Смею заметить, что
книгомарафон подходит к концу! В понедельник мы выложим финальную рецензию - на Максима Кантора и примемся за какой-нибудь Букер).
Последними у нас получились самые сильные тексты премии - Буйда, Волос, Кантор. А Волос так еще и победитель (суда по вашим отзывам) негласного нашего опроса на лучшую обложку. Она, кстати, и впрямь хороша!
О чем эта книга: великий персидский поэт возвращается домой ослепленным и бесправным
Кто автор: геолог по образованию, прееводчик такжикской поэии, поэт и прозаик. Первый роман "хуррамабад" наделал такого шума, что взял сразу антибукер, примии "Знамени" и "нового мира", российско-интальянскую премию и Гос. премию России. Еще один роман - "Аниматор" в 2006 побывал в шорте Большой книги.
Премии и судьбы: кажется, кроме шорта БК, книге так ничего и не высветилось. А жаль, жаль...
Биографии поэтов - дело совершенно особое. Тут и ахматовское: "Какую биографию делают нашему рыжему!.", и "сочиняйте себе легенды, Боги начинали именно так.» А уж если дело касается древности, то и подавно.
Андрей Волос и сам поэт, и тема Таджикистана для него не нова. Поэтому его «Возвращение в Панджруд» - мало того, что один из самых сильных текстов в нынешнем шорт-листе Большой книги, так еще и прекрасный пример классического романа.
Это жизнеописание великого таджикско-персидского поэта Джафара или Рудаки, Царя поэтов. За книгой этой - историческая скурпулезность, явный литературный труд, и работа - с языком, прежде всего. Язык книги погружает в эпоху, расставляет слова, как персидские кувшины и чашки по деревянным, растрескавшимся полкам: каждому свое место, свое время.
Время вообще один из главных двигателей романа: время старика, вспоминающего прожитую жизнь и время юноши, у которого эта жизнь только-только начинается. И вот эти два времени сплетаются, сходятся и идут одной дорогой. Сюжет классический, похожий на легенду: великий поэт, ослепленный в буквальном смысле, сменой вождя и власти, возвращается в родной город. Нищим и больным. И быстрая слава, бежит впереди него, долгая жизнь, остается позади. А гордыня, отчаяние и мудрость, борются внутри, поочередно одерживая победу.
Для одного из этих двух путников неблизкая дорога в дальний кишлак - возвращение к тому, откуда все начиналось. Для другого - к истокам (попробуйте провести несколько дней в обществе человека на полвека старше вас?). И физическая слепота старика вдруг исчезает перед слепотой опыта и ума молодого и сильного мальчишки. Два человека, которым, чтобы понять друг друга на этой сложной дороге, нужно научиться разговаривать друг с другом голосом сердца, человечности и тепла.
Тут, конечно, множество тем: политические распри страны, лесть и жадность, одиночество и рок, зависть и верность. Много историй, вставок, баек и легенд. Размеренная интонация жаркого востока и афористичность речи - все тут играет в одном такте, создает одну долгую мелодию. Но надо всем этим восточным великолепием - поэзия и чудо превращения простого мальчишки в великого Царя поэтов. Чудо рождения, жизни, славы и смерти - под яблоней в дальнем кишлаке Панджруд.
ЦИТАТА
«Понимаешь, всякую хорошую вещь можно оценить каким-то количеством таких же вещей, но дурного свойства. Одна хорошая лошадь стоит сто динаров - и десять скверных лошадей тоже стоят сто динаров. Хороший верблюд сто динаров - и десять никчемных сто динаров. Так же и одежда, и оружие, и драгоценности. Но только не сыны Адама: тысяча негодных людей не стоит и одного хорошего человека».
"Возвращение в Панджруд" на Озоне