Цитата сообщения
ELENA_STOPKOПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!КАРАИМСКАЯ КЕНАСА ГОРОДЕЦКОГО.
Мои киевские друзья, узнав о том, что я хочу увидеть караимскую кенасу, недоумевали. Это серое и мрачное здание было у них по пути ежедневного маршрута к станции метро "Золотые ворота". Но они его даже не замечали! И действительно, жемчужина творчества архитектора Городецкого на первый взгляд смотрелась как что-то инородное и не очень интересное.
Как всё-таки важно для подлинных шедевров архитектуры соответствующее окружение!
Постараюсь показать и рассказать вам, что караимская кенаса - действительно, шедевр архитектуры конца 19-начала 20 века.
Она похожа на на изысканную табакерку, сказочную шкатулку... Но, обо всём по порядку...
Сперва небольшая справка - кто такие караимы, и что означает слово кенасА (ударение на последнем слоге).
История сего удивительного народа началась в эпоху Раннего Средневековья, когда поднимались и рушились царства, целые народы снимались с места, ну а Крым и подавно был подлинным котлом различных наций, языков и культур. Когда старые боги уходили в историю, а новые мировые религии только появились на крымской земле - и все смешалось окончательно! Голубоглазый германец мог исповедовать заумную греческую ересь, суровый викинг - носить в походной суме изображение Будды, а чернявый сын степей запросто мог принять например… иудаизм. Именно это и произошло с небольшим кочевым народом степных тюрков - караимами. Правда, ученые спорят до сих пор - были ли они местными жителями, или прибились в Крым после разгрома Хазарского каганата.
Одно неоспоримо - с крымскими татарами у караимов всегда было больше общего, чем непосредственно с иудеями. Принять-то иудаизм они приняли, но, во-первых - каноническая иудейская вера сложились значительно позже, а во-вторых - ко всему добавились элементы культуры непосредственно тюрок - степняков. В результате караимы оказались чужими среди своих, да и среди чужих - тоже! Татары - мусульмане их считали иудеями, а евреи - еретиками. Выживая в таких условиях караимская община всегда была замкнутой, сплоченной и истово преданной вере отцов.
Напрашивается вопрос - где Крым, а где Киев? Но, не стоит забывать, что город Киев был, как ни как - торговой и промышленной столицей Юго-Западного края! Именно сюда и прибыл в середине XIXв. некий Соломон Коген - крымский караим, ставший к 90-м годам того же века, фактически, местным табачным королем - его фабрики дымили по всему Городу! С легкой руки удачливого "табачника" жители Киева перешли от "понюшки табака" ( табак в те времена запросто выращивали на улицах Киева) к новомодным папиросам. А курение стало почти что непременным атрибутом среди жителей, особенно среди молодежи. И между прочим, "папироски Когена " считались самыми лучшими в Российской империи.
К тому же С. Коген считался подлинным благодетелем своих соотечественников, которым помогал деньгами, оплачивал лечение, давал приданое караимским девушкам.
Вскоре к табачному бизнесу присоединился брат Соломона - Моисей. И фирма "Бр.Коген", благодаря предприимчивости и находчивости братьев, становилась всё известней и популярней. Цены были мизерные (наверное, это и сыграло важную роль в их раскрутке). Пачка из 20 папиросок стоила 5 копеек, - столько же стоил стакан чая в трактире. Несколько табачных фабрик, табачные магазины с сопутствующими товарами... Бизнес процветал. К концу 19 века Соломон Коген вошел в восьмерку самых богатых жителей Киева, опередив даже "сахарных королей" Бродского и Терещенко.
Но народная мудрость всегда права - лучше быть бедным и здоровым, чем богатым и больным... В 1897 году Соломон Коген тяжело заболел и, решив оставить о себе добрую память у киевских караимов, выделил для этой цели соответствующую сумму денег и - пригласил к себе Городецкого.
Владислав Городецкий, будучи уже очень популярным и востребованным архитектором, получил предложение от "табачного короля" Соломона Когена, главы общины киевских караимов, спроектировать молельный дом - караимскую кенасу.
