Совсем недавно я закончил перевод (пересказ) книжки "111 Orte inBerlin die Geschichte erzählen" и последний сюжет там был о табачном заводчике Иосифе Гарбатом (
http://boris-kokotov.livejournal.com/2015/07/06/). И о нём же прочитал статью в
http://www.germania-online.ru/ По следам табачного фабриканта Йозефа Гарбатого
Неподалеку от берлинской площади, название которой звучит немного на русский лад - Гарбатый-плац (Garbátyplatz) - стоит дом постройки начала ХХ века. Недавно инвесторы его основательно отреставрировали, и полторы сотни новых с иголочки квартир были распроданы собственникам. Из нынешних жильцов почти никто не знает, что это здание принадлежало когда-то еврейскому предпринимателю Йозефу Гарбатому, еще век назад понимавшему, что такое социально ответственный бизнес, и так жестоко пострадавшему от режима национал-социалистов.
почтовая открытка
Семейство Йозефа Гарбатого (Josef Garbáty) было родом из ныне белорусского города Лида, когда-то прусского, а с конца XVIII века входящего в состав Российской Империи и населенного по большей части евреями. В 1870-е годы Йозеф со своей супругой Розой-Рахель перебрались в Берлин, где начали изготовлять сигареты и прочие табачные товары на дому, кустарным методом. Свою первую сигаретную фабрику делец открыл в 1881 году на знаменитой сегодня улице Щенхаузералее и прославился благодаря своей первой запатентованной марке "Königin von Saba" ("Королева Сабы"). Позже Гарбатый производил и другие, тоже очень успешные марки - "Garbáty Kalif" и "Kurmark".
Табачная промышленность в начале XX века переживала стремительный взлет. Дымить было модным, считалось, что курение успокаивает нервную систему. Сигарета была символом прогресса и непременным атрибутом модного горожанина. По всей Германии, что грибы после дождя, появлялись новые фабрики по производству сигарет. Крупнейшим фабрикантом в Берлине на тот момент был Йозеф Гарбатый.
Он развернулся в 1906 году, переехав со своим производством в берлинский район Панков, где по проекту архитектора Пауля Юберхольца были отстроены и роскошная жилая вилла, и комплекс фабричных зданий. Вилла с мансардами сегодня относится к памятникам архитектуры. Уже после войны, во времена ГДР, она какое-то время служила резиденцией посла Болгарии, а после в ее стенах разместилось посольство Ливана.
На фабрике были созданы шикарные условия для работников, благодаря которым Гарбатый вошел в историю как передовой предприниматель: восьмичасовой рабочий день, фабричная столовая с бесплатными завтраками и обедами, комнаты отдыха, ванные, прачечная и библиотека. Помимо этого сотрудники выпускали свою фабричную газету, пели в фабричном хоре и занимались в спортзале, что был открыт при фабрике. Несколько раз в год Йозеф Гарбатый устраивал своим работникам "корпоративы" - бальные вечера. К 1931 году фабрика состояла уже из трех зданий. На сигаретном производстве Гарбатого работало 1600 человек, среди которых было немало женщин. Многие из сотрудников уже тогда были застрахованы предпринимателем от безработицы. И это - еще за десять лет до введения госстрахования.
Продукция Йозефа Гарбатого пользовалась спросом далеко за пределами Германии. Сигареты раскупали по всей Европе, в Америке и в Азии. А в России, например, "на ура" шли папиросы под названием "Garbáty". На пачках, на радость коллекционерам, печатали серии разных картинок - в основном, на тему истории Германии и экономической мощи немецкого народа. Желающие могли обзавестись специальным альбомом, куда полагалось вклеивать коллекционные изображения.
Делец был не только успешен, но социально ответственен. В частности, Йозеф Гарбатый много жертвовал еврейскому сиротскому дому, что находился аккурат напротив фабрики, помогал деньгами школам и библиотекам. Кроме того, компания спонсировала разные спортивные мероприятия.
История успеха этой фирмы закончилась стремительно - с приходом к власти Гитлера. В 1935 году Общество с ограниченной ответственностью насильно переделали в коммандитное товарищество, а еще через три года предприятие было выставлено на принудительную продажу, в результате чего семья Гарбатого лишилась не только самого производства, но и земельного участка площадью 45 тысяч квадратных метров. До конца существования ГДР, впрочем, изготовление сигарет в этих стенах продолжалось, но предприятие уже принадлежало государству.
В 1939 году семье не оставалось ничего другого, как спасаться бегством в Америку. Сыновья предпринимателя, Евгений и Моритц, отправились за океан. Сам же Йозеф Гарбатый был совсем стар и предпочел остаться в Берлине, в своей вилле в Панкове. В этом же году он умер.
современный вход
В 2000 году площадь неподалеку от станции метро Панков была названа в честь берлинского фабриканта - Garbátyplatz. На ней установлен и своеобразный памятник табачному дельцу: фирменный логотип "Garbáty", который повторяет тот, что красовался раньше на крыше фабрики. Памятник профинансировал внук предпринимателя, преподаватель Мичиганского университета Томас Гарбатый.
Ксения Максимова