Захотелось что-то просто байку рассказать из истории саратовского реконструкторского движения.
(На всякий случай - это _байка_. То есть я знаю действующих лиц, это живые реальные люди, но за достоверность самой истории поручиться не могу - просто мне её так рассказывали те, кто действующих лиц знал ещё лучше. Может на самом деле всё и не совсем так было. Или совсем не так. Или вовсе не было - поди знай.)
Тут нужен краткий экскурс в историю.
Саратов в плане толкинистского-ролевого-реконструкторского движения - город довольно необычный.
Обычно развитие тусовки в некоем усреднённом российском городе выглядело так:
- в самом начале 90-ых (а то и ранее) в городе самообразовывались толкинисты. Их было мало, но они были крайне пассионарны. Толкинисты начинали играть в ролевые игры.
- довольно быстро игры стали проводить не только по Профессору и появлялось уже ролевое движение, участник которого вовсе не обязательно был толкинистом.
- потом из ролевого движения постепенно выкристаллизовывались наиболее сурово-серьёзно-брутальные люди и образовывали уже реконструкторские клубы. Многих нынешних 40-летних матёрых реконструкторов можно внезапно обнаружить в плаще из занавески на каких-нибудь Хи-95. Кто из них поумнее, тот умиляется этим фоточкам, а кто поглупее так и всерьёз стесняется.
Так вот в Саратове всё было не так.
В Саратове реконструкторское движение появилось не из ролевого, а само по себе и притом очень рано.
Ещё в конце 80-ых были в Саратове несколько человек, которые занимались... Ох, я плохо знаю, чем они занимались. Интересовались военной-историей причём особенно материально-технической её стороной. Оружие-доспехи-мундиры-экипировка. Вроде бы в частности они отливали оловянных солдатиков по-возможности точно воспроизводящих реальных исторические прототипы, раскрашивали этих солдатиков в максимально точном соответствии с реальными мундирами и т. п.
И был среди этих людей дядя Саша - первый из главных героев собственно байки.
Дядя Саша - это, конечно, совершенно легендарная личность. По-моему чтобы стать тем, кем он стал, будучи в 80-ые годы рабочим на заводе в городе Саратове нужен такой запас внутренней дивности, что хватило бы на полтора десятка среднестатистических московских эльфов.
В самом начале 90-ых дядя Саша основал в Саратове первый военно-исторический клуб и назвал его "Ливонский орден". И стал его руководителем, то есть магистром, с тех пор его Магистром в Саратове все и звали.
Говорят, что на заре существования "Ливонского Ордена" Магистр был очень... как сказать-то... очень истов. Очень серьёзно, сурово и при этом трепетно к нему относился. Рассказывают, что на фестивалях он будил всех своих бойцов ранним утром и выстраивал их на мессу (кто и как им её служил??). Говорят, что когда кто-то из клуба надумал жениться, его венчали в католическом соборе, в присутствии товарищей, облачённых в доспехи и орденские котты. Говорят, они учили старофранцузский и могли цитировать на нём лэ наизусть большими кусками. Даже если это не правда - характерно, что рассказывают о тех временах "Ливонского Ордена" именно такую неправду.
И на одном фестивале Магистра посвятили в рыцари. По-настоящему. На фестивале был какой-то то ли швед, то ли норвег, то ли датчанин, являвшийся самым натуральным, потомственным рыцарем. И он, очень впечатлившись Магистром, посвятил его в рыцари с формулировкой что-то вроде "за заслуги в развитии и популяризации рыцарского движения в России".
Много было в Саратове сломано копий на тему того, что это был за рыцарь, имел ли он право посвящать Магистра. Причём сам Магистр воспринял это спокойно. А не спокойно это воспринял второй главный герой байки - Дима.
Тут вот какая трудность - говоришь "Дима" и в этом контексте и читатели представляют себе что-то такое тоще-несерьёзно-хипповатое. Нет. Дима был довольно серьёзный. Во-первых, он уже тогда был вполне взрослый мужик (хоть и помладше Магистра).
Во-вторых, здоровенный и сильный - ну, вот, кто знаком со мной - примерно такой же комплекции товарищ.
В-третьих, очень хорош в бою - рассказывают (и вот тут вполне можно верить, это уже не байка) что трёх-четырёх человек Дима в железном бугурте клал с лёгкостью.
В-четвёртых, работа у него ИРЛ была вполне солидная - преподовал в ВУЗе, причём МВД-шном. И сам МВД-шное звание имел.
В-пятых, в "Ордене" он был маршалом. И вторым человеком после Магистра - а то и не вторым даже, поскольку Магистр постепенно отходил от дел, имел всё больше проблем с алкоголем и личной жизнью, мало выезжал, орденскими делами не занимался, а если и занимался, то больше в мастёрке (мастером Магистр был уникальным - помимо всего прочего, например, он отлил маленькую, но вполне настоящую пушку. Маленькую не в смысле игрушечную - а в смысле в натуральную величину, просто небольшую, некрупного калибра).
В общем, Дима - это не юноша бледный, нет, совершенно нет.
Так вот Дима при всей своей солидности внезапно отнёсся к рыцарскому достоинству Магистра очень серьёзно. И захотел тоже стать рыцарем - то есть, чтобы Магистр посвятил его.
А Магистр не посвящал. Говорил, да, мол, Дима, ты в клубе маршал и боец ты хороший, и командир, и мастер - но посвящать в рыцари тебя не стану. Нет у тебя никаких особых заслуг.
А Дима очень хотел в рыцари. И буквально осаждал Магистра - но тот ни в какую. Причём ладно б Магистр сам своим рыцарством как-то особо кичился - так ведь нет, ничего подобного. Если бы не усилия Димы, о том рыцарстве постепенно забыли б уже.
Но Дима усилия продолжал. То так, то эдак к Магистру подкатывал. Несколько лет это продолжалось.
И наконец ему повезло!
Рассказывают, был у Магистра очень тяжёлый день, проснулся он со страшного похмелья, а водки нет, и денег нет, и сил нет никаких. Плохо. Лежит на диване и хреново ему очень.
А тут приходит Дима. И снова за своё - посвяти в рыцари.
- Хорошо, - говорит измождённый Магистр. - Сгоняй мне за водкой и посвящу.
Дима не упустил такой шанс! Не теряя ни секунды, кинулся в магазин, мгновенно обернулся и вот он уже у постели страдающего Магистра с двумя бутылками и протягивает ему одну.
Магистр бутылку взял. Открыл. Прямо из горла выпил. А потом, не вставая, пнул присевшего на табуретку рядом с диваном Диму в плечо босой ногой. И произнёс известную формулу насчёт этого удара и более ни одного.
И знаете, Дима так хотел стать рыцарем, что его такой ритуал устроил! Он счёл посвящение действительным и с тех пор себя рыцарем считал.
Что отдельно забавно - практически все, кому я эту историю рассказывал (и я сам, когда её рассказали мне) чуть не первым же комментарием выдавал нечто в стиле:
- А ведь это НАВЕРНЯКА крайне исторично!! Никаких сомнений нет, что весьма многие рыцари там, в каком-нибудь этом их четырнадцатом веке, получали посвящение ровно так же, с точностью до деталей.