Иосиф, Зонненфельс и Готт

Mar 29, 2015 15:04

                      Хотя я не знаком с таинствами лож, мне достаточно знать, что они время от времени
           делают что-то доброе для своих ближних, для бедных, для нужд образования, а посему я разрешаю
        в каждой столице, в которой есть земское правительство, существование самое большее трёх лож.

Иосиф II, рационалист

Со смертью Марии-Терезии эпоха рококо закончилась. Воцарение Иосифа означало появление нового стиля в архитектуре, в государственном управлении, в образе жизни, в одежде. Гардероб императора всегда был подчёркнуто прост и скромен, и эта простота стала модой - немецкая молодёжь начала одеваться "под Иосифа". Интеллектуалы всей Германии восхищались просвещённым монархом, который затмил в их глазах Фридриха Великого. Лессинг провозгласил, что настали времена, преисполненные добродетелей, Гердер объявил Иосифа национальным идолом всех немцев, Гёте зaговорил о благословенном правлении Иосифа II и назвал Вену столицей Германии. Но самыми верными сторонниками императора стали вольные каменщики.

В Вене первая масонская ложа была инсталлирована в 1724 году. В Праге - в 1741 (по другим данным - уже в 1733, но мне кажется предпочтительной более поздняя дата). Насколько можно судить, видную роль в становлении австрийской масонерии сыграл отец Иосифа Франц-Стефан Лотарингский, в миру бывший императором Священой Римской империи, a в братстве - Рыцарем с зелёной жабой и Великим шотландским мастером (этот незначительный принц относился к людям, которые становятся тем интереснее, чем пристальнее вы их рассматриваете). Франц-Стефан был принят в ложу в Гааге в 1731 году. Есть мнение, что его посвящение произошло при участии английского посла графа Честерфильда, автора знаменитых "Писем к сыну".


       
   

Слева: Франц-Стефан Лотарингский. Справа: Иосиф II. Одного взгляда на портреты отца и сына достаточно, чтобы увидеть, насколько разными были эпохи, которым они принадлежали. Воплощённое барокко и олицетворённый классицизм.

Мария-Терезия, следуя духу антимасонской энциклики римского папы, пыталась бороться с вольными каменщиками, что порой приводило к курьёзным ситуациям. Однажды по приказу государыни полиция ворвалась на заседание некой венской ложи с намерением арестовать её членов, но не смогла этого сделать, поскольку обнаружила среди присутствующих нескольких министров, ряд высших сановников монархии и самого императора. Впрочем, после смерти Франца-Стефана масоны построили в Праге приют для сирот, и Мария-Терезия отменила свои антимасонские распоряжения.

Во второй половине XVIII века к масонерии уже принадлежал практически каждый, кто что-то значил. Речь шла не о том, был ли тот или иной деятель вольным каменщиком, а о том, в какую ложу он входил, какого обряда придерживалась эта ложа, к какому направлению она принадлежала и какие отношения были у этого направления с другими течениями. В 1782 году в Вильгельмсбаде собрался масонский конвент, ставший ареной соперничества между тремя основными течeниями масонской и парамасонской жизни - иллюминатами, неорозенкрейцерами и азиатскими братьями (кстати, на этом конвенте масоны отказались от легенды о происхождении от тамплиеров).

Неорозенкрейцеры и отколовшиеся от них азиатские братья были эзотериками. И те, и другие делали ставку на мистицизм, a разница между ними заключалась в том, что азиатские братья увлеклись каббалистикой и, в отличие от остальных масонов, принимали в свои ряды не только христиан, но и иудеев. Иллюминаты, орден которых был основан в Баварии Адамом Вейсгауптом в 1776 году, напротив, представляли рациональное направление в масонстве. В их рядах было много учёных, и они часто придерживались радикальных взглядов на политику и религию.

В большинстве немецких лож торжествовали неорозенкрейцеры. Душой их движения был Иоганн-Кристоф Вёльнер, которого Фридрих Великий считал мошенником и интриганом. В молодости Вёльнер верил, что после получения определённого градуса посвящённые обретают магические способности, позволяющие им добиться, чтобы из сваренного вкрутую яйца вылупился живой цыплёнок. Достигнув искомого градуса и не получив означенной способности, Вёльнер счёл, что перед ним просто раскрыли не вcе тайны, и очень обиделся (на мой взгляд, это исчерпывающe характеризует эзотерическое мышление как таковое).

Неорозенкрейцеры возлагали свои надежды на прусского кронпринца Фридриха-Вильгельма (считалось, что тот находится под их полным влиянием), иллюминаты обратили свои взоры к Иосифу. Однако было бы непростительным упрощением считать, будто прoизошло разделение масонов по принципу "розенкрейцеры за Пруссию, иллюминаты за Австрию". Всё было куда сложнее.

Например, к розенкрейцерам принадлежал один из ближайших друзей Иосифа - князь Иоганн Батист Карл Дитрихштейн (в 1760 году князь был принят в ложу в Копенгагене, в 1763 вёл переговоры с Фридрихом Великим о признании прав Иосифа на императорский трон, а в 1769 сопровождал Иосифа в его итальянском путешествии). Дитрихштейн основал собственный охотничий орден "Diana Cacciatrice", структура которого была скопирована с масонской, и с энтузиазмом занимался алхимией (у розенкрейцеров была концепция, согласно которой алхимия может изменить к лучшему материю, а тем самым - и весь мир). Одно время он возглавлял австрийских неорозенкрейцеров, но, убедившись, что их магия не работает, разочаровался в их идеях.


