Вайкис

Feb 17, 2019 19:57

Предыдущая часть - Монче-тундра.

Раннее утро украсило горный ландшафт радугой. Большая, двойная, она растянулась среди гор над тундрой по всему небу. Так удивительно было видеть её здесь, на севере, поскольку никогда ещё для меня они не были связаны вместе - заполярный север и радуга. И вот, теперь они соединились. Вместе с ней начинался новый день, и теперь он не был таким безмятежным как раньше. Свет и тень играли на лице зелёной тундры. Природа приобретала новую красоту.






Сегодня надо спуститься вниз, к водопаду. Стоянка находилась сразу над ним, водопад падал с обрыва здесь рядом, однако, отсюда, сверху, самого водопада не видно не было. После него ручей стекал по глубокому ущелью дальше, постепенно снижаясь, и теряясь в конце, там, где он впадает в озеро Вайкис, небольшое проточное озеро, зажатое между двумя массивами гор.
Изначально кажется что они совсем рядом - водопад и озеро, может даже показаться, что прийти к нему ничего не стоит, нужно только спуститься здесь вниз, к водопаду. Они очень близки на карте, и даже она не отображает никаких трудностей при спуске, объединяя верх и низ как бы в одно место, где можно остановиться у водопада.
Но, когда начинаешь идти вниз, обогнув зелёные скалистые выступы, и спустившись с нескольких каменистых обрывистых спусков, заросших маленькими деревцами, оказывается, что путь здесь не так уж и прост, и когда, наконец, появляется озеро, там, внизу, становится видно, как оно неожиданно далеко.



С другой стороны был сам водопад, теперь видно целиком его поток, и удивительный полукруглый обрыв, с которого он падает.



image Click to view



Неровный спуск продолжался. Склон горы оказался заполнен небольшими обрывами, заросшими мхом и маленькими берёзками, он не давал нормально спускаться, приходилось продвигаться постепенно, то слезая вниз, то продираясь через кусты, выросшие на камнях. Озеро приближалось.



Иногда я подходил ближе в сторону ручья, но каждый раз его ущелье оказывалось довольно высоким и отвесным, не давая возможности спуститься. Вода струилась где-то далеко внизу за деревьями, близко высовываться туда было опасно.
Как-то незаметно вырос лес, сосны уже поднимались высоко, и окружали небо своими макушками. Хищная птица, покрикивая, постоянно кружила там сверху, размахивая крыльями. Это был единственный мой спутник.



Наконец, пройдя уже большое расстояние в сторону озера, удалось выйти к ручью. Здесь ручей тёк более спокойно по камням, стекая по почти пологой поверхности, однако, судя по высоте, до озера было ещё далеко. Теперь, надо думать, по ручью можно подняться до самого водопада. Казалось, что эта задача будет несложной, ручей приведёт к нему, надо просто идти.



С подъёмом склон начал увеличиваться. Края ущелья подступили ближе, оно постепенно сужалось. Ущелье Вайкис, чудное ущелье, цветное, с красивым шумящим потоком внизу, солнечные лучи освещали его, косо проникая откуда-то сверху, из зелёного леса на его краях. Оно приготовило свои препятствия. Ручей бежал шустро среди камней, струясь и образуя ещё небольшие водопады на своём пути. Иногда у этих водопадов образовывались целые чаши, наполненные прозрачной синеватой водой. Ущелье поднималось с обоих сторон высоко, часто оно сжималось так, что ручей перегораживал путь. Где-то можно было перепрыгивать его по камням, или забираться выше на склон, обходя участок с водой, но потом большая глубокая чаша заполнила его целиком, образовав красивый бассейн, обнесённый отвесными каменными выступами. Переплывать его не было возможности, так что приходилось ползти вдоль каменной стены, держась за небольшие выступы. Так, постепенно, становилось всё выше, и Вайкис уже показывался где-то там за выступами скал, совсем недалеко.

image Click to view







Но тут путь преградил высокий водопад. Он падал с отвесного обрыва в несколько метров, забраться на который не было никакой возможности. Водопады это конечно хорошо, но это не тот водопад. Ущелье привело меня в тупик. Тёмные скалы поднимались со всех сторон. Здесь не пройти. Это не тот путь, к водопаду надо идти как-то по другому, не по ущелью.. Надо спуститься к нему где-то в другом месте, там, выше, где-то рядом с самим водопадом, на краю ущелья, надо искать проход. Он должен быть.
Правда, для этого сначала надо выбраться отсюда. Лезть на стену? Где? Склоны ущелья не были однородными. Открытые камни были непроходимы, но иногда склон выделялся зелёным цветом, и там он не был отвесным, имел хоть какой-то наклон, на нём рос мох и маленькие берёзки, они предлагали возможность карабкаться по ним, упираясь в мох и держась за деревца. Это действительно оказалось возможным. Ущелье, которое казалось неприступным, сдавало позиции. Взобравшись на его край, стал протискиваться дальше по кустам вдоль ущелья, чтобы найти новый похожий склон, ближе к водопаду. Где-то он должен быть. Вскоре он нашёлся, тоже зелёный, с деревцами, имеющий проходы по выступающим камням, где постепенно удалось слезть. Преградивший путь водопад пройден.

