Леонид Луцкий. На смерть раввина
.
Если перефразировать знаменитую цитату сына турецкоподданного Остапа Ибрагимовича, мы чужые на этой многодневной церемонии скорби. Скончался пожилой человек, и кроме естественного сочувствия его близким, я никаких ощущений не испытываю. Ни злорадства (это рав Овадья предлагал «в день, когда умрет Шуламит Алони, затеять пирушку», пусть живет до 120 и не занимается политикой»), ни ненависти, каковую духовный лидер партии ШАС испытывал, например, к Ариэлю Шарону («Дадим ему по голове, упадет и не встанет»), ни презрения, с каковым религиозный авторитет относился к женщинам («Идти между двумя женщинами - это все равно, что идти между двумя ослами»). Уж простите, но мне, атеисту, глубоко безразлично все его духовное наследие, число написанных книг и прочие теологические заслуги. Скажем так, если завтра склеит ласты аятолла Хаменеи, я не буду скорбеть по поводу ухода выдающегося шиитского богослова. Но мои ассоциации с фундаменталистским Ираном не случайны. Как не случайно приходит на ум ходынка, устроенная в день его похорон: 850 тысяч провожающих, давка, где пострадало 300 человек и у роженицы начались схватки. Это такой еврейский облегченный вариант (light), спасибо полиции, израильская версия празднования трехсотлетия дома Романовых, похорон товарища Сталина и неизбывной скорби в день прощания с любимым руководителем Северной Кореи Ким Чен Иром.
Для сравнения: сооснователя партии ШАС (это был их Энгельс) рава Элиэзера Шаха, главу Паневежской иешивы и духовного лидера «Дегель ха-Тора» в последний путь провожало всего 300 тысяч, большей частью жителей Бней-Брака. Шах был значительно старше, протянул не то 103, не то 109 лет. Проживший предположительно 108 лет, но так не дождавшийся прихода еврейского Мессии (даром, что встречался с помазанником и говорил с ним) величайший (считают посвященные) каббалист рав Ицхак Кадури удостоился аналогичной чести - 300 тысяч провожающих. Почувствуйте разницу.
Мне трудно судить, насколько велик этот мудрец Торы с точки зрения его коллег по культу - сефардских, а уж тем более ашкеназских. Да было бы смешно, если бы читатели застали меня на старости лет за этим занятием. Но я, как и вы, добросовестно прочел большую часть материалов, вышедших в последние дни под рубрикой «Знаете, каким он равом был!». Да, возможно, велики духовные изыскания человека, написавшего свою первую книгу в 12 лет. И премия Израиля по теологии в 1970 году, говорят, получена заслуженно. А важность галахического постановления, объявившего донорство органов погибших религиозным долгом, «мицвой» (а мы знаем мракобесное мнение ряда раввинов на этот вопрос), трудно переоценить. Вероятно, занимаемые им должности достались ему не просто, но авторитет в религиозных кругах был столь очевиден, что соперников не нашлось. Однако 850 тысяч провожали не столько «великого мудреца нашего поколения» (большинство сефардских скорбящих их не читало, они труднодоступны для понимания широких масс), сколько вождя обиженных и угнетенных, извечных жертв ашкеназкого засилья. Он и его безусловно талантливые левая (Дери) и правая (Ишай) цепкие руки довели процесс раздирания старых язв и их демонстрации до совершенства. А субботние проповеди рава буквально доводили фанатиков до исступления. Не верьте вы цитатам из классиков, вроде «гений и злодейство - две вещи несовместные». Очень даже совместимые, и для значительной части населения Израиля рав Овадия Йосеф - злой гений. Ну и что в этом удивительного? Для части Украины, преимущественно Восточной, к Москве тяготеющей, Богдан Хмельницкий - национальный герой. Для поляков и евреев - кровавый зверь и погромщик. Или там «освободители» Бандера с Шухевичем - для Западной Украины символы свободы, а для тех же поляков и евреев? Если вы в районе компактного расселения харедим в Нетании назовете его именем улицу, я возражать не буду, подумаешь, одной улицей Петах-Тиквы будет меньше, но в центре Тель-Авива это было бы так же дико, как сохраненный на въезде на главную улицу еврейской Молдаванки - Госпитальную памятник Богдану Хмельницкому. (Между прочим, при советской власти была Багдана Хмельницкого. То ли садист, то ли дурак придумал.)