Владислав Владиславович немедленно принялся за создание проекта. А когда был приобретен земельный участок, за строительство храма взялась всё та же фирма Л.Гинзбурга, которая строила костёл Св.Николая. Но. к сожалению, Соломон Коген не дожил до освящения кенаса, которое произошло 27 января 1902 года. Для этого торжественного события прибыл сам верховный гахам всех караимов России.
Очень жаль, что это событие не было увековечено на фотографиях. Наверняка, там можно было рассмотреть и создателя этого архитектурного чуда в мавританском стиле - Владислава Городецкого.
Находящийся рядом одноэтажный домик был вскоре снесен и на его месте построили доходный дом, который должен был давать средства для нужд караимской кенасы.
Этот бывший доходный дом сохранился. Хочу обратить ваше внимание на то, как архитектор учитывал важность окружения своих строящихся объектов. На боковой стене вновь построенного здания специально были изображены рельефы, гармонирующие с кенаса. К счастью, они сохранились до сегодняшнего времени. А вниз смотреть мы не будем.
А вот ограда с правой и с левой стороны, к сожалению, не сохранилась. Её почему-то снесли, заменив позорными торговыми точками. Обойти теперь здание со всех сторон невозможно.
Теперь будем рассматривать эту восточную сказку поближе.
Неширокая проезжая часть со сплошным потоком машин, узкий тротуар перед зданием, спешащий народ - городская суета. Всё это, конечно, не настраивало меня на романтический лад. Кроме того, тёмный цвет здания создавал какое-то мрачное впечатление. Но стоило только подойти поближе, посмотреть вверх и подняться по невысоким ступенькам, как настроение моментально изменилось. Казалось. что я вхожу в пещеру Алладина.
Наверняка, перед Городецким было поставлено условие отобразить во внешнем облике молельного дома вероисповедание караимов - почитание Торы в её первоначальной форме. Если мы внимательно рассмотрим старые фотографии кенасы, то увидим на портале прекрасную вязь, очень похожую на арабскую. Но это не арабские слова. На стилизованном "языке Торы" выполнен фрагмент священного текста Торы. К сожалению, у Дмитрия Малакова прочитала, что перевод этой надписи невозможен. Хотя не поняла - почему...
Сейчас, как мы видим по предыдущей фотографии, этой прекрасной надписи нет.
Но, слава Богу, последняя реставрация оставила нам еще много восхитительного.
Изумительная дверь. Часов, как вы понимаете, первоначально не было.
Все детали уникальны и заслуживают внимания. Обращаем внимание на дверные ручки. У Городецкого нет ничего ординарного. Верхняя и нижняя часть ручки напоминают сталактиты, которые многократно повторялись во внутренних интерьерах.
Смотрим вверх и видим сказки Шахерезады. Весь потолок над входом украшен орнаментом диковинных цветов, перемежающихся со "сталактитами".
Воплотил в жизнь эскизы Городецкого итальянский зодчий Элио Саль. Всё наружное и внутреннее оформление кенасы, все эти восточные "визерунки" и орнаменты выполнены из цемента. В те времена его называли искусственным камнем.
И ведь удивительно. Прошло уже более ста лет, а цементные кружева прекрасно смотрятся! Не так ли?
Пора бы и зайти внутрь. Но, к сожалению, сейчас увидеть внутренние интерьеры, выполненные по эскизам Городецкого, возможно только на фотографии. Что вам напоминает это внутреннее убранство ?
Стиль, в котором выполнено здание, нехарактерно для украинской архитектуры. Проще поверить, что сооружение находится где-то среди мавританских ансамблей испанской Альгамбры.
Можно также прочитать, что вся площадь главного зала была покрыта лепными орнаментами в мавританско-арабском стиле. А свет в зал проникал через великолепные витражные окна. Кроме того имелось электрическое освещение и паровое отопление.
При реставрации все потолочные "сталактиты" были сбиты. А как выглядит внутренний зал сейчас, мне не хочется даже вам показывать.
Кроме всех своих многочисленных увлечений, Городецкий был заядлым охотником. Причем, на профессиональном уровне. Незадолго до начала работ над проектом кенасы, он дважды был в охотничьих экспедициях на Ближнем Востоке. Виденные там мавзолеи, очевидно, очень впечатлили его воображение. Первоначально на здании кенасы была гофрированная баня-купол, что так характерно для архитектуры Востока. Купол был покрыт оцинкованным железом, в центре возвышался шпиль.
