что их у меня нет...
 - У меня-то они есть, но тебе я их не дам, если, конечно, ты не сможешь убедить меня, что я должен это сделать...
 Выпивоха, видя, что разговора не получится, отошёл в сторону, где его ждал товарищ с таким же тусклым взглядом. Через некоторое время они направились к следующему потенциальному спонсору, косвенно польстив мне своим обращением, что я произвожу впечатление человека с деньгами... Первый разговор на восточном берегу Азии состоялся... Справедливости ради надо сказать, что больше с такими просьбами ко мне во Владивостоке не обращались.




В находящемся поблизости сквере обратили на себя внимание несколько памятников.
 Проводы на фронт во время Великой Отечественной войны.




И павшим в локальных конфликтах.




Берег был неподалёку. Конечно, очень хотелось взглянуть на кусочек Тихого океана. Внизу видны последние километры рельсов Транссиба.




Ещё на въезде во Владивосток бросилось в глаза, что он вьётся между сопок, постепенно подбираясь к их вершинам. Первое впечатление - передвигаться по нему без автомобиля тяжело. Попасть на противоположную сторону дороги не всегда просто. Прямых улиц практически нет.




Автомобилей кругом огромное количество. Стоянки везде, где только можно поставить машину.




Местный университет.




Во дворе статуя Будды. Встречи с ним всегда влияют на меня крайне положительно. Вот и сейчас, обменявшись взглядами, мы, похоже, остались довольны друг другом.
 - Молодец, что приехал... Город у нас интересный, но местность слишком гористая... Тяжело будет на велосипеде ездить, но ты не теряй присутствия духа и самообладания. Это самое важное в жизни...
 - Хорошо... Обещаю, что буду настроен позитивно, что бы ни случилось...




В 1902 году на Покровском кладбище был освящён Покровский храм, который в 1930 году передали под клуб Союзу пищевиков, а на месте кладбища разбили парк культуры. В 1934 году храм был взорван. Из кирпича построили пединститут, а винтовую лестницу, которая вела на колокольню, установили в котельном цеху ТЭЦ. В 2007 году храм был восстановлен, парку же был присвоен статус мемориального. В нём можно увидеть часовню Серафима Саровского, рядом с ней сарайчик библиотеки, а чуть поодаль стандартный памятник Петру и Февронии. Понятно, что, к примеру, дорожные знаки и разметка проезжей части должны быть одинаковыми по всей стране. Но должно ли это правило распространяться и на памятники Петру и Февронии?




Где-то поблизости опять удалось увидеть безбрежную водную гладь. Недалеко от Покровского парка обратил внимание, что, если с одной стороны улицы фундамент здания находится выше уровня моей головы, то повернувшись, я могу заглянуть в окна пятого этажа дома, стоящего на противоположной стороне. Вот это перепады высот!...




Следующий пункт прогулки - японский сухой сад на территории ВУЗа, который называется ВГУЭС. Сад посвящён дружбе префектуры Тояма и города Владивостока. Немного доработав скальные произведения Природы, друзья-тоямцы постарались создать у жителей российского города ощущение водной глади и предоставили им возможность прикоснуться к философии слияния Природы и человека. Конечно, и россияне в долгу у Страны Восходящего Солнца  не остаются, т.к. вклад Владивостока в утилизацию подержанных японских автомобилей переоценить сложно.




Между деревьев мелькнула знакомая фигура. Осип Мандельштам... Он умер здесь в пересыльном лагере.




Я ожидал увидеть в городе толпы китайцев, но о них напоминал, разве лишь, рекламный щит, призывающий покупать туристические туры в Китай. Национальный состав увиденных людей, и род их занятий, были примерно такими же, как в Петербурге. Пришло время съесть что-нибудь на бегу. У лотка с фруктами решил узнать стоимость (ценников не было).
 - Скажите пожалуйста, сколько стоит...?
 - ...
 - Ого! Цены-то московские!...
 Продавщица, женщина кавказской внешности, неопределённо махнула рукой - не хочешь, не бери, купят и без тебя, и обиженно поджала губы, выделив тем самым чёрную полоску небольших усов. "Может это и не женщина, а мужик переодетый?" - пронеслось в голове... "Лучше пойду-ка я в другое место...".
 У входа в небольшую кофейню курила хорошенькая продавщица. Наверное, покупателей здесь бывает немного, т.к. она, увидев меня, хотела прекратить перерыв.
 - Ну что Вы!... Курите на здоровье. А я пока ассортимент посмотрю... У меня времени много.
 Всё получилось удачно. Я спокойно выбрал вкуснейшее и недорогое пирожное, а она сделала своё дело и налила мне замечательного кофе. (Хотя, может быть, у них другого и не бывает...).
 Двинулся дальше. В глаза постоянно лезли городские сопки. Как же здесь строить? И как подводить коммуникации, без которых немыслима жизнь современного горожанина?  А потом эксплуатировать и выполнять их ремонт?




