Филармония
Сначала о Филармонии. Два, рядом стоящих и соединённых между собой, здания такой странной формы, облицованные жёлтой плиткой и есть Большой и Малый залы Филармонии. Здания построены по проекту архитектора Ханса Шаруна в 70-е годы ХХ-го века, т.е. ещё до объединения. Акустические характеристики залов высочайшено качества и профессиональный уровень исполнителей, приглашаемых сюда, столь высок, что вы никогда не разочаруетесь, если придёте сюда на концерт. Симфонический оркестр, составляемый из превосходнейших музыкантов работал под управлением легендарного Герберта фон Караяна. В 90-е годы им руководил превосходнейший Клаудио Абадо. Теперь главный дирижёр, которого, кстати, коллектив выбирает голосованием, сэр Саймон Рэтли.
Из многого, что можно рассказать о здании, коснусь только двух моментов. Шарун исходил из того, что уличный музыкант играет на тротуаре и вокруг него собирается народ. Так и построен зал. Сцена в центре. А места для слушателей такими веерами-амфитеатрами располагаются вокруг и таким образом, что с любого из 2500 мест прекрасно и видно и слышно. Странная форма здания, кроме того, определилась из того, что крыша здания представляет собой, как бы, подпёртый шестами шатёр и что Шарун - один из , если так можно выразиться, протестантов против конструктивизма или Баухауса, т.е. прямоугольной архитектуры. В здании нет прямых углов. В этом же здании есть музей музыкальных инструментов.
Позади Филармонии создан некий комплекс, не бросающийся в глаза и называемый «Культурфорум». Там три музея: Картинная галерея , так называемый Kupferkabinet, т.е. собрание гравюр и музей прикладного искусства.
А ближе к каналу (Landwehrkanal), название которого можно перевести как «Пограничный» или «Оборонительный» (название произошло от оборонительного рва, бывшего когда-то здесь), располагается кирха Святого Матвея и Новая национальная галерея.
Здание Новой национальной галереи стоит на углу канала и Потсдамер штр. Для непосвящённых оно не вызывает интереса, а для архитекторов - это образец тех возможностей, которые и позволяют возводить все небоскрёбы в мире. Построил его тот самый Мис ван дер Роэ. Стеклянные стены и плоская гигантская крыша опирается на восемь тоненьких колонн. Это самая большая плоская крыша в мире. Таким образом, крыша, как бы, парит в воздухе, а внутреннее пространство свободно сообщается с открытым миром.
Весь этот конгломерат зданий музыки и искусства со зданием библиотеки через улицу и назвали «западный Остров музеев».
Рядом с Большим залом Филармонии, на углу Тиргартенштр. и Герберт-фон-Кароянштр. памятник «Т-4» в виде двух больших вертикальных стальных листов.
«Т-4» означает дом №4 по улице Тиргартенштр. Здесь стоял особнячок, в котором располагался во времена нацизма институт по разработке критериев неполноценности людей. Страшное и позорное место. Как - будто здесь и построили первую газовую печь.
Наш маршрут теперь лежит вдоль южной границы Тиргартена на запад. Здесь между Тиргартеном и Ландверканалом с давних времён был район посольств. И в новейшие времена здесь снова строятся различные посольства и, конечно, их архитектура отвечает самым новейшим тенденциям. На самом деле, хорошо бы пройтись пешком. Вы увидите странноватое здание австрийского посольства, тёплый камень облицовки индийского, традиционное палаццо итальянского и стеклянный куб с деревянными конструкциями Представительства Северный Рейн- Вестфалия, арабские мотивы полированной облицовки Египетского посольства. И ещё одно значительное место встретится по дороге. Это на Stauffenberg str., где теперь Министерство обороны, во дворе бывшего штаба Резервной армии Мемориал, расстрелянным в этом дворе, участникам заговора против Гитлера. Да, главный персонаж этого заговора был граф Штауфенберг, который и принёс бомбу в портфеле на заседание, где присутствовал Гитлер. К сожалению, заговор провалился и около 3000 человек были казнены.