Дома у нас идет небольшой ремонт. И вот решили присмотреть себе лестницу на второй этаж. Поехали в Москву, походили по салонам, в итоге нашли вот такой вариант. Как вам? Внушает? Дизайнер, вроде бы, некто Шехтель. Слышали про него что-то?
Ну, ладно, вы меня конечно разоблачили. Нет у нас никакого второго этажа (точнее, есть, но там живут соседи), не идет у нас ремонт и к лестнице мы не приценивались. Что же правда в моем сообщении? То, сейчас я действительно в Москве и то, что вчера побывал в доме, который давно мечтал увидеть.
Дом этот - особняк, выстроенный архитектором Федором Шехтелем в 1903 году для семейства Рябушинских - купцов, промышленников, ученых, меценатов, деятелей искусства. И притом старообрядцев - под крышей Шехтель спроектировал старообрядческую молельню, оформленую в стилистике «декадентского» модерна. - единственный известный мне пример такого рода.
Центр дома - конечно, вот эта лестница-волна. Она встречает тебя сразу у главного входа (сейчас вход в дом почему-то с черного, и к парадному нужно пройти внутри). Сначала нужно преодолеть некое сопротивление, потому что над основанием лестницы парит то ли фосфорецирующая медуза, то ли гриб-психоделик, то ли марсианин в боевой конфигурации.
Лестница приглашает тебя присесть у подножия, принимает в объятия, а затем будто сама поднимает тебя выше и выше (нет, я не имею в виду, что это экалатор, я говорю об эмоциональном впечатлении). Появляется ощущение, что можно бросится внутрь этой лестницы, и она примет тебя в свои волны.
Мы назвали лестницу для себя «привет из Барселоны», так как очень напомнило работы каталониских модернистов, Гауди и компании. По-моему, из этой же лестницы вырастают и ноги беспредметных композиций Генри Мура, пусть даже он ее ни разу не видел, и у его беспредметных композиций нет ног.
Кроме лестницы, в доме Рябушинских есть много других интересных дизайнерских решений. Ну а известен этот дом еще и тем, что в 1930-годы он был последним прибежищем Максима Горького, вернувшегося с Капри в Москву, поддавшись на уговоры Сталина. Собственно, дом сущестсвует сегодня именно в статусе дома-музея Горького, и по этой причине он тоже интересен.
Вход в дом-музей бесплатный. Если вы хотите все же внести свой вклад в его поддержку, то можете купить бахилы (10 руб.), билет на фотосъемку (100 руб.) или кинуть любую сумму в стеклянный ящичек. Еще у неизвестных темных личностей можно, оказывается, купить экскурсию на посещение дома стоимотсью от 700 до 2000 рублей. Узнали мы об этом таким образом.
В гостиной-столовой стоял плотный мужчина и на внятном английском рассказывал трем иностранцам про нелегкую судьбу Горького («А что случилось с его сыном, я расскажу дальше. Предупреждаю сразу - ничего хорошего…»).
А в соседней комнатке скучились три сотрудницы музея и, прислушиваясь к уверенным интонациям гида, делились наболевшим:
- Нет, ну как это можно? Они же просто зарабатывают на этом! Берут по две тысячи с иностранцев! И водят тут!
- И ладно, есть еще деликатные, ну расскажут там что-то за пять минут, и дальше пошли! А этот стоит, и говорит, и говорит!
- И вот в прошлый раз приходил мужчина, песионер, говорит, на Пушкинской набирали экскурсию в наш музей, по семьсот рублей, а он-то пришел, я, говорит, и не знал, что у вас бесплатно, он потом и еще раз пришел, я говорит, еще приду, если бесплатно.
- Нет, ну надо охраннику сказать, пусть в следующий раз как начнут вот такие вести экскурсии, сразу пусть выгоняет! Берет и выгонят!
- Вообще вот доживут, просто закроем музей, и не будем пускать!
Дамы замолкают на секунду, как бы устрашившись произнесенного.
- Ладно, вот Давыдова придет, пусть она разбирается с этим!
- Нет, но все же почему они к нам водят? Вот почему они к Алексею Толстому не водят? Про него ведь тоже можно рассказать интересно - был белый граф, стал красный граф. И дом тоже интересный.
- Дом? Да вы скажете тоже! Да там не осталось ничего, все переделали. Недавно только вот видела, грузят окна старые на машину а они хорошие окна, дубовые, еще бы сто лет простояли, а сейчас на дачу их к кому-то увезли.
Так что, дорогие москвичи, кто еще не был в этом чудесном доме - всех зазываю, окна пока целы и дом не закрыли, и семьсот рублей платить не нужно. Находится он на улице Малой Никитской, 6.
Осталось объяснить качество фотографий: широкоугольного объектива у меня с собой не было, и указалось что лестница влезает только в кадр телефона, но никак не фотоаппарата. Я уж особо и не напрягался, зная, что в тырнете много качественных фото интерьера этого дома.
P.S. В дом Рябушинских мы заходили вчера утром, с тех пор я уже успел побывать на Празднике музыки и на фестивале «Времена и эпохи». Завтра утром забили стрелку с отчаянными романтиками в ГМИИ. А вы как проводите уик-энд?