Смотровая площадка у памятника Кириллу и Мефодию. Пока, при движении вперёд, я часто толкаю велосипед перед собой в гору.




Посмотрим на город. Окончание бухты Золотой Рог.




Поворачиваем голову. В правой части фотографии виден прямоугольник Морского вокзала. За ним фрагмент железнодорожного.




Золотой мост соединяет берега бухты Золотой Рог. Построен в 2012 году. Несмотря на внушительные размеры и грациозность, это не самый большой мост Владивостока. Есть ещё Русский мост, ведущий к острову Русский (входит в черту города). Добираться к нему без автомобиля сложно, но, главное, у меня были опасения, что не будет точки, из которой можно его заснять целиком, настолько он велик, поэтому я к нему не поехал, надеясь сфотографировать его издалека.




Далее спускаюсь на фуникулёре. Недалеко от выхода небольшая, но интересная часовня со звонницей.




Пушкинский театр. Памятная доска сообщает, что на его сцене в 1971 году выступал Владимир Высоцкий.




Неподалёку и сам Александр Сергеевич. Выглядит, как нашкодивший лицеист. Или просто волнуется перед тем, как сделать очередное признание в любви?...




Интересное здание поблизости.




Армянская церковь.




Католический храм Пресвятой Богородицы был заложен в 1909, а освящён в 1921 году. В советское время здесь был архив. Реконструкция здания с надстройкой двух башен, одна из которых служит колокольней, была завершена в 2010 году. Колокола прислали католики Гданьска.




В 1907 году во Владивостоке была возведена церковь в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" в память о русских воинах, павших в русско-японской войне 1904 - 1905 годов. В 1927 году она была закрыта, а в 1972 году возвращена верующим. С конца XX века это Свято-Никольский собор.




Памятник пассажирам транспортного Ил-12, погибшим в результате атаки американских истребителей. Произошло это в последний день Корейской войны, 27 июля 1953 года.




Выезжаю на главную улицу Владивостока - Светланскую, названную так в честь фрегата "Светлана". (И также всех Светлан Владивостока, да что там, России...). Здесь масса интересных зданий. Застраивалась она на рубеже XIX и XX веков.













Лютеранская церковь Св. Павла нынешний вид приобрела в 1909 году. До этого строение было деревянным. Построена она из немецкого кирпича. В 1913 году храм посетил известный полярный исследователь Фритьоф Нансен.




Памятник героям русско-японской войны 1904 - 1905 годов.




Во дворе Военно-исторического музея Тихоокеанского флота прекрасная коллекция военной техники.




Есть интересные экземпляры. Например, миниподлодка на 6 человек.




И небольшой танк. Экипаж - 2 человека.




Здание штаба  Тихоокеанского пограничного округа. Построено в 1950-е годы.




Памятник адмиралу Г. И. Невельскому, исследователю и географу, был заложен в 1891 году в присутствии цесаревича Николая (будущего императора Николая II). После установления советской власти памятник перепрофилировали. Двуглавый орёл и бюст Невельского, вместе с памятными досками, были сданы в музей, а на памятник водрузили звезду. У его подножия были захоронены павшие революционеры, а памятник изменил своё название. К столетию города (1960-е годы) памятник был реконструирован и приобрёл свой первоначальный вид.  Теперь получается, что он двойной, т.к. плита, посвящённая революционерам, так и покоится у его подножия. Примечательно, что сам адмирал во Владивостоке никогда не был. Он исследовал акваторию Амура и основал город Николаевск-на-Амуре.




Мемориальный комплекс, посвящённый морякам торгового флота, погибшим во время Второй Мировой войны, с Вечным огнём.




Рядом колокольня.




