Нереальная реальность

Feb 27, 2016 14:20

Недавно я полностью отказался от использования понятия "реальность", трактуемого как онтологический регион, некое вместилище чего-либо. Оставил в своем философском лексиконе только понятие "реально" ("реальный"), используя его для фиксации совпадения по указанию объектов в различных субъектных действительностях ( Read more... )

сознание, эпистемология, релятивизм, реальность

Leave a comment

Comments 96

napoli February 27 2016, 12:47:36 UTC
Получается, всё существующее сводится к коммуникативным актам, становится реальным только в них?

Reply

boldachev February 27 2016, 13:34:54 UTC
Не совсем так. Схема сложнее. Всё существующее (объекты) существуют только и исключительно в сознании субъекта или обобщенно в действительности субъекта, понимаемой как исчерпывающее множество объектов потенциально существующих в сознании. По сути, что вам дано, что вы различили - то и существует. И на этом уровне - для отдельного субъекта - нет места такому понятию как "реально", то есть нет никакой возможности сепарировать существующие в сознания субъекта объекты на реальные и нереальные ( ... )

Reply

napoli February 27 2016, 23:10:07 UTC
Ну почему? Если я в одиночестве смотрю на закат, разве он при этом не отвечает требованиям реальности?

Я кстати коммуникативный акт беру шире. Это не просто коммуникация между двумя людьми, это акт встречи некоего куска мира (не хочу называть это объектом, т.к. деление условно) с воспринимающим и придающим ему смысл органом. Воспринимающий считывает информацию с того участка пространства, на которое направлено его внимание. Upd: под "считывает информацию" я понимаю как он эту информацию вытаскивает из своей "базы данных" и накладывает на резонирующий по каким-то параметрам кусок пространства.

То же, только несколько сложнее, происходит в коммуникации между людьми. Один человек производит некий поток, формирует "кусок мироздания", который воспринимается вторым человеком через призму его личной "базы данных", придающей смысл потоку первого.

Reply

boldachev February 28 2016, 09:08:19 UTC
«Если я в одиночестве смотрю на закат, разве он при этом не отвечает требованиям реальности?»
Каким требованиям? Если тем, которые я привел в тексте, то конечно не отвечает. Если вы примите другие (например, реально всё, что я вижу), то конечно, отвечает. Так что для ответа на ваш вопрос прежде всего нужны строго сформулированные требования.

Кстати, под требования "все, что я вижу" подпадет и мираж, и галлюцинация, и закон, наблюдаемый во сне.
«Я кстати коммуникативный акт беру шире. Это не просто коммуникация между двумя людьми, это акт встречи некоего куска мира (не хочу называть это объектом, т.к. деление условно) с воспринимающим и придающим ему смысл органом.»
Здесь прежде всего надо разобраться с онтологическим статусом этого "куска": это элемент сознания субъекта или фрагмент реального (в смысле материализма), независимого от субъекта мира. Если второе, то проблема реальности снимается автоматически - реальность постулируется. Тогда, все что написано у меня для вас (в вашей понятийной сетке) не имеет ни малейшего смысла.

Reply


nebos_avos February 27 2016, 18:57:17 UTC
Насчет "реальности" согласен. А как насчет "действительности"? Это синоним?

Reply

boldachev February 27 2016, 19:22:13 UTC
Хотя чаще термины "реальность" и "действительность" принимают за синонимы, я решил их использовать для обозначения разных понятий.

Действительностью субъекта (субъектной действительностью) я называю совокупность всех потенциально различаемых им объектов, по сути, его мир. Текущее (здесь и сейчас) множество различимых объектов дано субъекту в сознании, а все потенциально различимые объекты составляют его действительность. Сам термин намекает, что действительность - это совокупность объектов, с которыми субъект может совершать действия.

Reply

nebos_avos February 27 2016, 20:48:03 UTC
Я бы добавил: и которые на него оказывают воздействие. Как пишет В.Джеймс насчет "адресата" религиозного переживания (сам не будучи верующим), "Действительно то, что действенно".

Reply

boldachev February 27 2016, 21:05:26 UTC
Да. Но это уже в большей степени психологические детали. С философской точки зрения любое воздействие есть тоже различение - некоторые объекты в действительности субъекта различаются как пассивные, некоторые как воздействующие. Это уже другой уровень анализа.

Reply


aknost February 28 2016, 11:22:30 UTC
класс, превосходно

только вот, предполагаю трудности распространения

потому как "материальная реальность" в текущей цивилизации является признанной основой благ и потребления,
а "духовная жизнь" выведена на нечёткую переферию, допускающую "широкую свободу" всего-что-вздумается

Reply

boldachev February 28 2016, 13:54:45 UTC
Так и нет цели распространения. Это ж философия. Для единиц)))

Reply


sauhetzer February 28 2016, 13:38:06 UTC
Ну не знаю. С одной стороны не согласен. А с другой - у меня сложилось впечатление, что "объективные реалисты" вспоминают о слове "реальность", только тогда, когда занимаются прозелитизмом.

Reply

boldachev February 28 2016, 14:07:09 UTC
«что "объективные реалисты" вспоминают о слове "реальность", только тогда, когда занимаются прозелитизмом.»
Ну не только они. Все. Для одних "реальность" то, что можно руками потрогать, для других, тот кому можно молиться. И всегда это то, что едино для многих. А теперь встаньте вне и тех, и других и получите вывод с которым вы не согласились.

Reply

sauhetzer February 28 2016, 14:55:23 UTC
>"А теперь встаньте вне и тех, и других и получите вывод с которым вы не согласились."
:).
А почему это я получу именно этот вывод? Потому что он соответсвует реальности?

Reply

boldachev February 28 2016, 20:35:44 UTC
Нет, именно потому, что он не соответствует ни какой реальности! Потому что нет никакой реальности, а есть только соглашения между сообществами субъектов.

Только не надо понимать "соглашение" как сговор - имеется в виду просто согласование действий. Ну, типа, мы молимся одному Богу, значит он реален. Или мы получаем одинаковый результат в эксперименте, значит он реален. И т.д.

Reply


olgaw March 1 2016, 12:52:03 UTC
Здорово, мне понравилось
Реально существует (в сознании Бога) информация, воспринимаемая нашим сознанием как некая реальность

Reply

boldachev March 2 2016, 09:24:14 UTC
«Здорово, мне понравилось»
Спасибо. Такое редко можно прочитать в комментариях к записям не про котиков)))

Reply


Leave a comment

Up