О чем эта книга: НЭП, левитация и дело масонов
Кто автор: без комментариев
Премии и прочее: роман взял НацБест в 2011 и попал в листе Букера 2012
Что рассказать про "Остромова", кроме того, что в книге 760 страниц? Про сюжет и то, что в его основе дело масонов я не буду, вы прочтете на Озоне и без меня.
Итак. Во-первых эпоха - НЭП, Петербург 20х годов, неустойчивость, горящая под ногами земля и страх неопределенности - атмосфера и колорит. Прибавьте к этому быковский талант подражателя и явно булгаковские интонации. Прибавьте к этому кругозор автора и то, что к сожалению, не считает необразованный человек - множество аллюзий и реминисценций (я нашла, например, на Максимилиана Волошина, но очевидно, что их намного больше).
Тут есть прекрасный показательный эпизод про "хороший скверик", читая который со всей ясностью понимаешь, что эти самые пролетарии, которым вся власть - были настоящими современными гопниками - не малообразованными, темными, любителями заложить за ворот, хамлом и злыми бунтарями, дорвавшимися до власти. Версия Быкова. Прекрасно.
На НацБест роман, явно не тянет, и "Ты так любишь эти фильмы" Фигль Мигль (с которым за награду собственно, и сражался) сильно проигрывает. Но Фигль Мигль вообще писательница блестящая, а роман Быкова, пожалуй, если и плох, то исключительно из-за того, что сделан неаккуратно.
Остается много вопросов.
Например, куда автор дел одну из важнейших сюжетных линий - любовную и, собственно, героиню? Такое ощущение, что забыл. Очень обидно, что одна из самых ярких, неоднозначных и целостных фигур романа оказывается потерянной. А ведь ее судьба, разрешение ей конфликта - чуть ли не главнее мытарств главного героя. Недопонят и сам Остромов. Может это так задумано, но осадочек остается.
И так - с очень многими персонажами, которых автор щедро вводит и так же щедро отсыпает им своего внимания и страниц. Всем без разбору. Отсюда объемы и некоторая путаница.
Слабое место романа - монтаж авторского голоса с размышления и героев о самих себе. Не всегда ясно где кто, от этого (снова) путаешься.
Язык ок, у меня выписалось довольно много цитат и они хороши. Но хочется в целом сказать, что господин редактор недовычеркивал ;) процентов на 30% точно.
Но Быков это Быков: его очевидно прет по писательству, и он с одинаковым азартом развивает как главную так и всякие второстепенные линии. Кидается к одним, забывает про другие - и как будто не вполне понимает какие все-таки главнее. Сократить, переформировать - от одних убавить, к другим прибавить, и будет блеск.
Читать довольно интересно (откровенно скучно нам было всего пару раз, что на столько страниц ок). И что важно - все в порядке со сверхзадачей. Очень понятен и довольно четко выведен выбор главного героя в финале. Да и сама финальная картинка если сначала и кажется одним "эээмм", то уже на следующий день понимаешь ее кинематографичность и красоту.
Понятно о чем книга, понятны настроения времени и чаяния, и надежды светлых умов и чистых душ.
Хорошо о силе слабости, о человечности против даже не божественных, но каких то запредельных сфер. И что именно слабая грязная и жалкая человечность оказывается ближе и дороже безупречной механики Вселенной. Не совсем ясно тут что стало с Богом, он как-то упразднен (отсюда все духовные метания главных героев по нему сводятся на нет). Но в целом идея ясна и идея эта хороша.
Технически роман на твердую 3. С большим-пребольшим +.
Но не техникой же единой. Автор талант. Хоть и графоман, а талант!
ЦИТАТЫ
"Игра (...) была на том, что большая часть местных людей полагала себя живущими неправильно, это касалось в особенности интеллигентов, но свойственно было и крестьянству, и кое-кому из высшего чиновничества. Поскольку за время их жизни страна никак не менялась, разве что к худшему, - они полагали, что жизнь прошла впустую. Остромов давно это понял, у него были серьезные подозрения, что впустую проходит всякая жизнь, но в молодости такое понимание переносимо, а в старости, когда со всего вдруг сдергивается покров, надо срочно утешиться."
Дмитрий Быков "Остромов, или ученик чародея" на Озоне