О смысле жизни и о кайфе от жизни

Apr 15, 2024 20:32

Соберу, пожалуй, в один пост ответы на некоторые типичные возражения, который получил к посту предыдущему.

1) "Желание иметь детей - это просто физиология/инстинкт/подсознание."

Мой ответ:
Понимаете, какое дело. У человека помимо физиологии и инстинктов - если мы в принципе говорим об инстинктах - и уж тем более применительно к человеку - но ок, пусть говорим простоты ради. Так вот, у человека, помимо физиологии и инстинктов есть воля и разум.
Что говорит инстинкт парашютисту, когда перед ним дверца самолёта открывается?
"НЕ СМЕЙ, ИДИОТ!!! Назад!! Руками-ногами и зубами держаться!! Разобьёшься нафиг!!!"
Но разум говорит: "У тебя есть парашют."
И человек усилием воли вопль инстинкта преодолевает.
Физиология говорит: "Трахни вот эту красивую самочку! Или ту! А можно вот эту!"
Но разум отвечает: "Нет. Я монах. Я обет давал." И усилием воли глас инстинкта преодолевает.

Это возможно. То есть, конечно, победа не гарантирована - и парашютист иной струсит, и монах не устоит. Но возможно.
И решения человек принимает всё же на уровне сознания, на уровне разума и воли.
Таким образом, если получается даже, что физиологическая потребность есть (в чём я сомневаюсь), то она не так сильна и вполне преодолима - что видно просто из практики - масса людей детей не заводят, имея к тому достаточные возможности. В том числе масса женщин.
И важным становится как раз то, о чём у меня прошлый пост и есть - насколько обзаведение детьми следует из некоторой принятой человеком концепции, то есть о том, что об этом говорит разум.

2) "А просто хочется - вот и смысл! От следования этому желанию, этому стремлению много радости и пользы!"

Мой ответ:
Бесспорно, так может быть. Я ведь изначально и не писал, что решение завести детей бессмысленно для всякого отдельного человека на личном уровне.
Да, кто-то просто хочет этого - заводит детей и этому рад, получает от этого много радости и пользы.
Я ничуть не отрицаю такой возможности - вообще-то я прям сразу, чёрными такими буковками по белому фону написал, что речь о том, следует ли осмысленность обзаведения детьми из теоретических концепций - и даже не из всех, я рассмотрел только две, о чём явно и написал. Но, увы, многие прочитанное понимай мало-мало плохо. И реагируют по ключевым словам. Слово "дети" есть, слово "бессмысленно" есть - всё, забрало упало и "Россинант, вперёд!" То ли для кого-то эта разница просто сложновата? Не знаю. Все вроде умные такие.

Так вот. Да, я совершенно не отрицаю, что кто-то может хотеть завести детей. И завести их просто потому, что хотел. И в этом есть смысл не меньший, чем он есть в любом случае, когда человек делает что-то, что хочет.
Но и не больший.
Вот, другой человек хочет взойти на Эльбрус. Восходит - и от этого много радости и пользы получает.
А третий хочет объездить все без исключения страны мира. А четвёртый любит играть на театре, вся жизнь у него в этом театре - любительском. А пятый пишет стихи. И т. д.
В рамках этой логики - ничем не хуже реализации желания завести детей.
Но по-моему такой, вполне логичный подход, многих задевает. "Нет! Эти ваши второй, третий, четвёртый и пятый страдают фигнёй, а вот дети..."
Будьте уж последовательны. В рамках именно этой логики ничто не фигня и смысл везде один: человек хотел - сделал - и радуется.

3) "А вообще тогда ни в чём нет смысла! Тогда надо прям сейчас покончить с собой!"

Мой ответ.
Нет, не надо с собой кончать прям сейчас.
Дело вот в чём.
Есть отличный способ жить без смысла.
Для этого просто жизнь должна быть приятна.
Понимаете, если жизнь - в кайф, то человек или вовсе не будет вопросом о её смысле задаваться, или значения ему особого придавать не станет.
Собственно, я бы сказал, что некая итоговая цель и смысл в том, чтобы не теряя личности добиться такого состояния себя и мира вокруг, при которых вопросы о смысле просто не возникают.
Ну, если человеку хорошо - зачем ему тогда смысл? Хорошо же.
Очень важно - хорошо в самом широком смысле - конечно, и в психологическом тоже.
Беспокоит конечность бытия? Надо верить в его бесконечность.
Собственно, вы же в него и верите (тут я обращаюсь в основном к христианам). Так будьте последовательно - верьте всерьёз.
А то как-то я слышал от людей, считающих себя христианами, примерно таковы слова (речь шла о сохранности исторических памятников): "А что от них останется? Что от нас останется?"