image Click to view



Вот он, Вайкис. Теперь рядом, в этом своём амфитеатре, его поток падал с высоты, и разбивался о камни внизу. Отвесные стены, наподобие древнего храма, окружали выступами площадку вокруг него.



image Click to view



Поток с силой ударял о камни, лежавшие внизу, сразу под обрывом. Казавшиеся незаметными со стороны, эти камни были почти с человеческий рост. Гладкие, сколько лет их полирует вода. Скалы гудели. Вибрировали. Этот гул передавался по земле. Сначала захватывает дух, то есть не вздохнуть от волнения, требуется сделать усилие, чтобы начать дышать. Как мала фигура человека рядом с этим водопадом. Протянул руку, и поток обнял её, она погрузилась в белую сверкающую струю. Ещё пару секунд чтобы привыкнуть. Пора. Перелез через камни, и окунулся в него. Кучи брызг окружили вокруг. Что будет сейчас? Выкинет потоком? Ударит о камни? Прохладный поток обдал сверху. Нет. Он не тяжёл, как кажется. Мягкая вода опирается на твои плечи. Оказывается, капли разбиваются где-то выше о камни и падают здесь уже плотным но мягким дождём. Вы стоите вместе с водопадом, с этим гигантским далёким водопадом, здесь, в такой глуши:



Прогремел гром. Гром? Низкий гул срезонировал в ущелье, дав его не столько услышать, сколько почувствовать. Здесь что, бывает гроза? Вот в то, что здесь на севере в горах может быть ещё и гроза совсем не верилось, но он раздался ещё раз. Его раскаты прокатились где-то далеко. Отдалённый, глухой, но это был точно гром, он прогремел где-то за волчьими тундрами, и неявный, отражённый много раз, раскат донёсся до ущелья Вайкис. Сейчас здесь будет гроза, это точно. Надо быстрее выбираться назад. Полез в обратный путь, в спешке проваливаясь и взбираясь вверх по этим кустам и камням.

Да, начиналась гроза. Из за волчьих тундр выходила буря. Большой тёмной тучей она преваливала через её вершину, заполняя небо тёмно-синим цветом. Вид переменился, пустующее ранее небо ожило и пришло в движение. Его дополняли горы, и простирающиеся зелёные ландшафты ущелья. Тундра прекрасна в своём ненастье.



Приготовился быстро - укрепил растяжки палатки, и принёс в палатку стратегический запас воды - заполненные полностью оба коттелка. Всё готово для автономного существования. Пусть буря приходит, я очень ей рад. Хорошо, хорошо, что так получилось. Спасибо. Весь путь пройден, всё, что планировалось сделано, конечная цель достигнута. Водопад, я успел добраться до него. Теперь, пусть будет буря! Путь всё гремит, пусть сверкают молнии, как хочется увидеть всё это здесь, в горах. Тучи надвигались всё ближе, и теперь видны были уже молнии возникающие внутри них, они не били в землю, а озаряли облака своими вспышками, перекрашивая в ярко белый цвет. Раскаты грома простирались во все стороны, они медленно перекатывались много раз, отражаясь от горных склонов со всех сторон, звуча так, будто огромный гигантский жестяной лист, величиной с сами горы перетаскивают где-то вокруг, за их вершинами. Туман, шедший следом белой пеленой, переливался через вершину Волчьей тундры и стекал по ней вниз, надвигаясь сверху на стоянку. Как будто медленная белая волна цунами направлялась с вершины вниз. Вскоре, он заполнил всё пространство вокруг, и начал накрапывать дождь.





Я залез в палатку. Дождь постепенно шелестел по её тенту. Где-то ходил по горам гром. Сильного ветра не было, Здесь, в палатке было уютно посреди разыгравшейся непогоды. Под звуки грозы, я уснул. В ненастье хорошо спится. Чувствуется не враждебность этого мира, а наоборот, соединение с ним.

Вечером всё также ходили тучи. Иногда накрапывал дождь. Погода переменилась, пришёл холодный фронт, но температура не опустилась слишком низко, в том небольшом количестве одежды, взятой с собой, было приемлемо. На ужин ушла последняя банка тушёнки. Она вместе с кашей варилась на горелке внутри палатки. Каша с тушёнкой и чай. Через приоткрытый вход виднелись горы, укрытые то сгущающимися то редеющими облаками тумана. Здесь было уютно, в палатке, хотя, похоже, погода испортилась надолго. В пакете осталась только немного гречневой каши, и это всё что теперь есть из еды. Это на утро. Нужно уходить. Пора подумать о дороге назад, она будет очень долгой, около 25 километров, и займёт, наверное, часов десять пути. Нет никакого смысла выходить днём, надо выходить рано утром, чтобы дойти до города вечером. Это будет завтра, завтра нужно преодолеть весь этот путь. А сейчас можно отдыхать. Перед длинной дорогой, нужно набраться сил.



Дальше - Возвращение.
Previous post Next post
Up