Новый Еврейский музей, Daniel Liebeskind
Следующий объект, который можно смело отнести к лучшим образцам современной архитектуры сооружён по проекту ещё одного американца Даниеля Либескинда. Это Новый Еврейский музей на Линденштрассе.
В отличие от фантазёра Гери Либескинд- архитектор-философ.
В плане здание музея представляет собой что-то вроде росчерка молнии.
Опять же, при взгляде сверху видна некая прямая линия, рассекающая здание. Либескинд объясняет так: История народа -это прямая линия...в теории. На практике история движется зигзагообразно. В точках пересечения теории с практикой происходят катастрофы. Автор из точки пересечения вынимает строительный объём и ставит рядом с основным зданием.Это Башня Катастрофы. Всё здание облицовано листом (в нижней части листы обработаны таким образом, чтобы невозможно было делать граффити). А Башня Катастрофы простой бетон. Стены здания имеют окна в виде стремительных прочерков в разных направлениях. Важная особенность здания в том, что посетитель чувствует себя в нём очень неуютно, дискомфортно. Достигается этот эффект тем, что все коридоры имеют непараллельные стены, полы и потолки. При входе в Башню Катастрофы за вами закрываются тяжёлые двери и вы оказываетесь в каменном мешке. Вас охватывает ощущение безысходности, безнадёжности. Рядом со зданием стоят наклонные бетонные столбы с косым полом (Сад Гоффмана). Вы проходите между столбами и начинаете терять равновесие. В здании есть много чего. Например, зал, где на полу набросаны чугунные отливки, абстрактно напоминающие человеческие лица. Если наступить на них раздаётся плач. Всё вместе довольно жутко. На претензии некоторых о том, что некрасиво и там плохо, Либескинд отвечал примерно: «А вы хотите, чтобы в Катастрофу было удобно и красиво?».
Дополнительно к портрету Либескинда представлены некоторые его работы. Проект перестройки общинного дома на Фазаненштрассе в Берлине, проект здания для Петербурга, проект жилого квартала на берегу моря в Сингапуре.
Но, самый значительный его проект (к сожалению, уже искажаемый) - Комплекс -мемориал жертвам теракта 11 сентября 2001года в Нью-Йорке.
Я уже говорил, что Либескинд архитектор-философ и его проекты полны смысла и метафор. Проект для Петербурга представляет собой здание составленное из двух гигантских арок-парабол. Нижняя - въезд в Европу (уже не окно), а верхняя перевёрнутая - этакая направляющая взлётная в будущее.(Проект не принят)
Комплекс для Нью-Йорка состоит из пяти зданий ,каждое из которых выше предыдущего и поставленных так, что повторяют некий разворот подобный развороту Статуи Свободы. Самое высокое здание высотой 541 метр или 1776 фут. 1776 год- год принятия Декларации независимости США. В проекте должно быть здание, которое именно в час террористической атаки не имеет тени. Самое высокое здание должно было представлять собой Сад Мира, т.е. всё здание -зимний сад. Однако, прагматика и коммерция исказили проект. Главный хозяин Сильверстайн поручил осуществление проекта тому, кто получил только второе место в конкурсе. По мистическому совпадению его фамилия Child. Это в переводе- ребёнок. Либескинд в переводе -любимый ребёнок. Газеты по этому поводу немало поразвлекались на тему ссоры двух детей. Либескинд сначала очень обиделся, но затем передумал, уговорив себя в том, что главное: осуществление его проекта, пусть и несколько искажённого.