Э. Всё останется.
В смысле - и от них, и от вас останется всё.
И от меня всё.
И от всех всё.
Приве-е-ет! Спешу донести до вас благую весть - если вышло так, что до меня вы ни от кого её не слышали.
Смерти нет. Души бессмертны.
Вы ведь в это верите? Так верьте. (Тут та самая проблема непоследовательности и того, верим ли мы на самом деле в то, во что верим номинально - несколько раз об этом писал вскользь - надо будет как-то собраться и подробно написать.)

От вас останетесь вы сами. Вся ваша личность. Вся ваша память. Вы весь - причём навсегда. Бессмертие души.

Для атеиста - ну, да. Вам хуже. Вы-то считаете, что ничего не останется. Нет, ни сыновья, ни дела - не помогут.
Тут очень хорошо АБС написали, не стану пересказывать своими словами, просто процитирую: "Мы-то знаем твердо: нет ничего ДО и нет ничего ПОСЛЕ. Привычная тоска овладела мною. Между двумя НИЧТО проскакивает слабенькая искра, вот и все наше существование. И нет ни наград нам, ни возмездий в предстоящем НИЧТО, и нет никакой надежды, что искорка эта когда-то и где-то проскочит снова. И в отчаянии мы придумываем искорке смысл, мы втолковываем друг другу, что искорка искорке рознь, что одни действительно угасают бесследно, а другие зажигают гигантские пожары идей и деяний, и первые, следовательно, заслуживают только презрительной жалости, а другие есть пример для всяческого подражания, если хочешь ты, чтобы жизнь твоя имела смысл.
И так велика и мощна эйфория молодости, что простенькая приманка эта действует безотказно на каждого юнца, если он вообще задумывается над такими предметами, и только перевалив через некую вершину, пустившись неудержимо под уклон, человек начинает понимать, что все это - лишь слова, бессмысленные слова поддержки и утешения, с которыми обращаются к соседям, потерявшим почву под ногами. А в действительности, построил ты государство или построил дачу из ворованного материала, к делу это не относится, ибо есть лишь НИЧТО ДО и НИЧТО ПОСЛЕ, и жизнь твоя имеет смысл лишь до тех пор, пока ты не осознал это до конца…"

Но у меня и для атеистов есть хорошая новость. Видите ли, вы неправы. Ваши души тоже бессмертны. Можете в это не верить, но это так.

Так вот если жизнь приятна - то зачем бы с ней кончать?
А жизнь вполне может быть приятна на практике, то есть вот прямо сейчас.
Вы прямо сейчас голодны? Вам холодно? Вы измучены непосильным трудом? Стыдом? Страхом? У вас что-то нестерпимо болит? Вы нестерпимо унижены?
Вот прямо сейчас?

Если нет - а очень надеюсь, что для большинства читающих эти строчки ответ "нет" то чего бы с собой кончать. Пойдите съешьте печеньку, посмотрите мультик, погладьте котика. Или мне вот в коммент напишите, как я неправ - оно ж тоже приятно)

Кто-то ещё в комментах поминал Франкла. Так это не противоречит тому, что пишу я - это о том же, только с другой стороны.
Я пишу: "Если жизнь хороша, то смысла можно и не искать."
Франкл пишет: "Если жизнь ужасна, то помогает, если найти ей смысл."
Это об одном и том же с разных сторон.
Да, если вы в концлагере, то без смысла вам прям никак. Но если не в концлагере?

Вообще, вот это неумение просто радоваться жизни меня изрядно печалит. Это своего рода искалеченность души, как мне кажется. Если вы просто радоваться не умеете - как вы в раю-то жить собираетесь? Он весь про это.

Многим по-моему в детстве эдак мозги прокомпостировали. Объяснили малышу, что его радость - незначима, что надо обязательно приткнуться к чему-то великому, найти великий смысл и на его алтарь водрузить свою жизнь.
Не надо.
Конечно, я вот так легко не преломлю то, что вам в детстве папа, мама и пионер-герой по телевизору говорили, но так вот, по секрету: нет, не надо. Живите - и радуйтесь жизни. Это важное умение. В самом конце пути пригодится именно оно - а если его нет, то к чему тогда идти.
И постарайтесь своим детям это не транслировать - ну, или хоть транслировать поменьше - чтобы если вы их покалечите всё же, то хоть не так сильно, как покалечили вас.

PS
Что-то меня прям в конце на какую-то интонацию проповеди пробило.
А, впрочем.
Почему бы и нет.

Дети, Общетеоретические рассуждения, Религия

Previous post Next post
Up