Дело о карабинах Холла....

Oct 19, 2017 17:30


"Worse than traitors in arms are the men who pretending loyalty
to the flag, feast and fatten on the misfortunes of the nation,
while patriot blood is crimsoning the plains of the South
and bodies of their countrymen are moldering in the dust."

Переделочный карабин как раз из этой партии, с 6-ю нарезами и расточенной каморой....
Сегодня, дорогие мои читатели, я расскажу вам сказку, которая показалась мне интересной не только с точки зрения моего хобби, но и основной профессии:
В первой половине 1850-х карабины Холла, причем их последняя модель - Холл-Норт 1843, о которых я писал, были признаны неудачным устаревшим оружием, опасным для самого стрелка, особенно если карабин был не новый - пороховые газы разрушали стык каморы со стволом и с каждым разом прорывались все сильнее - это было недостатком всего каморного оружия, представляя опасность для самого стрелка, плюс неправильно рассчитанный при переходе на новый .52 калибр пороховой заряд вел к быстрой поломке оружия ....Их производство прекратилось, а запасы на складах распродавались в частные руки. Цена, в зависимости от состояния, плавала от одного до двух долларов США, что составляло едва ли десятую часть изначальной себестоимости.
С началом Американской Гражданской войны, когда выяснилось, что армии Севера нечем вооружать, началась ружейная лихорадка. Сотни признанных и не очень конструкторов, производителей от мелкой мастерской до крупных заводов, дельцов и мошенников строили всевозможные схемы, дабы наполнить свои карманы. Причем большинство из них на самом деле ничего за душой не имела - ни товара, в данном случае оружия, ни денег, ни возможностей его произвести. Тем, кто застал "святые 90-е" у нас, эта бизнес-модель должна быть хорошо знакома.


И тут в мае-июне 1861-го года некто Артур М. Истман каким-то путем получает доступ к покупке 5000 б/у карабинов калибра .52 из государственных арсеналов в Нью-Йорке и Филадельфии по цене три с половиной доллара США за штуку. Особый интерес вызывает то, что изначально он настаивал на цене в три доллара ровно, но арсенальные военные накинули еще полтину. Руководил тогда Оружейным Управлением 66-летний бригадный генерал Джеймс Вулф Рипли. При этом у Истмана уже был покупатель - генерал-майор (бреветный, фактически полковник) Джон Ч. Фримонт. Ему он предложил новые! нарезные карабины по цене всего то в 22 доллара США. Но у Истмана не было денег ни на покупку карабинов, ни на приведение их в божеский вид. При этом предполагалось карабинам калибром .52 расточить камору под стандартный армейский патрон .56 (с пулей Минье), при этом сам ствол не растачивался. В результате Истман вошел в соглашение с неким Симоном Стивенсом, что передаст ему готовые карабины по цене 12,5 доллара за штуку и фактически контракт с Фримонтом, если он ему обеспечит финансирование в размере 20 000 долларов США. Но у того денег тоже не было, и тут, весь в Белом, появляется начинающий делец и банкир, Джон Пирпойнт Морган, который Стивенсу эти деньги дает. В результате еще за 75 центов за штуку карабины получают расточенные каморы с .564 до .590, некоторые получили новую нарезку ствола с шестью нарезами.
К концу августа партия из 2500 штук отправляется в Сент-Луис Фримонту, а вторая половина лежит у Моргана в залоге. Тем временем Стивенс получает кредит в размере 46 226,31 долларов от другого банкира - Морриса Кетчума, из которых 37 500 долларов США выплачивает Истмену. 14 сентября 1861 года правительство США заплатило за первую партию и Морган отправил оставшиеся винтовки Фримонту. Ваучер (чек) на оплату оставшихся средств был отправлен Моргану, который переправил его Кетчуму. По ходу там был срач по поводу того, что армейские, опомнившись, потребовали дополнительной оплаты за запасные части, упаковку и погрузку, при этом Истмен им помахал ручкой, но со Стивенса эти деньги снял.

В результате, когда 2-й платеж должен был быть уплачен согласно ваучеру, в сентябре 1861 года разразился скандал. Рипли заявил, что Фремонт купил ружья без его разрешения и с огромной переплатой, хотя имеющаяся переписка показывает, что арсенальные военные прекрасно знали, куда отправится груз. 26 сентября 1861 года скандал был опубликован в крупных газетах. При этом, несмотря на разбирательство специальной комиссии Конграсса, дельцы получили свои деньги, т.к. суд принял во внимание "святость контракта".... Тем не менее на деловую репутацию Моргана было посажено такое пятно, что вопрос этот неоднократно подымался вплодь до 1943-го года, когда вышла книга The Hall Carbine Affair: A Study in Contemporary Folklore [R. Gordon WASSON], которая заказуха настолько явная, и там так толсто, что даже тонко, что не остается сомнений в том, что вопрос этот был весьма болезненным для самого Моргана и его наследников. А заработал он на этом 5400 долларов комиссии "за труды" и 156,04 доллара процентов при ставке в 7% годовых... В книге приводится вся деловая переписка между контрагентами сделки, но не думаю, что вам это будет столь уж интересно, как мне...

Ну а карабины в значительной мере оказались, естественно, бракованными - представляете, что бывает, когда под давлением газов пуля большего радиуса проходит в ствол, какое давление рвется в щель между каморой и срезом ствола....Доходило до того, что камору просто приваривали к стволу, превращая казнозарядное оружие в дульнозарядное.

САСШ, военная история, история оружия

Previous post Next post
Up