Результаты попаданий бронебойных пуль 7,92 - слева у нас 6-мм бронеплита из стали марки АБ, которая удар выдержала, справа - 4-мм - которая оказалась пробита....
Прежде чем переходить к четвертой части счел нужным разобраться с некоторыми вопросами, вставшими в обсуждении к части третьей...Прежде всего - раз уж мы говорим о бронекорпусе - то какова его реальная стойкость к различным калибрам и типам боеприпасов...? Вообще сформулирую постановку вопроса так: Оправдан ли был "бронекорпус из уникальной авиационной брони двойной кривизны", от чего он обеспечивал и от чего не обеспечивал защиту с примерами?
Т.к. защиту против истребителей мы особо не рассматриваем - там основную "работу" делала 12-мм бронеплита (или бронешпангоут) стали марки ХД, которая вполне сравнима идейно и фактически с бронезащитой некоторых машин, о которых мы поговорим в следующей части, то у нас встают всего три "противника":
1) пулеметы винтовочного калибра 7,92, ведущие огонь бронебойными пулями (в данном случае со стальным сердечником)....
2) 20-мм зенитные автоматы, ведущие огонь приимущественно ОФЗ снарядами...
2) 37-мм зенитные автоматы, ведущие огонь приимущественно ОФЗ снарядами...
Т.к. я не автор с вор-спота и пишу не по Википедии, и серьезно отношусь к обоснованию своей позиции, я не поленился и просмотрел все попавшиеся мне фотографии бронекорпусов Ил-2, особенно находок современности. Дело в том, что на фото 40-х, как правило, фотографируют всю машину и качество съемки не передает мелких попаданий винтовочного калибра... Результаты перед вами:
Начнем, как не странно - с конца. С последней системой все ясно - при попадании практически в любую точку бронекорпуса, подобный снаряд его разрушал, приводя чаще всего к уничтожению машины...В то же время бронекорпус по большей части действительно выдерживал осколки таких снарядов, сработавших в крыльях или центроплане....
Тот самый одноместный Ил-2 ,видны еще несколько пробитий 4-мм листа (правая часть)....
Корпус двухместной машины. Видны множественные попадания 7,92мм пуль без прибитий и солидная вмятина от чего-то заметно покрупнее, предполагаю 20-мм ББ на излете. В любом случае 6-мм плита АБ свою задачу выполнила!
Еще один бронекорпус Ил-2 двухместного, видны попадания винтовочного калибра, пробитий не заметно, к сожалению у уважаемого френда нет фото этой части корпуса изнутри....
А тут у нас пролом в 6-мм бортовой бронеплите, скорее всего от 20-мм снаряда....
Что до 20-мм ОФЗ - то они однозначно пробивали 4-мм листы и часто пробивали 6-мм. В прошлой части мы поговорили о том, что для зенитного огня наиболее уязвимой была боковая проекция Ил-а... Что до рикошетов - они действительно были возможно, но подобное же было и с алюминиевыми корпусами иных машин....
Ну а бронебойные пули винтовочного калибра все еще оставались довольно опасными на близких дистанциях и хваленый бронекорпус защиты от них не обеспечивал...6-мм гомогенная броня марки АБ-1, принятая для Ил-2, надежно держала простую пулю с 75-50 м. Бронебойную пулю сталь АБ-1 толщиной 6 мм держала так же, как 8-мм немецкая броня (с 500 м)....
Кроме того, я постарался прочитать все что попалось по теме, пытаясь собрать как можно больше фактов в поддержку или опровержение своего мнения о ненужности бронекорпуса в том виде, в котором он был реализован и ошибочности всей концепции...
Ряд фактов меня искренне удивил:
1) Отечественные военные с самого начала были категорически против бронирования в 5-мм, которое из себя представляло фактически обузу, не дающую никакой особой защиты...И не знали как увернуться от навязываемой им Ильюшиным и его покровителями "инициативной" машины....
2) Про экранирование брони - Несмотря на большое число случаев разрушения этими осколками на самолетах Ил-2 тросов управления и деревянной части фюзеляжа у места крепления бронекорпуса с хвостовой частью, тов. Ильюшин от применения экрана воздержался из-за перегрузки самолета.
3) Надо сказать, С.В. Ильюшин игнорировал не только рекомендации НИИ ВВС по повышению боевой живучести Ил-2, но и решения комиссии ВВС и НКАП о внедрении усиленного варианта бронирования штурмовика, а именно е требование «заменить 12-мм цементированную бронеспинку корпуса на цементированную спинку толщиной 16-20мм».Дело в том, что к этому времени в массовое производство внедрялся двухместный вариант штурмовика с воздушным стрелком и пулеметом УБТ на оборонительной установке ВУБ-3. Центровка самолета сместилась назад, и пилотажные качества ухудшились. Особенно критичным это было для молодого летного состава, не имеющего должной летной подготовки. В то же время использование дополнительной брони еще более смещало назад центровку Ил-2. Полеты становились опасными. Т.е. Собственно, именно по этой причине бронирование воздушного стрелка ограничивалось лишь использованием 6-мм бронещитка, прикрывающего его от огня строго со стороны хвоста. - если нормально забронировать стрелка то ..... проще будет летать хвостом вперед! И еще - если опять же нормально забронировать стрелка - то машина будет таскать ровно себя, безо всякой бомбовой нагрузки... Кое-где это осознали еще в начале 20-х......