Ахтамаром я бредил еще до отъезда в Турцию, говорил что обязательно посетим этот остров. Мои спутники вежливо соглашались, уточняя, что если найдется прореха в нашем плотном графике. И вот, после трех вылазок на окрестные перевалы, уже в конце моей части поездки мы направляемся туда. Маршрутка-долмуш «Ван-Геваш-Ахтамар» надолго застревает в Геваше, который в древности назывался Востан - небольшом городке неподалеку от берега Вана. Здесь выходят все местные курды, никто из них не собирается ехать дальше. Покружив по городу водитель берет еще пару пассажиров и едет таки к пристани, откуда отходят катера до легендарного острова. Из окна виден одинокий кусок скалы в голубых водах Вана, неужели это Ахтамар? Да, действительно, это он. Издалека он кажется совсем маленьким.
Водитель высаживает нас на остановке, мы проходим в какую-то арку, где находится пара лотков с сувенирами, и оказываемся на пустой пристани. В воде покачиваются три небольших прогулочных катерка и не видно ни души. Мы возвращаемся к лоткам и набираем магнитики с фотографиями Ахтамара и ванских кошек (почему-то в Ване ничего подобного нет).
Через пару минут появляются еще желающие попасть на остров. Очевидно, это группа туристов, по большей части пожилого возраста. Они оживленно переговариваются и мое ухо выхватывает знакомую речь, которой я, к сожалению, не владею (позор на мои седины). «Это армяне» - говорю я своим спутникам. Да, действительно, армянские паломники. Неожиданно.
С их приездом, по-видимому, набирается необходимый кворум, т.к. тут же появляется капитан одной из посудин и начинает деловито собирать деньги за проезд. Стоимость я сейчас уже и не помню, но что-то вроде 25 лир туда-обратно с человека. Мы загружаемся на катер и отправляемся на остров. В пути один из паломников, услышав русскую речь, обращается ко мне.
- Вы из России?
- Да
- А мы из Армении
- Я догадался, услышал знакомую речь. Мы в прошлом году были в Армении, да и я сам армянин.
Он улыбается и передает своим спутникам эту новость, все очень рады :)
Мы обмениваемся репликами, вспоминаем историю Ахтамара. Он рассказывает, что они едут на автобусе из Еревана через Грузию. Заезжали в Карс, Ани, теперь добрались до Ахтамара, дальше собираются в Муш. Я слышал о таких поездках и рад, что кто-то находит возможность посетить эти святые для армян места.
Тем временем, Ахтамар все ближе. Мы встречаем катер, идущий обратно к пристани. Все фотографируют приближающийся остров и снимают его на камеру. А на катере развевается турецкий полумесяц, не очень приятное зрелище.
Вот уже видна Церковь Святого Креста (Сурб Хач), видны солнечные батареи на одной стороне острова и флагшток с очередным турецким флагом на другой.
Ну вот, прибыли. Мы высаживаемся, и первое на что я обращаю внимание - большое количество стрекоз у воды (ну, я энтомолог все-таки). Это голубые Zygoptera, что-то вроде Platycnemis.
Мы поднимаемся от пристани к Церкви, а дальше народ потихоньку разбредается по всему острову.
Сурб Хач. Очень красивая церковь X века, построенная архитектором Мануэлом во время правления царя Гагика Арцруни. Снаружи она украшена уникальными барельефами с библейскими сюжетами и замечательными фризами в виде виноградной лозы, гранатовых деревьев, различных животных, а также сцен охоты.
Сюжеты вполне различимы, разбирающийся человек легко определит большинство из них. Я, как человек плохо знающий Библию, узнал только пару совсем очевидных. Один из них - история с пророком Ионой и поглотившим его китом.
Второй - битва Давида с Голиафом.
Внутри церковь не менее красива, чем снаружи. У входа стоит камень, закрытый стеклом. На нем выбит 1884 год и текст на армянском, рядом - перевод на турецком. Английского варианта не было, так что я не знаю что там написано. Может кому-то из армянских френдов удастся прочитать.
В церкви находится новый алтарь. В сентябре 2010, впервые за 95 лет, в церкви прошла литургия и был установлен крест.
Это одна из немногих армянских церквей, где сохранились фрески. Я так видел фрески еще только в Татеве. А до Кобайра, где они тоже есть, к стыду своему и не добрался, хотя проезжал мимо в Санаин. В 2006 году правительство Турции выделило 1,5 млн. долларов на реставрацию церкви. Мне трудно судить насколько она удалась, т.к. я не видел исходного состояния, но на мой взгляд церковь выглядит очень аккуратно и ухожено. Большая часть фресок прекрасно различима, от некоторых остались только следы. Здесь, опять же, много библейских сюжетов, из которых только пара мне знакома.
Наверное самая большая и лучше сохранившаяся из сцен - воскрешение Лазаря.
А это, по-видимому, избиение младенцев царем Иродом.
На остальных фресках изображены святые и сцены из жизни Христа.
Мы выходим наружу и сразу же натыкаемся на одних из обитателей острова - пару черепах Testudo graeca. Интересно, как и насколько давно они сюда попали.
Рядом с Сурб Хач стоят останки другой церкви, название которой мне неизвестно.
Мы проходим дальше. Там, за церковью, среди миндальных деревьев лежат и стоят хачкары. Большинство из них сделано не из туфа, а из какой-то более твердой породы. Это самые настоящие армянские хачкары, старые и очень красивые.
Среди деревьев стоят лавочки, мы садимся на одну из них, чтобы отдохнуть и немного перекусить. Церковь, хачкары, армянская речь - полное ощущение, что находишься в Армении. Родное и приятное чувство.
Армяне спускаются к берегу чтобы искупаться. Недолго думая мы тоже решаем окунуться, только в другой части острова. Аккуратно огибая скалы, мы спускаемся к воде и находим уединенное место. По дороге встречаем очередных обитателей острова - кроликов. Да, неожиданно. Их тут довольно много. Увидев нас, они прячутся в норы, иногда забиваясь в уже занятые чайками и голубями ниши.
Мы располагаемся на камнях и под присмотром стрекоз и чаек заходим в воду.
Нет, не заходим, скорее, спускаемся по скале, т.к. берег довольно крутой. Вода голубая, с зеленым оттенком, и весьма теплая. По ощущениям 22-23 градуса. Помню, в Севане вода была куда холодней, даже в августе. Опять же, в отличие от Севана, вода здесь соленая и насыщена содой. Ван - самое большое бессточное содовое озеро. Соды действительно много, вода по ощущениям «мыльная». Единственный вид рыб, что здесь обитает, и тот может жить только в устьях рек. Зато есть всякие насекомые, например водяные клопы.
Вода прозрачная, жалеем, что не взяли с собой маску или очки (ага, в горы, да ). Жаркое солнце, голубая вода, скалы - нам кажется, будто мы где-нибудь в Средиземноморье. Здесь так тихо, спокойно, никого нет. Мы купаемся, сушимся, едим фисташковую халву, снова купаемся. Над нами летают чайки и небольшие соколки вроде пустельги. Умиротворение. Замечательное место!
Но вот солнце уже начинает касаться верхушек гор, пора и уезжать. Мы собираемся, идем на пристань, и чудом успеваем на последний катер.
Солнце, уходя, подсвечивает воду и окрестные горы мягкими закатными тонами. Мы сидим на верхней палубе кораблика с поздними туристами и смотрим на закат.
В голове пусто и легко, флешка забита фотографиями, а в кильватере остается древний Остров с турецким флагом и армянским сердцем.