Мне нас…ать и растереть, как детишки черных пантер восприняли умозаключения своего учителя о жертвах Холокоста. По его словам, нацисты уничтожали тех, в кого вселились души евреев, поверивших в Золотого Тельца после исхода из Египта. Даже если уничтоженные и являлись праведниками, бесстрастно полагал уроженец далекого от Освенцима Багдада, то ничего нельзя было поделать - так уж работает переселение душ. Ну что поделаешь, процесс пошел - пожалте в крематорий. Я понимаю возмущение Центра Визенталя. За такое высказывание покойного раввина нужно было судить. А знаете, кого будут судить сейчас? Солдата, который опубликовал в своем Фейсбуке пост, где была помещена цитата из Овадии Йосефа и размещены фотографии одна под другой Гитлера и рава Овадии. Этот пост его заставили стереть, но судебный процесс впереди, а три дня губы он уже схлопотал. Я тоже против сравнения еврейского рава с фюрером, но если собрать все его человеконенавистнические цитаты, грядущий процесс выиграть можно.
Я, как и рав Овадия, против эвакуации еврейских поселений, но не считаю, что ураган Катрина был ниспослан афроамериканцам за неисполнение «семи заповедей сынов Ноаха». Родственников жертв Катрины я бы пригласил в качестве свидетелей на процесс над солдатом.
На этом суде свидетелями в пользу солдата могли бы выступить представители израильских нацменьшинств. О неевреях: «Гои были созданы Б-гом с тем, чтобы обслуживать евреев в субботний день. Это единственная причина, по которой Б-г допустил их появление на свет. Гоям нет места в этом мире, если они не служат евреям».
Как назвать эти взгляды? - спрашиваю я обвинителей солдата. Положите на одну чашу весов теологические изыскания рава Овадии, а на другую безмерный вред, который он нанес имиджу еврейского народа.
А дальше лучше: «Зачем нужны язычники? Они будут работать, они будут пахать, они будут пожинать. Мы будем сидеть, как эфенди, и есть. Именно для этого и нужны язычники».
«Какой такой павлин-мавлин, - говорил джинн из чудесного мультфильма «Тот самый Мюнхаузен». - Не видишь, ми кушаем». Вот радость, сидеть и жрать в три горла.
Давайте и это высказывание спишем на ментальные различия нарядно одетого сына багдадского продавца ковров, и наши - детей и внуков учителей, врачей и инженеров.
Никогда не любил Йоси Сарида как политика, однако он от Овадии удостоился на Пурим имени «Амана-злодея» за его попытку предъявить общие требования по физике, математике и другим, необходимым в наше время дисциплинам, ко всем школам, включая шасовскую безбагрутную систему «Эль Маайян».
У меня сложное отношение к репатриации фалашмуры. Кстати, многие лидеры эфиопской общины выступали откровенно против, а ведь именно Овадия Йосеф ее разрешил при условии, что все дети прибывших будут учиться в его религиозных школах. «Мы ответственны за тех, кого приручили» - писал Сент-Экзюпери. Получается, выдернули детей из их мрачной среды, безнадежно темного африканского Средневековья, и засунули в не менее мракобесную неконкурентоспособную систему «Эль Маайян».
