говорят, я когда уже делала список типа "что читать родителям". но я за собой такого не помню, а вот список правильный. в комментах еще имена нужные упоминаются.
Originally posted by
starushkalarina at
Книги о воспитанииЯ о них писала для "Литературы". Главред прочел и сказал, что я должна выложить текст в ЖЖ для общественной пользы. Не уверена насчет какой-нибудь пользы, но меня в детстве приучали слушаться старших (в разных смыслах), так что я его послушно выкладываю. Прочтете -- поймете мою иронию.
Януш Корчак. Как любить ребёнка
Автор в представлении не нуждается -- думаем, не один читатель «Литературы» выбрал профессию педагога под влиянием истории жизни и смерти этого врача, учителя, писателя и философа. Книга в представлении не нуждается тоже. Вспомним хотя бы, как в одном из лучших советских фильмов о школе «Ключ без права передачи» свежеиспечённый директор просит у любимой учительницы десятого «Б» совета, что почитать по педагогике. Она отвечает, что не может ничего посоветовать, а потом прибавляет: «Разве что вот это», -- и протягивает ему книгу Корчака.
Зачем же мы тогда об этой книге пишем, если думаем, что вы с ней давно знакомы? Затем, чтобы вы её перечитали. Проверено на практике: после чтения Корчака любить детей -- вообще и в частности -- гораздо проще.
А для тех молодых счастливцев, которым только ещё предстоит впервые прочитать эту классическую книгу, -- несколько цитат.
«Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
"Послушный, воспитанный, добрый, удобный..."
И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни».
Здесь самое время напомнить, что книга Корчака была написана в 1918 году. Печально, что, если не знать этого факта, не усомнишься, что это не слова нашего современника. Похоже, наши школы очень мало отличаются от гимназий столетней давности... Вот ещё несколько цитат.
«Книга с ее готовыми формулами притупила взгляд, отучила работать мысль. Живя чужим опытом, мнением, умом, иные настолько утратили веру в себя, что не хотят думать сами. Как будто содержание печатного листка -- откровение, а не тоже результат наблюдения, только чужого, не моего, только когда-то, а не сегодня, не сейчас, только над кем-то, а не над моим собственным ребенком.
Школа воспитала малодушие, боязнь выдать незнание».
«То, что я скажу сейчас, не пустая фраза: счастье для человечества, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю».
«Как часто мы бываем похожи на ребенка, который украшает кота ленточками, угощает его грушей, дает ему посмотреть свои рисунки и удивляется, что глупый кот старается тактично улизнуть или, придя в отчаяние, царапается и вырывается».
«Опыт нескольких неуместных вопросов, неудавшихся шуток, выданных тайн, неосторожных признаний учит ребенка относиться к взрослым как к прирученным, но диким зверям, на которых никогда нельзя целиком положиться».
«Деревенский мальчик, вглядывающийся в небо и землю, в плоды и творения земли, знает диапазон возможностей человека. Конь быстрый, ленивый, трусливый, норовистый; курица яйценосная; корова молочная; земля плодородная и неурожайная; лето дождливое, зима бесснежная: везде он встречает нечто, что можно немного изменить или быстро исправить, - присмотром, трудом, палкой, но случается, конечно, и так, что ничего изменить нельзя.
У горожанина преувеличенные понятия о человеческих возможностях. Картошка не уродилась. Ну и что ж. Она ведь есть, просто за нее придется дороже заплатить. Зима -надеваешь шубу, дождь - калоши, сухо - поливают улицу, чтобы не было пыли. Все можно купить, со всем справиться. Ребенок болеет - вызовем врача, плохо учится - возьмем гувернера. А книга, подсказывая, что надо делать, способствует иллюзии, что всего можно добиться».