И Успенская церковь.




Бывший губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский умер в 1881 году в Париже. В 1900 году было принято решение перевезти его прах во Владивосток. Но оно было исполнено только в 1991 году. В 2012 году над его могилой, находящейся на крутом склоне, воздвигли памятник. Николай Николаевич держит в руках свиток Айгунского договора, согласно которому эти земли отошли к России.




Здание поблизости.




Немного вперёд-вниз и опять Светланская улица.




В этом месте есть спуск с неё к Корабельной набережной. На нём Театр кукол.




Арка цесаревича была возведена к визиту будущего императора Николая II. (Такие же сооружения были построены и в других городах, которые он должен был посетить). В советское время была снесена. Восстановлена в начале XXI века.




Храм-часовня Андрея Первозванного (2005 г).




Гвардейская подводная лодка C-56 стала музеем.




Первое подразделение подводных лодок на Тихом океане было сформировано в 1905 году. В 2012 году на Корабельной набережной был установлен памятник "Пионерам подводного плаванья на Тихоокеанском флоте".




Опять Светланская улица. Кроме всего прочего она является и одной из главных магистралей. По ней удобно двигаться, если не принимать во внимание её сильную запруженность автомобилями.













Вот и Морской вокзал. Рядом с ним железнодорожный и мне нужно познакомиться с местностью, чтобы проще ориентироваться здесь в темное время суток.
 Вид на бухту Золотой Рог отсюда.




И на город. К этому времени у меня уже сложилось некоторое мнение о Владивостоке. Город, вне всякого сомнения, интересный и даже самобытный. Но есть ли у властей понимание того, как нужно развивать его дальше? Ползти многоэтажками к вершинам сопок? Оригинальная и интересная местность требует такого же подхода. Я же его не увидел...




Этажерка для автомобилей забита под завязку. Скоро они разъедутся по российским просторам. Непросто им будет. Дороги не те, к которым они привыкли. Водители не те... Да и движение правостороннее...




Мимо вокзалов идёт интересная Алеутская улица. В одном из её особняков, в 1920 году, родился известный голливудский актёр Юл Бриннер.




Приморская государственная картинная галерея.




На заднем плане высокое здание краевой администрации.




Памятник героям Гражданской войны.




Дальрыбвтуз.




Ещё несколько интересных зданий.










И другие. Только в сверхсжатом виде.




Часть улицы Адмирала Фокина стала пешеходной.




На рубеже XIX и XX веков в этом месте находился район, называемый Миллионкой. Населяли его, преимущественно, китайцы, но был и иной туземный люд. Сюда их притягивали близость к гавани, в которую приставали каботажные джонки, и наличие китайского базара поблизости. Условия жизни обитателей были, зачастую, ужасными из-за скученности и грязи. С приходом советской власти с Миллионкой решили покончить, и в 1936 году она прекратила своё существование. В настоящее время отыскать её следы непросто, т.к. часть дворов закрыта, а часть ремонтируется. Что понятно, т.к. Миллионка-Миллионкой, но жители окрестных зданий хотят жить по-человечески.
 Я сунулся в несколько открытых дворов, но ничего интересного не обнаружил. Разве лишь вооружённый японец напомнил о том, что на эти земли охотников всегда было немало. И при царе, и в советское время развитию Дальнего Востока уделялось серьёзное внимание. И лишь после наступлении долгожданной эры полной демократии общество стало совершенно равнодушно наблюдать, как из региона потянулся поток людей на запад...




Мы движемся сейчас к берегу Амурского залива (до этого на фотографиях были фрагменты бухты Золотой Рог).







Памятник адмиралу С. О. Макарову. Степан Осипович командовал Тихоокеанской эскадрой во время русско-японской войны. Погиб при обороне Порт-Артура.




Площадь недалеко от берега.




Мемориал, посвящённый  погибшим солдатам правопорядка.




Фрагмент Амурского залива.




Местные кришнаиты, проходя мимо, одарили меня толикой своего оптимизма...




Вдоль набережной (её парапет виден в левой части фото) растянулся пляж Спортивной гавани.




Идти куда-то ещё было не нужно. Да и не хотелось. Когда ещё окажусь на берегу Тихого океана?...




Вперёд

Перейти к другим рассказам

Поддержать рассказ на внешнем сайте

города России

Previous post Next post
Up