Leave a comment

Comments 21

alisarin July 3 2016, 19:38:48 UTC
Вы относитесь к Гуссерлю с большим сомнением) "Логика - не продукт психологии"... А мне симпатична эта идея.

Reply

Re: boldachev July 3 2016, 20:22:04 UTC
Гуссерля действительно не почитаю. А вот какое отношение фраза "Логика - не продукт психологии" имеет к затронутым мной темам не понимаю. Я что, где-то сопоставлял логику и психологию?

Reply

alisarin July 3 2016, 20:46:37 UTC
В моем прочтении ваша схема как бы "подсознательно" обращает логику продуктом психологии - в альтернативном прочтении было бы так, что человек располагает лишь неким ущербным понятием истинности - понятным ему в той мере, в какой ему дано понять логическое отношение истинности, - которое время от времени все более приближается к некоему "абсолютному понятию истинности".

Reply

boldachev July 3 2016, 21:35:13 UTC
«В моем прочтении ваша схема как бы "подсознательно" обращает логику продуктом психологии»
Мне действительно интересно, где вы это прочитали? Какие мои слова навеяли вам мысль о связи логики с психологией? Мне и в кошмарном сне такого присниться не могло.
«в альтернативном прочтении было бы так, что человек располагает лишь неким ущербным понятием истинности - понятным ему в той мере, в какой ему дано понять логическое отношение истинности, - которое время от времени все более приближается к некоему "абсолютному понятию истинности".»
Не понял, вы действительно часто сталкиваетесь с проблемой определения истинности суждения? Это сложная задача? Да, бывает сложно найти истинное решение, но само определение истинности обычно банально просто: посмотрел в решение в конце задачника, справился в энциклопедии, семь раз отмерил и т.д. И вообще я не понял, что такое "ущербное и абсолютное понятие истинности"? Понятие "истинность" предельно просто и однозначно - все мы пользуемся им на каждом шагу в быту и уж подавно в науке оно предельно ясно.

Reply


nagorelov July 4 2016, 08:03:16 UTC
boldachev July 4 2016, 08:42:17 UTC
И феномены и ноумены "черпаются" из субъекта. Я себе это представляю так: вот есть универсум событий - нечто принципиально не конфигурированное, не феномены, не ноумены, не объекты, без времени и пространства. И вот как только в универсуме выделяется субъект, то он относительно себя, относительно своего уровня формирует себе объектное окружение: "сгустки" универсума (множества событий) проще него (имеющие меньшую темпоральность) он видит как феномены в пространстве, а те, что сложнее (с большей темпоральностью) мыслит во времени - естественно в своем пространстве и своем времени. Так что деление на феномены и ноумены относительное - делается относительно субъекта, его уровня. Для нас наш желудок - феномен, а для клетки самого желудка - ноумен.

И это называется нейтральный монизм - все из одного места. А различия задаются выбором системы координат - уровня субъекта.

После книги была еще статья Введение в темпоральную онтологию - там подробнее расписано.

Reply

nagorelov July 4 2016, 11:51:17 UTC
boldachev July 4 2016, 19:08:47 UTC
И вам спасибо. Если полистать в моем ЖЖ записи с тегом темпоральность, то можно найти разные варианты объяснения.

Reply


chtodelat2 July 9 2016, 12:44:43 UTC
Не желая спорить, поделюсь мысленной конструкцией, появившейся после прочтения нескольких записей :

Если истина соответствует внутреннему логическому миру, и может совпадать у нескольких отдельных миров разных людей, то у других она может не совпадать. Значит, во-первых, она описывает уже существующее, а, во-вторых, может формировать логические миры у тех, кто ее впоследствии принимает.

Следовательно, она не может являться абсолютной и первичной.
Следовательно, для определения первичности и абсолютной истинности следует обращаться к материально сотворенным объектам и процессам реального мира, что отсылает нас к изучению материи, и, следовательно, материализму.

Вывод : поиск истины - движение по окружности, где всегда есть минимум два направления движения, которые в конечной точке соединяются, и эта точка непостоянна во времени. То есть, смысл в пути.

p.s. не знаю, зачем написал это. Видимо, захотелось побыть философом ))

Reply

boldachev July 9 2016, 22:27:45 UTC
«Если истина соответствует внутреннему логическому миру, и может совпадать у нескольких отдельных миров разных людей»
Сразу же хочу отметить, что речь идет не об "истине", а об истинности суждения. Именно неразличение понятий "истина" и "истинность" приводит к многим проблемам в этой области.
«Следовательно, она не может являться абсолютной и первичной. »
Вот видите? "Она", то есть "истина". А если вы будете думать о том, что написано у меня, то есть об "истинных суждениях", то никаких проблем с абсолютностью и первичностью и быть не будет: не может быть абсолютной или первичной истинности суждения, она просто есть в некотором логическом мире или нет.
«Вывод : поиск истины - движение по окружности»
Вывод: не надо искать истину, а просто разбираться с тем, в каком из логических миров истинно или неистинно то или иное суждение.

Reply

chtodelat2 July 10 2016, 22:35:41 UTC
Пожалуй, Ваш комментарий заставит меня всерьез задуматься над тем, что я написал )

Спасибо за ответ, буду периодически читать Ваши записи, чтобы мозг не "застывал".

Reply


stas_search October 22 2020, 19:42:17 UTC
До истины всегда можно докопаться.

Было бы желание разобраться. Но чаще его просто нет. Или истина не нужна.

Писал на эту тему недавно:
http://www.crawler.pro/news/2020/teoriya-pravdy.html

Reply


Leave a comment

Up