«Приятель, который старше на два класса, способен развеять сотни сомнений, за полпирожного или даже задаром он объяснит, просветит, откроет тайну. Магнит притягивает железо потому, что намагничен. Лучшие кони -- арабские скакуны, у них тонкие ноги. У королев кровь не красная, а голубая. У льва и орла тоже наверняка голубая (об этом надо бы еще кого-нибудь спросить). Если мертвец возьмет кого-нибудь за руку, то уже не вырвешься. В лесу есть женщины, у которых вместо волос змеи, он сам видел на картинке. Даже в лесу видел, но издалека, потому что если поближе подойти, то человек превратится в камень (врет, наверное?). Он видел утопленника, знает, как родятся дети, умеет из бумажки сделать кошелек.
И он не просто болтал, что умеет.
Он действительно сделал кошелек. Мама так не может».
Алис Миллер. Воспитание, насилие и покаяние
«Может, недалек тот час, когда мы заговорим не только о вегетативном, но и о психическом развитии ребенка до года, о его личности, о его жизни. Сделанное до сих пор ничтожно, это еще даже не начало работы», -- писал Януш Корчак в книге «Как любить ребёнка». В наши дни психическое развитие маленьких детей изучено уже достаточно хорошо, однако результаты этого изучения известны в нашей стране лишь профессиональным психологам и самым продвинутым родителям и учителям.
Алис Миллер всю жизнь занимается одной темой: как насилие, которое совершается над детьми (часто «ради их же блага»), влияет на динамику насилия в обществе. Её книги -- это грустное чтение.
«Воспитание, насилие и покаяние» начинается с обзора педагогических трактатов прошлых веков, цитаты из которых поражают своей жестокостью. Например: «С годами дети забывают всё, с чем столкнулись в раннем детстве. Если в это время лишить детей воли, то они больше никогда не вспомнят о том, что она у них была, и именно поэтому вынужденная жестокость не будет иметь дурных последствий».
Нам хочется верить, что все эти -- хочется сказать, «средневековые» -- соображения остались в далеком прошлом и не имеют к нам никакого отношения. Однако Алис Миллер неумолима: масштабы эмоционального и физического насилия над детьми в современном мире огромны, статистика швейцарского (автор живёт в Швейцарии) телефона доверия для детей и подростков ужасающа, но общество, как и сто лет назад, не хочет относиться к этой проблеме всерьёз.
Большая часть книги посвящена подробному разбору историй детства трёх людей: молодой наркоманки Кристианы Ф., Адольфа Гитлера и Юргена Барча, убившего с изощрённой жестокостью нескольких детей. Автор дотошно анализирует эпизоды и детали, обнаруживая очевидные связи между событиями, произошедшими с людьми в детстве, и тем, как они «отыгрывают» эти события во взрослой жизни. Унижения и боль, перенесённые в раннем возрасте, никогда не проходят без следа, пишет Алис Миллер. Они или постепенно уничтожают самого человека, или бумерангом ударяют по другим людям.
Грубое физическое насилие по отношению к детям вызывает неприятие у большинства людей. Однако дело не только в нём. Не менее разрушительны повсеместно распространённые манипулирование детьми, отрицание их чувств, двойные стандарты по отношению к взрослым и детям. «Все педагогические рекомендации более или менее отчётливо свидетельствуют, что за ними скрываются многочисленные, по-разному выраженные потребности воспитателей, удовлетворение которых лишь препятствует свободному развитию детей; это происходит даже в тех случаях, когда взрослые искренне убеждены в том, что действуют исключительно в интересах детей», -- подводит автор неумолимый итог.
Вот ещё цитата для раздумий: многие родители «изо всех сил пытаются правильно себя вести по отношению с своему ребенку, и в его поведении ищут подтверждение тому, что они -- хорошие родители. Попытка быть идеальным родителем, то есть -- правильно себя вести по отношению к ребенку, правильно его воспитывать, не давая ему слишком много или слишком мало, по существу представляет собой попытку быть идеальным ребенком, -- который послушен, хорошо себя ведет и верен своему долгу, -- для своих собственных родителей. Но в результате всех этих усилий потребности ребёнка остаются незамеченными. Я не могу слушать с эмпатией собственного ребёнка, если внутренне постоянно озабочена тем, хорошая ли я мать. Я не смогу быть открытой тому, что он мне говорит». Слово «родители» в этой цитате может быть смело заменено словом «педагоги».
