Ранее я уже
делал два больших поста о любимых работах моего самого любимого артиста. Теперь у меня появился, увы, грустный повод вспомнить несколько не самых раскрученных, на мой взгляд, картин. В первой главе две классических криминальных истории о суровых мужчинах опасных профессий.
«Раскалённый асфальт» («Взвесь весь риск») / Classe tous risques (Франция-Италия, 1959)
Лента Клода Соте берёт зрителя в оборот сразу же после начальных титров. Первые 20 минут картина по градусу напряжения динамике с лёгкостью даст фору любому современному «боевику». Открывающая сцена ограбления инкассаторов и последующий уход от погони снято настолько мастерски, что дух захватывает и буквально не даёт выдохнуть. И хотя далее действие принимает более спокойный характер, но напряжение остаётся висеть в воздухе, постепенно подводя героев к финальной черте.
Ведущую партию здесь как всегда безупречно отыгрывает монументальный Лино Вентура, а Жан-Поль Бельмондо появляется лишь на 40-й минуте. Но молодому артисту достался не менее важный персонаж, и он блестяще справляется со своей задачей, не уступая в мастерстве своему матёрому коллеге. Обаяние, человечность, лирика, и при этом твёрдость, решительность и смертельный блеск в глазах преступника, который применит силу и пойдет на крайние меры незамедлительно, если это будет необходимо. Всю эту гамму артист воплотил безукоризненно. Не зря Вентура и Соте отстояли начинающего артиста перед продюсерами.
Прибавим к этому крепкую режиссуру, отменный литературный исходник и адаптацию маэстро криминального жанра Жозе Джованни, а также музыку Жоржа Делерю. Крепкое и достойное кинопроизведение на заданную тему, с немного, на мой взгляд, оборванной концовкой.
Моя оценка 7,5/10
Click to view
«Стукач» / Le doulos (Франция-Италия, 1962)
Пройдёт год после «Раскалённого асфальта», и на экраны выйдет «На последнем дыхании» Годара, после которого Бельмондо проснётся суперзвездой. И вот уже главная роль в знаменитой криминальной ленте Жан-Пьера Мельвилля, с которым артист уже работал годом ранее в драме «Леон Морен, священник».
Актёр здесь предстаёт во всем блеске, филигранно демонстрируя портрет редкостного мерзавца, не лишенного тёмного обаяния, который оказался между двух огней и идёт ва-банк буквально по трупам. Жан-Поль в картине безусловно главная звезда, который затмевает собой остальных коллег по площадке, хотя в фактурном образе неплохо смотрится его партнёр Серж Реджани.
Постановщик уверенно держит темп, а при всей условной неспешности эта стильная лента не отпускает до самого финала. Финала, в котором в главном герое всё же остаются какие-то нотки человечности.
Бронебойная классика с прекрасной музыкой Поля Мизраки, заложившая основы, и цитируемая в большинстве современных жанровых представителей.
Моя оценка 8,5/10
Click to view