Какую цитату из проповедей достопочтимого рава ни возьми, волосы встают дыбом. Но тут мне впаривают, что это некий особый синагогальный язык для внутреннего пользования, талмудических споров для посвященных. Вот читаю: «Авторитетный раввин Элиягу Эссас (йешива "Эш ха-Тора") считает, что неуважительно относиться к покойному лидеру сефардских евреев раввину Овадии Йосефу "могут только невежды или мрази". Он отметил, что все "наезды" на раввина, которые, в частности, позволяют себе выходцы из бывшего СССР, обусловлены или ненавистью к еврейству или низким IQ. «Ладно, как говорил мне знакомый пресс-аташе по культуре посольства одной среднеазиатской страны, «у нас культур-мультур маленький». Но комментируя приведенные цитаты и скандальную реакцию на них русской улицы, Эссас отметил, «что духовный лидер сефардов оставался в рамках Галахи». Уважаемый рав Эссас! Бьют не по галахе, а по морде. Вам ли Илья Цвиевич, известному московскому отказнику, этого не знать. Ну, хорошо, мы «невежды и мразь», а те, кто после проповедей вашего кумира в Иерусалиме, Южном Тель-Авиве, Офакиме, Сдероте и далее везде науськивали своих детей на наших (между прочим тоже евреев, рожденных в Израиле), они что - несли свет Торы?
Меня умиляют попытки отделить котлеты от мух и скормить засиженное паразитами мясо, как великую мудрость. Заместитель генсека Евро-Азиатского конгресса Хаим Бен Яков в своей статье «Рав Овадия флагов не меняет» предъявил и котлеты, и мухи (приведенные цитаты) и пришел к выводу, что книги рава, «ставшие частью «еврейского книжного шкафа» для будущих поколений, интересующихся «сефардским» восприятием еврейского права…, есть суть его деятельности, а не радикальные «жареные» высказывания пожилого человека». Это не евразийское мышление, это полная Азиопа! По мне, рав напоминает известного старичка из анекдота, большого специалиста делать западло, во всяком случае, так к нему относится большинство из миллиона нашей алии.
Какая истерия началась в прессе во время похорон и продолжается по сей день! «Осиротели» - с такой обложкой вышло известное ивритоязычное издание. Кто осиротел?! Я? Окститесь, господь с вами. Посыпались соболезнования от всех политиков, даже до русских газет добрались. Раньше я считал, что политика сродни дизентерии - болезни грязных рук. Нет, это льюис. Не успели предать тело к земле, как тут же «выкопали», огласили посмертное постановление голосовать за Моше Леона. Это нужно не мертвым, это нужно живым. Да по мне голосуйте вы за Леона, Нира Барката, да хоть за экс-царя Израильского Аркашу Гайдамака с его манжетами с монограммами. Этот великий город стал абсолютно дискомфортен для жизни.
Понятно, что в политике все средства хороши, и если бы ШАСа не было, Либерману («Дьяволу», по определению рава Овадии), а до него Щаранскому («Наш контроль», «ШАС контроль») эту партию нужно было придумать. В ШАСе об НДИ думают точно так же.
Среди всего потока искренней и фальшивой скорби только газета «Глобс» устами экономического обозревателя Орит Клир-Арази решилась сказать правду и выступила против помпезных похорон и всеобщей скорби официального истеблишмента по поводу смерти духовного лидера клерикальной партии ШАС:
"Я смотрю телевизор, слушаю радио, читаю газеты и интернет, и не могу поверить своим глазам и ушам. Такое впечатление, что машина времени перенесла меня в Средневековье. Хорошо, что со смертью раввина Овадии не прекратили торги на бирже и развлекательные передачи по ТВ. Слава богу, что по радио не додумались передавать траурную музыку.
Умер великий учитель и толкователь Торы, констатируют СМИ. Неужели солнце погасло и вслед за закатом никогда больше не наступит восход?
Неужели мы живем в Иране или Северной Корее, или в отталкивающем гибриде этих "уважаемых государств"?
Мы находимся в каком-то фантастическом фильме про страну, где скончался почитаемый народом диктатор. Все сплелось в какую-то неописуемую фантасмагорию, в черно-белый фестиваль хроники заранее объявленной смерти очень пожилого и больного 93-летнего человека.