В последней части книги Алис рассказывает о своём разговоре с молодым коллегой. "Знаете, что я думаю: не является ли то, что мы называем педагогикой, вопросом применения власти, и не следует ли нам больше писать и говорить о скрытых властных отношениях, вместо того, чтобы ломать голову над улучшением воспитательных методов?"-- спросил молодой человек. "Именно об этом я попыталась написать в книге, которую только что закончила", -- ответила Алис.
А если вы считаете, что строгость и послушание ещё никому не причиняли вреда и что психологи создают проблему на пустом месте, прочтите со вниманием следующую цитату. «Мне всегда внушали, что я должен неукоснительно исполнять желания и указания родителей, учителей, пастора и т.д., короче, всех взрослых вплоть до прислуги, что они всегда правы. Этот педагогический принцип вошел мне в плоть и кровь». Комендант Освенцима Рудольф Гёсс
Юлия Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как?
Юлия Гиппенрейтер -- психолог, профессор МГУ, доктор наук, автор научных работ и учебников. При этом у неё есть нечасто сочетающийся с серьёзными достижениями в науке дар -- дар популяризатора. Её книги -- среди самых лучших современных пособий, объясняющих, как нужно и как не нужно общаться с детьми. В них содержится практическое изложение принципов гуманистической педагогики, пришедшей в развитых странах на смену педагогике авторитарной. Они помогают взрослому изменить стиль отношений с детьми. Ведь этот стиль, способ общения «записывается» в психике человека непроизвольно во время его раннего детства, и изменить его можно только направленными сознательными усилиями.
Вот несколько простых правил.
Можно оценивать отдельные действия ребёнка, а не ребёнком в целом (Не «ты невнимательный», а «ты невнимательно прочитал задание».)
Можно осуждать действия, но не чувства. Не бывает «плохих» или «непозволительных» чувств. Чувства возникают независимо от воли человека, и если они возникли, значит, для этого была причина. (Неправильно говорить «Тут не из-за чего расстраиваться», если человек расстроился.)
Если у ребёнка что-то явно не получается, на надо бояться ему помочь, вместо того, чтобы говорить: «думай», «напрягись», «постарайся». Помощь взрослого не отучит ребёнка действовать самостоятельно; наоборот, для него это естественный путь развития: научиться делать самому то, что уже делал вместе со взрослым.
Думаем, нелишним будет и напоминание, что у детского учения много результатов, которые нужно держать в поле зрения. «Первый, самый очевидный -- это знание, которое он <ребенок> получит, или умение, которое он освоит. Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя. Третий результат -- эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах». Есть и четвёртый -- след на взаимоотношениях с человеком, принимавшим участие в занятиях.
Много внимания уделено в книге навыку «активного слушанья». Это очень простой и очень непривычный нам способ поведения. Вкратце, он заключается в том, чтобы слушать ребёнка внимательно, не давая ему советов и не оценивая услышанное. Нужно просто слушать, посылая ребёнку знаки, что вы его понимаете (можно кивать головой, говорить «понятно», повторять в утвердительной форме его фразы), и -- что очень важно -- называть его чувства («ты рассердился», «ты расстроилась» и т.п.). При таком слушанье улучшается контакт с детьми, они понимают, что их чувства принимаются и рассказывают о себе всё больше и, рассказывая, часто сами находят решение своих проблем.
Если вас заинтересовал навык активного слушанья, вам будет интересно прочесть книгу Адель Фабер и Элейн Назлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. Она целиком посвящена этой теме.
Что еще почитать:
Януш Корчак. Когда я снова стану маленьким.
http://www.jerusalem-korczak-home.com/y.k/ko.htmlЮлия Гиппенрейтер. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?
http://lib.rus.ec/b/165492/read Адель Фабер и Элейн Назлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
http://flibusta.net/b/237053 Алис Миллер. Драма одарённого ребёнка.
http://lib.rus.ec/b/68789/read Сайт Алис Миллер -- www.alice-miller.com