В 1968 году (!) купол демонтировали. С тех пор кенаса стоит обезглавленной.
А ведь по проекту Городецкого даже сверху, на крыше был лепной декор. По его задумке - орнамент должен был открыт зрителям с улицы и в храме, а Богу - с неба. Восхитительно!
Вид кенасы сверху. Рисунок Городецкого.
Хотелось бы рассмотреть здание со всех сторон. Но это можно сделать только чуть-чуть, хотя длина кенасы составляет 30 метров. Справа здания - торговые ларьки, слева - неприглядная ограда.
Стены очень толстые, на них было израсходовано полмиллиона штук кирпича. Возможно, такая толщина и создаёт впечатление устойчивости и надёжности.
В этих глухих, зацементированных окнах когда-то были витражи...Но если учесть, что над зданием неоднократно проносились вихри революций и войн, то можно порадоваться и удивиться тому, что это уцелело. А может сыграли свою роль те полмиллиона кирпичей...
История перевоплощений молельного дома заслуживает более подробного рассказа.
Вспомним еще одно имя - газзан (караимский священнослужитель) Иосиф Султанский. Потомок известных караимских ученых, педагогов, богословов и проповедников. После его смерти в 1922 году кенаса по своему прямому назначению больше никогда не использовалась. В аренду здание никто не брал. Но хотя караимское население в Киеве оставалось, новая власть приняла решение закрыть кенасу. В 1931 году здесь организовали ДНВ - Дом Народов Востока. А что? Очень хорошее начинание. Тем более, задачи были поставлены преотличные: "повышение культурного и нравственного уровня национальностей Востока, политико-воспитательная работа среди отсталых национальностей, медицинская и юридическая помощь, ликвидация безработицы путем подыскания работы и открытия мелких предприятий, ликвидация неграмотности, объединение всех женщин Востока».
Интересный факт: перед войной здесь в составе ансамбля народной песни и танца УССР выступал великий актёр - Борис Сичкин, многим известный как Буба Касторский, снявшийся в Неуловимых мстителях.
Когда Киев был оккупирован немцами во время Великой Отечественной войны, молельный дом отдали католикам. Здесь проходили римо-католические мессы. Возможно поэтому здание не пострадало.
После войны здание отдали детям под Кукольный Театр. С 1968 года здесь уже функционировал кинотеатр "Заря", в котором "крутили" фильмы как внутри, так и снаружи. К Дому пристроили летний кинотеатр. А в 1981 году здание отдали творческой интеллигенции, организовав здесь "Дом Актёра". Судя по вывеске, Дом Актёра существует и по сей день, хотя рядом нет никаких реклам о проведении театральных и прочих артистических мероприятий.
На сегодняшний день идет противостояние между киевскими властями и Домом актера - каждый пытается оставить себе это удивительное сооружение. В тоже время на постройку претендует караимская община, численностью всего в 100 человек. Так что будущее Караимской кенассы покрыто туманом.
Здание до сих пор привлекает и очаровывает каждого по - своему. Приезжая в Киев, не поленитесь пройти несколько десятков шагов к Караимской Кенассе, и вы будете приятно удивлены. Кенаса принадлежит тем местам в Киеве, которые нельзя обойти своим вниманием, поскольку они единственны в своём роде. И известная мавританская пословица "Нет в мире худшего наказания, чем быть слепым в Альгамбре" вполне подходит и к Киевской Кенасе...
Долго еще оглядывалась я на это удивительное, кружевное здание. Не хотелось расставаться со сказками Шахерезады. Серенький денёк очень гармонировал с тёмно-серыми стенами. Но на душе было светло от этих чудесных полукружий, замкнутых линий, диковинных цветов, сталактитов и всяческих прочих ориенталий. И я знала, что каждый раз, приезжая в Киев, буду приходить к этому удивительному дому, чтобы хоть так, на пороге, постоять в гостях у сказки, созданной талантом и неуемной фантазией удивительного человека - Владислава Владиславовича Городецкого.
Основной материал взят здесьИ здесь