22 июня, Брест....

Jun 22, 2015 12:07





Письмо автору книги «В поисках героев Брестской крепости» С.С.Смирнову от одного моего дальнего свойственника (родственника по браку), который умер еще до моего рождения, а 22 июня 41-го года встретил в г.Бресте:

«Глубокоуважаемый Сергей Сергеевич!
Я прочёл Вашу книгу «В поисках героев Брестской крепости». Она так меня взволновала, что я решил написать Вам несколько строк. Изложенные факты в этой книге будут всегда волновать честных людей. Книга характеризует мужество, стойкость и самоотверженность советских людей в борьбе за свою Родину. Подвиги бессмертных героев Брестской крепости будут служить благородным примером для многих поколений.
Великая Отечественная война застала меня в г[ороде] Бресте. 20 и 21 июня 1941 г[ода] я был в крепости. Дело в том, что 16 июня в госпитале Брестской крепости умер мой брат, младший врач 63[-го] артиллерийского полка военврач 3-го ранга Конопелько Иван Гаврилович. В то время я находился на военной службе и был преподавателем каф[едры] биохимии Военно-медицинской академии им[ени] С.М.Кирова в Ленинграде. Жена умершего брата - Татьяна Васильевна Конопелько - была студенткой выпускного курса 1-го Ленинградского мед[ицинского] института. 17 мая 1941 г[ода] нами была получена телеграмма от военного коменданта г[орода] Бреста о смерти Ивана Гавриловича. В телеграмме указывалось, что командование ожидает приезда родственников на [его] похороны. Начальник Академии разрешил мне [убыть для этого в] шестидневный отпуск. 20 июня я и Татьяна Васильевна прибыли в Брестскую крепость. 21 июня состоялись похороны Ивана Гавриловича со всеми воинскими почестями (эскорт [почётный караул], салют и проч[ее]). В похоронах участвовало очень много военнослужащих и гражданских лиц, в том числе - многие члены семей нач[альствующего] состава крепости, так как брата многие знали. После похорон на кладбище некоторые знакомые брата приглашали нас вернуться в крепость на ночь. Однако мы не могли вернуться в крепость, так как в этот вечер мы провожали отъезжающих родственников и намечали 22 июня рано утром выехать в полк, где служил брат. Мы остановились переночевать вблизи вокзала, на квартире у комиссара госпиталя. Ночью мы были разбужены канонадой военных действий. В силу сложившейся ситуации я, будучи в то время военным врачом, принимал участие в эвакуации и лечении раненых. Обстоятельства были чрезвычайно тяжёлыми. Враг непрерывно наседал превосходящими силами, и нашим войскам приходилось с боями отступать. Помню, как пришлось преодолеть исключительно большие трудности в Кобрине и в других местах при выполнении задачи эвакуации раненых, так как все виды связи были разрушены, и не было транспорта.
Мой брат окончил Военно-медицинскую Академию в Ленинграде, был активным членом партии. В то время ему было всего 27 лет. Он был здоров и вынослив. Скоропостижная его смерть для меня остаётся неясной. Теперь это, конечно, не имеет значения. Однако Ваша книга напомнила мне ту тяжёлую и грозную обстановку, о которой не мог я забыть. В конце своей книги Вы пишете, что поиски героев продолжаются. Желаю Вам успеха в этом, очень важном и благородном деле.
В настоящее время я работаю в должности зав[едующего] каф[едрой] мед[ицинской] химии Киргиз[ского] пед[агогического] института.
Козьма Гаврилович Конопелько
Киргизская ССР, г[ород] Фрунзе, ул[ица] Советская, [дом] 29, кв[артира] 7.
3-го июля 1960 г[ода; подпись]».
Он получается дядька моей матери, муж ее родной тетки. Мать много о нем рассказывала.
Родился 28 октября 1900 г.уроженец д. Починок Починского района Брянской области, из крестьян-бедняков. Трудовую деятельность начал в 1914 г. рабочим-путейцем, по словам матери клал шпалы.В годы гражданской войны Конопелько Козьма Гаврилович был красноармейцем отряда чрезвычайной комиссии и областной контрольно-ревизионной комиссии штаба 14-ой армии (он вообще всю жизнь был настоящим коммунистом, службой в ЧОН гордился, мог отдать многодетному коллеге бОльшую жилплощадь, выданную как профессору ему, при этом в то время, которое застала мать у них всегда была служанка домработница, я ее еще помню, застал, мама с ней общалась как с родственницей, гречанка, по фамилии Харакоз (Черные глаза по-турецки). Учился в Брянской губсовпартшколе, затем работал преподавателем в профессионально-технической школе и школе фабрично-заводского ученичества Брянской области. Был инструктором областного комитета и районного комитета Коммунистической партии Украины. В 1929 году поступил в Ростовский (Северокавказский) медицинский институт, который окончил с отличием. В течение первого года работал заведующим медпунктом на лесозаготовках в Архангельской области. С 1935 года учился в аспирантуре при кафедре биохимии второго Ленинградского медицинского института, где был утверждён в должности ассистента (научный руководитель -- академик А. А. Шмидт).Защитил в 1939 г. кандидатскую диссертацию "Каротин и витамин А, их стойкость в витаминизированных продуктах". Докторант по биохимии (научный руководитель -- академик В. А. Энгельгард). Тема докторской диссертации: "Биохимические изменения в мозге при аммонийном отравлении, действии ионизирующей радиации и гипоксии".
В 1935-м году был призван в армию начальником санитарной службы военных переводчиков Ленинградского военного округа и одновременно продолжал работать ассистентом кафедры биохимии. В 1939 году приказом НКО был назначен на должность преподавателя военно-медицинской академии им. Кирова в Ленинграде.
Член КПСС с 1927 г. Участник гражданской войны, войны с белофиннами и Великой Отечественной войны. Майор медицинской службы. В июне 1943 года был командирован на фронт в должности начальника хирургического отделения эвакуационном госпитале 1-ого Украинского фронта. За время войны Козьма Гаврилович прошёл Польшу, Германию, Чехословакию, Венгрию. Награждён 12 орденами и медалями, в том числе орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Первая его семья, жена и дочь, погибли в Ленинграде в блокаду.


Представление на награждение орденом Отечественной войны II степени...
После демобилизации из армии в 1946 году работал доцентом кафедры биохимии Хабаровска, с 1948 года - заведующим  кафедрой биохимии Кишинёвского медицинского института. После учился в докторантуре института экспериментальной биохимии АМН. С 1954 работал заведующим кафедрой биохимии Киргизского мединститута в городе Фрунзе. В 1963 году был избран заведующим вновь организованной кафедры неорганической химии Тюменского мединститута, до  1972 года работал заведующим кафедрой биохимии. В мирное время награждён медалью «За трудовую доблесть».

семья, жизнь

Previous post Next post
Up