Архитектура Берлина на рубеже ХХ-ХХ1 веков

Jan 03, 2009 18:14



Hauptbahnhof, Главный вокзал, von Gerkan

Севернее  парламентского ареала видна ещё одна из  грандиозных современных берлинских построек: Новый главный вокзал Берлина

(Hauptbahnhof). Этот вокзал построили на месте одной из станций городской электрички (Lehrter Bahnhof) и в центре города.


 
                                         Вокзал представляет собой грандиозное стеклянно-каркасное сооружение, имеющее впечатляющую надземную часть и не менее впечатляющую подземную  части. В надземной  железнодорожные пути идут с Запада на Восток., а в подземной части с Юга на Север.(Кроме тоннелей для поездов дальнего следования , построены тоннели под городом для автомобилей).

Обращу ваше внимание  на некоторые особенности современного строительства. Во-первых, однопролётное перекрытие через все железнодорожные пути. При этом, если сравнить перекрытия других берлинских же вокзалов, например, Ostbahnhof, то сразу видно  как изменились строительные технологии. На Ostbahnhof’e  не один , а два пролёта, а несущие фермы занимают много места и площади, затеняя внутреннее пространство. На новом вокзале несущие конструкции не ощущаются вообще и свет свободно проникает на  перроны. Вплоть до того, что наоборот, появляется необходимость несколько «затенить» солнечный свет. Частично эту функцию выполняют солнечные батареи, расположенные на поверхности перекрытий. Эти солнечные батареи (фотоэлементы) вырабатывают 160000квтч в год, что составляет всего 2% от потребности вокзала (но, мы уже отмечали стремление государства и общества к всяческим формам защиты окружающей среды)

 
 


Во-вторых, два параллельных корпуса 40-каметровых зданий, как бы, висят внутри стального каркаса. Т.е. в этом случае принцип Мис ван дер Рое применён, примерно, так же как в здании Новой национальной галереи. Строители очень гордились своими техническими решениями .Гигантское строительство велось без остановки движения. Глубинные работы проводились при помощи строительсва кессонов и без нарушения уровня грунтовых вод . Два основных параллельных здания вокзала (их несущий каркас) были возведены рядом с перронами в высоту, а потом повернуты на 90 градусов и повисли над перронами без перерыва движения                                                                                                       Правда, надо признать, что известные строчки: «гладко вписано в бумаги , да забыли про овраги, а по ним ходить» полностью себя показали в истории с этим вокзалом.

Заказчики , как это часто бывает при осуществлении проектов, взяли и укоротили стеклянное перекрытие  (чтобы удешевить проект). Сделали так «ловко», что вагоны с VIP-персонами останавливаются не под крышей. И, курам на смех, во время дождя этих самых персон приходится сопровождать с зонтиками.

Заказчик, почему-то взял и изменил конструкцию сводов потолка на самом нижнем уровне (там, где перроны Юг-Север). Тут архитектор фон Геркан возмутился и подал в суд. И выиграл. Выиграл архитектор против Заказчика. Говорят, что это прецедент. Стоимость переделки 12 миллионов.

  Так построили

  А так должно было быть.

При строительстве вокзала был ещё один казус. Кстати, очень характерный для современной Германии. В прежние времена понятие "немецкое качество"(Deutsche Qualität) означало -высочайший уровень. Однако, многое изменилось после объединения страны, когда 17 миллионов граждан из ГДР стали гражданами ФРГ. Западные немцы узнали, что можно работать кое-как. И в стране стали случаться то, что ранее было невозможно). И вот один из примеров:
в Берлине построили новый ультрасовременный вокзал. Этот самый -Главный вокзал. Пустили. Работает. Однажды в штормовую погоду с самого верха рухнуластальная балка весом, кажется, 2 тонны. Оказалось, что её просто не приварили.

К счастью, в плохую погоду внизу на лестнице никого не оказалось.

о Берлине
Previous post Next post
Up