Художник Николай Корнилиевич Бодаревский

Mar 12, 2014 16:51


Цитата сообщения Bo4kaMeda

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих

ЖИВОПИСЬ



«Автор и модель», (автопортрет за работой), 1912, холст, масло
частное собрание
Когда речь заходит о передвижниках, чьи имена приходят на ум? Репин? Крамской? Суриков? Шишкин? Вряд ли кто-то теперь вспомнит Николая Бодаревского. Имя этого художника незаслуженно забыто, хотя некоторые его работы хорошо известны. Вот только имя автора назвать не могут..




«Автор и модель» (фрагмент)Николай Корнилиевич Бодаревский родился в 1850 году в Одессе. Его семья была дворянской, считавшей себя потомками рода молдавских господарей Чегодар-Бодарескул. Впрочем, жили Бодаревские небогато - отец служил обычным чиновником, и на момент рождения сына Николая носил весьма невысокий чин - титулярного советника. Однако, интерес сына к живописи родители всячески развивали и, заметив, что у мальчика есть способности, отдали его в рисовальную школу. В 1868 (по другим сведениям в 1869) году Николай Бодаревский уехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Все время обучения преподаватели считали его одним из лучших учеников. Он регулярно получал награды за свои произведения - 4 серебряных и 2 золотых медали присвоили ему в годы учебы. За картину "Апостол Павел объясняет догматы веры..." в 1875 году ему было присвоено звание классного художника 1 степени.



«Суд над апостолом Павлом», 1875, холст, масло
Закарпатский художественный музей имени Иосифа Бокшая
В 1880 году Бодаревский примыкает к передвижникам и начинает выставлять свои картины на Передвижных выставках, а с 1884 года становится официальным членом Товарищества Передвижных художественных выставок.



В лесной чаще

Товариществу передвижников Бодаревский оставался верен до 1918 года. Но так случилось, что отношения со многими коллегами по "передвижному цеху" у него не сложились, а это определило и восприятие его творчества и в своем кругу, и позже, во всем художественном сообществе, где передвижники к 1930-м годам были чуть ли не канонизированы (что не мешало представителям власти порой делать невыносимой жизнь их близких).



Художники-передвижники, Бодаревский в ряду сидящих, крайний справа, рядом со стоящим Репиным.

У Бодаревского был широкий творческий диапазон - он мог с равным успехом писать все, что угодно: полотна исторической и религиозной тематики, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сценки, пикантные "ню"... Художник просто не замыкался в узких рамках, но его коллегам это казалось неразборчивостью и всеядностью, не позволяющей оттачивать мастерство в рамках определенного направления. Еще один повод для претензий - тематика. Передвижники старались запечатлеть "подлинную жизнь", каковую зачастую видели в изображении бедных крестьян, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках... Сценка на пляже, где мать и дитя принимают солнечные ванны, жизненной им не казалась. Но у Бодаревского даже крестьяне выглядели вполне довольными жизнью, пели и плясали как на "Малороссийской свадьбе", более того, вполне дружелюбно общались с помещиками и принимали от них поздравления.



Свадьба в Малороссии



Солнечная ванна

Ну как одесситу обойтись без моря, солнца и пляжа?

И крестьянские дети в его изображении не вызывали чувства сострадания.



«Малороссия. Девочка с гусями», (1892), холст, масло
частное собрание



Девочка из Малороссии

На Украине много красивых детей, и если бы Бодаревский не изображал их таковыми, он как раз и погрешил бы против правды жизни. Однако, хотя коллеги и признавали, что тематика подобных работ в целом совпадает с направленностью передвижных выставок, страшно критиковали художника за отсутствие социальной остроты.
Но когда его угораздило написать девочку с кошкой и девушку с цветком, это было воспринято как эталон пошлости и смертный, непростительный грех для передвижника. Этой кошкой Бодаревский подписал себе "приговор"...




"Когда к передвижникам влилась новая струя из Московского общества художников - Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Петровичев, Туржанский и другие, за которых, к слову сказать, самым ярым ходатаем был Репин, - для новых пришельцев явился совершенно недопустимым Бодаревский. Мало кто теперь помнит этого ужасного художника, специализировавшегося на женских портретах и являвшегося воплощением пошлости. Все его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. Но он был старым членом Товарищества передвижников, и отделаться от него было трудно. Однако его картины, большие, яркие и крикливые, портили всю физиономию выставки.

Большая часть художников обратилась к Репину как к наиболее чтимому и авторитетному члену общества с просьбой очистить выставку от Бодаревского. Репин огорчился.

- О, о, о... нельзя же... как-то нужно... по-товарищески... Да бог с ним - пусть висит!

Художники замолчали. На другой день назначен был обход - еще до вернисажа. Репин пришел. Выставка была очень удачна. Репин ходил от картины к картине, но все беспокойно возвращался к полотну Бодаревского, словно его тянуло. Вдруг не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав, умоляющим тоном воскликнул:

- Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!"



Фотография в журнале «Нива», 1913 год.

