Оригинал взят у
valery_3 в
Рим Муссолини.Оригинал взят у
sindzidaisya в
Рим Муссолини. В отличие от Рима исторического, средневекового, зажатого между холмами, с темными улицами и путаницей переулков, это совершенно иной рим. Кто бы мог подумать, что практически рядом со старым городом в 20-30-х годах на юге столицы был построен иной Рим. Рим широких прямых проспектов, урбанистических и конструктивистских дворцов и площадей. Больше того, даже с уходом эпохи Муссолини район ЭУР, как он назван теперь, продолжал застраиваться согласно первоначальному плану, сперва к выставке 1960-го года, а теперь тут просто настоящий полигон для реализации всех невероятных футуристических архитуктурных идей. Площадь района ЭУР огромна, его невозможно обойти за весь день. Давайте просто заглянем внутрь этого другого Рима.
1. Линия метро привозит вас на юг города, где несколько станций, "Ферми" и другие, находящиеся на территории ЭУР, обозначены соответствующей аббревиатурой во всех схемах и справочниках. Выходим на улицу, а тут... какой-то новый город. Тем старым, историческим Римом, тут и не пахнет. Вообще, будто попал в другую страну.
2. Самое интересное, что туристов тут почти нет. Это район колледжей - очень много студентов, - министерств и офисов разных компаний, но никак не туристическая зона. А зря. На самом деле, это один из самых необычных районов и Рима, и всей Италии.
3. Облик кварталов ЭУР больше похож на какие-то если не американские города, то на немецкие современные кварталы индустриальных зон, застроенные после сноса пострадавших от бомбардировок старых зданий. К счастью, Рим и его кварталы времен Муссолини никак не пострадали в войну, и теперь мы видим практически нетронутую, и находящуюся в превосходном состоянии, застройку тоталитарной муссолиниевской эпохи, полную аналогию сталинской архитектуры, только тут она находится в практически первозданном виде.
4. Огромные здания, магистрали и сооружения, в отличие от старого Рима, спроектированы как город будущего. К тому же, проект Рима Муссолини, который решил перенести сюда после его завершения все офисы и министерства из старого города, где скученность и хаотичность застройки не соответствовали запросам строившейся им империи, был отражением господствовавшего тогда направления конструктивизма. Это настолько очевидно, когда тут оказываешься, что теперь весь район ЭУР можно рассматривать, как музей конструктивизма под открытым небом.
5. Если в Москве от конструктивизма сохранились отдельные островки, вроде здания Ле Корбюзье на Мясницкой, то в районе ЭУР вы видите все пиршество архитерктурного духа во всей красе, распространившегося на километры вокруг. ЭУР строился как Олимпийский город к планировавшейся в 1942 году Олимпиаде в Риме, которую Муссолини планировал провести так, чтобы затмить Берлинскую Олимпиаду 1936 года. Не удалось. Но проект продолжил рнализоваться, несмотря ни на что.
6. Разумеется, тут есть не только офисные и коммерсечкие строения, но и жилые кварталы, впрочем их немного. Но выдержаны они в том же стиле, и поскольку район престижный, стоимость апартаментов тут весьма велика. В 50-х годах ЭУР стал застраиваться экспериментальными жилыми комплексами, и сейчас это лдин из самых интересных в архитектурном плане микрорайонов города.
7. Главным, доминирующим строением ЭУР становится, безусловно, расположенный на холме над городом (его видно далеко из разных районов Рима) и к тому же на высоченном стилобате, т н "Квадратный Колизей". Это офисное здание Дворца культуры труда Муссолини, т н Палаццо делла Чивильта дель Лаворо, построенное по проекту группы архитекторов (общий проект ЭУР осуществлял целый архитектурный конклав под руководством Марчелло Пьячентини). Собственно, к нему ведут все проспекты ЭУР, и оно доминирует над шоссе, идущим из аэропорта Фьюмичино.
8. Прямо напротив него, в перспективе, между высоченными зданиями фишистских министерств, стоит купольное здание Дворца конгрессов Муссолини, где собирались съезды фашистской партии. Всеми этими постройками, идеальными с архитектурной точки зрения, дуче планировал поразить гостей со всего мира, продемонстрировав успехи фашистской экономики.
9. Здесь все здания, от министерских корпусов до статуй в стиле древних героев, призваны продемонстрировать помпезный стиль фашистских государственных сооружений.
10. Чем-то они пародируют статуи Кастора и Поллукса, или Диоскуров, стоящих на Квиринале, но в стиле модернизма 20-х годов.
11. Нетрудно догадаться, что своей идеальной формой арок Квадратный Колизей повторяет классический Колизей в центре Рима, являясь своего рода антитезой всей старинной культуре. На фасаде со всех сторон размещена одна и та же надпись "Народ поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, навигаторов и путешественников".
12. В нишах цокольного этажа установленые статуи древних героев Рима, как бы подражающие старинным классическим образцам, но эта иллюзия развеивается вблизи.
13. При ближайшем рассмотрении видно, что это лишь стилизация в духе знакомой нам сталинского классицизма. Только в отличие от СССР, подобный стиль в Риме более органичен и, главное, выполнен более художественно, а не халтурно, как это часто бывает в России.
14. Не вижу смысла разгадывать, кто конкретно тут изображен, читатель и сам догадается, если поищет в первоисточниках. Всего размещено 28 символических фигур.
15.
16. С вершины стилобата Дворца культуры труда видно, какие масштабы застройки предполагал район ЭУР в случае его успешной реализации к Выставке и Олимпиаде 1942 года. Но что удивительно, итальянское прапвительство в 50-е годы возобновило проект застройки ЭУР практически без изменений, стремясь завершить его в новой Римской Олимпиаде 1960-го года.
17. С высоты Дворца культуры труда открывается великолепный вид на южные пригороды Рима.
18. Внутри дворца на первом этаже выставочные залы.
19. Выше находятся помпезные офисы крупных компаний.
20. Еще один взгляд на Дворец труда (проект архитекторов Э.Лападула и М.Романо) и идем в противоположный конец проспекта к фашистскому дворцу съездов.