Я могла бы понять весть этот антураж, если бы умерший внес огромный положительный вклад в развитие страны и общества. Однако история еврейского народа возложит на плечи раввина Овадии ответственность за глубочайший раскол в израильском обществе, за чрезмерное напряжение и антагонизм между различными слоями населения.
Наследие раввина Овадии представляет большую опасность для Израиля, чем агрессивные действия враждебных соседей или высокая стоимость основных продуктов питания».
Извините за пространную цитату, но умри - лучше не скажешь.
Этот Израиль я ненавижу, он меня пугает числом и коэффициентом кроличьей прыти исполнения главной заповеди. А у двоюродных братьев свой коэффициент аналогичного энтузиазма, своя прогрессия, это мы плюсуем в левую часть нехитрой школьной задачки, и туда же, со знаком минус вписываем число ерданувших, молодых, образованных, разочаровавшихся, себя не нашедших, сообразно статистике, их все больше и больше. А после знака равенства, что надо понимать под иксом? Известную букву русского алфавита?
Кто при таких демографических расчетах победит? Я болею за свой Израиль, светский, работящий до исступления и умеющий так же неистово веселиться, за государство Тель-Авив с его университетом и колледжами, музеями, театрами, кафе, выставками, бульварами, некошерными (да-да) магазинами и ресторанами, свободой самовыражения - от одежды до демонстраций протеста. Я хочу, чтобы в нем комфортно и смачно жилось моим детям. А чего в своих проповедях хотел Овадия Йосеф? Наверное, тоже добра и благоденствия, но в его понимании.
Прекратите вы повторять мантру: о покойниках или хорошо или ничего. А кто мне заплатит за детские обиды наших детей и внуков? Я атеист, напрочь лишен христианской морали всепрощения. Это стараниями Овадии Йосефа детям его паствы внушалась ненависть к пришельцам-гоям, под которыми понималась вся моя алия. Каждый такой недоделанный сопливый аденоид орал нашим детям, уже рожденным в Израиле: «Вонючие русские!» Я им не прощу рыдающую девочку, которую несведущие родители - совсем зеленые олим обрядили в нарядное платье в ее первый школьный день. Видели бы вы, что они сделали с этим платьем!
А мне мои оппоненты опять талдычат про «еврейский книжный шкаф» и личную полочку в нем Овадии Йосефа. Какое-де благо он принес народу Торы! Да никакое доброе дело не стоит единственной слезинки на щеке невинного ребенка. Это главный тезис статьи.
Однако я был бы не я, когда б на этой мрачной ноте поставил точку. Бесчеловечные цитаты Овадии Йосефа принесли нашим детям и несомненную пользу. Точно так же, как антисемитизм способствовал нашей выживаемости, дети и внуки олим, не имея за спиной ни миллионных состояний предыдущих поколений, ни бабушкиных квартир, ни родительской протекции в получении синекур, вынуждены рассчитывать только на себя, лучше учиться, больше пахать и интенсивно пробиваться.
Все нынче считают евреев - лауреатов Нобелевской премии, как в Совке некогда считали героев Советского Союза. Никому в голову не приходит посчитать среди них сефардов. Что, ашкеназы умнее? Глупость. Просто внукам и правнуков несчастных обитателей заплеванного и замордованного штетла ничего другого не оставалось, как ценой невероятных усилий пробиваться в жесточайшей конкурентной борьбе. Упражнение органов, в данном случае головного мозга, приводит к его развитию во имя выживаемости. А в мусульманских странах такого звериного погромного антисемитизма по большей части не было, вот и сидели до поры, как эфенди, и мечтали, как завещал Овадия Йосеф, обзавестись гоями для обслуживания. Почувствуйте разницу. А когда эти надежды поколений, не прилагавших особых усилий, не оправдались, понадобился образ врага, в чем, собственно, и поднаторел покойный рав. И в этом главная причина его беспрецедентной популярности.
Читать дальше:
http://mnenia.zahav.ru/Articles/3468/http://mnenia.zahav.ru/Articles/3468/na_smert_ravvina#ixzz2huKC6b8S