Это цитата из воспоминаний Т.Л. Щепкиной-Куперник. Слова, очень жестокие по отношению к Бодаревскому. Пусть меня простят те, кто относится к Щепкиной-Куперник с пиететом, но на мой взгляд, она и сама была на редкость пошлой и безвкусной особой.



Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, портрет работы И.Е. Репина

Прославилась она переводами пьес европейских драматургов, излагая монологи такими словами: "Любовь - это сон упоительный, свет жизни, источник живительный, в ней муки, восторг, в ней весна"... И как человек творческий, знаток и ценитель искусства, в своих "Поздних воспоминаниях" позволяла себе "пинать" тех, чьи работы не пришлись ей по вкусу. Тем более, что Бодаревского к тому времени уже давно не было в живых, а пинки в его сторону не расходились с официальной линией советского искусствоведения. Но и в начале 20 века у нее было немало "единомышленников".



Николай Бодаревский. Девушка с розой

Среди передвижников главным антагонистом Бодаревского был Ефим Волков, средней руки пейзажист, ныне почти забытый. Один вид Бодаревского вызывал у него страшную ненависть, от которой Волков почти лез в драку.

"Выставка не открывалась без того, чтобы Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некоторые иногда опасались: не подерутся ли Волков с Бодаревским.

Портретист Бодаревский Николай Корнильевич был тяжким крестом для передвижников. В молодости подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Товарищества, но скоро как-то распустился, перевел все на заработок, на деньги. Его портреты нравились буржуазному обществу, главным образом дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков.

Строил Бодаревский из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность. Затеи нелепые: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. Во всем был сумбур и художественная пошлость. Но какой барин! Высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица. Как будто приказывал:

"Эй, человек! подай мне!"

Передвижники не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды, так как преступлений он все же не совершал. Только когда ставил вещи, спускавшиеся до уровня порнографии, товарищи протестовали и убирали их с выставки. В этих случаях Волков выступал застрельщиком, говорил Бодаревскому откровенные, крайне обидные для авторского самолюбия слова и приказывал рабочим снимать непозволительные по правилам передвижников картины Бодаревского. Конечно, атмосфера разражалась грозой, доходившей чуть не до поединка, особенно на обедах, устраиваемых перед открытием выставки" (Я.Д. Минченков "Волков Ефим Ефимович")

Вещи, "спускавшиеся до уровня порнографии" - всего лишь довольно скромные по сегодняшним меркам "ню", без которых обходится редкий художник. Несколько подобных работ было создано и Бодаревским на протяжении жизни.



Обнаженная в мастерской художника

А что касается портретов Бодаревского - в них как раз трудно заметить стремление приукрасить и примолодить модель, сделав из нее "куколку". Возьмем известные портреты императрицы Александры Федоровны - с недавнего времени их часто воспроизводят, как правило, без указания автора.



Портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1907, холст, масло
Государственный Эрмитаж

Портрет 1907 года. Александра Федоровна на портрете красива, величественна (что вполне отвечало натуре), но художник не скрыл ни первых следов увядания, ни отсутствия улыбки, ни вечной боли в глазах - боли за больного ребенка, постоянно пребывавшего на грани жизни и смерти. И никакого стремления льстить высочайшей заказчице!



Бодаревский Николай Корнилович



Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, 1897, холст, масло
Мемориальная квартира Андрея Белого

То же мы видим и в других портретах. Вот портрет признанной московской красавицы, миллионерши Маргариты Морозовой. Маргарита выглядит здесь менее красивой, чем на других портретах, у Серова. например, или на фотографиях, и даже несколько старше своих лет. Но мы видим лицо не пустой, ограниченной кокетки. а женщины с серьезными интересами - Маргарита Морозова и вправду увлекалась философией и была одной из основательниц Религиозно-Философского общества, собрав вокруг себя интеллектуальную элиту Москвы.



Портрет княгини Гагариной, (1911), холст, масло - частное собрание

Княгиня Гагарина (вот уж этой модели художник совершенно явно не льстил, хотя вышивка на платье и вправду выписана тщательно).



Портрет О. Ф. Бурышкиной, (1897), холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

Еще одна претензия художников к Бодаревскому была в том, что его "шарахало" от модернизма к академизму, от реализма к нео-классицизму... Но ведь это не так плохо, если мастер свободно владеет разными стилями живописи!



«Красавица-декадентка», 1903, холст, масло
частное собрание



На свидании



Портрет неизвестной

С неожиданной стороны художник раскрылся, когда его пригласили оформлять храм Спаса на Крови, возведенный на месте, где император Александр II получил смертельное ранение от руки террориста. Храм оформлен уникальными мозаичными композициями, эскизы для многих из которых были сделаны Николаем Бодаревским.



Внутреннее убранство храма Спаса на Крови



Лобзание Иуды.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
1895 и 1907



Святая Мария Магдалина
Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
1895 и 1907



Святая царица Александра
Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
1895 и 1907



Николай Чудотворец, мозаика
Спас на Крови, С-Петербург
1895 и 1907



Святой Владимир
Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
1895 и 1907



Христос перед Пилатом между 1895 и 1907 мозаика
Храм Воскресения Христова (Спас на крови)

И еще один монументальный проект, воплощенный художником, хорошо знаком многим, но, опять же без авторства и, увы, не полностью.



Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Именно Николаем Бодаревским были выполнены портреты великих композиторов, украшающие Большой зал Московской консерватории.







К сожалению, в 1953 году, когда в Советском Союзе развернулась позорная борьба "с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом", пострадало и оформление Консерватории. Это был не уникальный случай - из университета увольнялись профессора, блестяще читавшие курсы зарубежной литературы (а пусть не прививают любовь к чуждому Стендалю или Бальзаку), расформировывались фонды музеев, зарубежные картины убирались в запасники... Вот и тут подсчитали, сколько отечественных и сколько зарубежных композиторов представлено на портретах в Большом зале Консерватории - и, о ужас! - оказалось. что зарубежных немного больше! Василий Сафонов, композитор и директор консерватории, делавший когда-то заказ Бодаревскому, явно был низкопоклонцем и космополитом! Генделя, Глюка, Мендельсона и Гайдна спешно вырезали из рам, а на их место поместили свеженаписанных Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и почему-то Шопена (нет, Шопен тоже достойный композитор, но ведь не отечественный, хотя... Польша была в составе Российской империи!)
Только в конце 1990-х годов пропылившиеся и пересохшие портреты Гайдна и Мендельсона нашлись в Консерватории во время ремонта где-то за шкафом и после реставрации были вывешены на другое место. А судьба еще двух портретов осталась неизвестной.



Портрет Франца Йозефа Гайдна 1901



Портрет Феликса Менедельсона 1901


Вид на Московский Кремль и Москву-реку

Наиболее благожелательный отзыв оставила о художнике Вера Третьякова (Зилоти), дочь основателя знаменитой галереи:

"Вспоминая о Николае Корнилиевиче Бодаревском через целое полустолетие, перевидав за мою долгую жизнь бесчисленное множество людей разных типов и национальностей, должна сказать, что не встречала человека "объективно" более красивого по чистоте линий и тонкости раскраски его скульптурного облика. Он был высок ростом, движения его были пластичны. Борода и волнистые волосы, зачесанные назад, были русые, с золотистым оттенком, черты лица правильны, нос, в профиль чуть-чуть срезанный вверх, не был лишен оригинальности; глаза светло-карие, тоже золотистого оттенка, были своеобразного разреза, цвет лица светло-терракотово-золотистый. Все былo в гармонии. Не было ни слащавости, ни банальности. Легко было его себе представить рыцарем, в латах, из какой-нибудь средневековой легенды.
Чувствовалось в нем глубокое сознание неотразимости своей красоты. Он брал ее как неотъемлемое и само собой понятное, а потому держал себя скромно. Одевался со вкусом, в гармонии со своей внешностью, все казалось сросшимся с ним самим".

Впрочем, Бодаревский, влюбленный в Веру, много лет безуспешно за ней ухаживал, но получил отказ. Она вышла замуж за другого...



Любимчик

В начале века Бодаревский относился к очень популярным художникам. Его картины многократно воспроизводились на эстампах и открытках, было много заказов на портреты; в 1908 году он стал членом Императорской Академии художеств. Несмотря на то, что многие передвижники хотели бы указать ему на дверь своего Товарищества, Бодаревский так и не порвал с ними, оставаясь там и своим, и чужим...



Дали

После революции художник перебрался в родную Одессу.



Женский портрет

Но в 1921 году жизнь художника оборвалась. Он был похоронен на Первом городском кладбище Одессы, среди могил многих знаменитых людей. В 1934 году кладбище закрыли, а через год - сравняли с землей вместе с церковью Всех Святых, и устроили над ним парк культуры и отдыха имени Ильича. Могилы Льва Сергеевича Пушкина, брата великого поэта, художника Николая Бодаревского, актрисы Веры Холодной и многих-многих других оказались утраченными. Не говоря о местах упокоения простых горожан, на могилы которых больше не могли прийти ни вдовы, ни дети, ни матери...



Утро. Фотография утраченной работы Н.К. Бодаревского









Женский портрет



Лежащая обнаженная



Увлекательные речи, 1916



Сидящий ребёнок



«Портрет девочки с розами»



Портрет Распутина 1913



Женский портрет



Портрет генерала Линевича. 1907



Portrait of Mme Likowskaya



Последние ягоды



Портрет Елены Корнилиевны Дерягиной 1879
(сестры художника)



Парные работы «Ценительница прекрасного»,
последняя четверть XIX в. холст, масло
отсюда



Портрет госпожи N



Старый рыбак 1983 г.
Государственная Третьяковская галерея



«За книгой», (1905)



Яблочный спас в Малороссии 1921



Дама в красном 1903



Девочка, читающая книгу



Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда



Мужской портрет 1915



Натурщица



Портрет В.И. Сафонова 1883






Речной пейзаж



Свидание, 1880-е



Семейная сцена 1883



Спасское-Лутовиново



Спящая львица

Искусство и культура

Previous post Next post
Up