 

Слева: Игнац Борн. Справа: Вольфганг Амадей Моцарт. Борн привёл Моцарта в масонскую ложу, Моцарт написал насквозь масонскую оперу "Волшебная флейта". Принято считать, что в образе Зарастро Моцарт вывел на сцену Борна. Однако существует и более сложная теория, согласно которой Зарастро обладает чертами не только Борна, но и Иосифа. В частности, на государя указывает фраза: "Это князь, более того, это человек".

Иллюминаты являлись противоположностью розенкрейцеров. У них были три ступени посвящения. На первой изучались труды Адама Смита, "Натан Мудрый" Лессинга и "Эгмонт" Гёте, на второй - Сенека, Эпиктет, Плутарх и Саллюстий, на третьей - Гельвеций и Гольбах. Возглавлял австрийских иллюминатов трансильванский немец Игнац Борн, горный инженер, минеролог и металлург, к научным достижениям которого относится внедрение амальгамизации. Собранная Борном коллекция минералов хранится в Британском музее, а его имя можно найти среди семидесяти двух имён чешской истории, золотыми буквами написанных на стенах Национального музея на Вацлавской площади в Праге (помимо прочего, Борн создал пражское научное общество, из которого впоследствии выросла чешская Aкадемия наук).

Борн, в 1780 году основавший венскую ложy "Подлинная гармония", занимал радикально антиклерикальную позицию и в 1783 написал сатирическое произведение "Монахология". По форме это была безупречная стилизация под энтомологический трактат. Не сказав ни одного дурного слова о самой христианской вере, Борн издевательски описал принадлежащих к различным орденам монахов, как разные виды насекомых. Кардинал Мигацци добивался запрета "Монахологии". Тщетно. Йoзефинская цензура не нашла в этом трактате ничего предосудительного. Принято считать, что среди причин, побудивших Иосифа закрыть до тысячи монастырей, не последнее место занимало влияние Борна.

Во времена Марии-Терезии австрийские ложи входили в систему или прусского или французского масонства. В 1781 году Иосиф запретил действующим в его владениях орденам и обществам признавать заграничных представителей и повелел им обрести самостоятельность и создать собственное послушание. Итогом стало образование в 1784 году Великой ложи Австрии. Её воглавил князь Дитрихштейн, а Игнац Борн стал его секретарём. Однако среди австрийских масонов был ещё один интересный человек, родившийся в одном городе с розенкрейцером Дитрихштейном и ставший, подобно Борну, видным иллюминатом. Звали его Йoзеф фон Зонненфельс.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Зонненфельс, Йoзеф - крупнейший деятель Просвещения, один из ближайших соратников Иосифа II. Сын Перлина Липмана, прусского раввина, по неизвестным причинам переехавшего в Моравию. Имя матери неизвестно, точная дата рождения неизвестна. Вместе с отцом принял католицизм, свои финасовые проблемы разрешил с помощью пятилетней службы в армии, закончил венский университет. Получил известность как философ, юрист и экономист. Организовал таможенную унию, объединившую рынки Австрии, Богемии и Моравии. Создал уличное освещение в Вене. Cчитается одним из основоположников науки о финансах. Написал несколько учебников для университетов, использовавшихся на протяжении 60-70 лет. Составил гражданский кодекс, действовавший в Чехословакии до 1949 года и действующий в Австрии до сего дня. Был возведён в баронское достоинство и избран президентом Академии наук. Пережил большинство участников этой истории и умер в 1817 году в возрасте около 85 лет.


  

Слева: князь Иоганн Карл Дитрихштейн. Справа: барон Йoзеф Зонненфельс. Было ли это стечением обстоятельств или закономерностью, но Дитрихштейн и Зонненфельс родились в одном моравском городе. Возможно, он известен вам, как Никольсбург, я же привык называть его Микулов. Это место заслуживает того, чтобы остановить нa нём взгляд:



Микулов (нем. Никольсбург), 7440 жителей по переписи 1793 года и 7374 - по переписи 2012-го. Один из тех сказочных городков, в которых творилась история. Здесь закончили гимназию австрийский президент Адольф Шeрф и автор термина протоплазма Ян Пуркине, здесь служили раввинами Моравии знаменитый каббалист Горовиц и Иегуда Лёв, котоpому приписывают создание пражского Голема, здесь одно время жил Альфонс Муха, здесь был заключён мир между Австрией и Францией после битвы у Аустерлица и между Австрией и Пруссией - после битвы у Садовой, здесь, если верить традиции, ещё античные римляне посадили виноградники, сегодня дающие известные на всю Чехию микуловские вина.

В 1768 году Мария-Терезия издала новую редакцию уголовного кодекса, известную, как Constitutio Criminalis Theresiana. Помимо прочего, кодекс подробно рагламентировал применение к подозреваемым пыток. Но в 1775 году Зонненфельс опубликовал книгу "Ueber die Abschaffung der Tortur", которая произвела на государыню такое впечатление, что с 1 января 1776 пытки в Австрии были отменены.

Однако эпохальный перелом в развитии права наступил в 1787 году, когда Иосиф издал собственный уголовный кодекс. В нём впервые был применён принцип современной юриспруденции nullum crimen sine lege a nulla poena sine lege (нет преступления без закона, нет наказания без закона). Религиозные деликты перестали быть преступлениями и стали проступками. Cупружеская измена отныне тоже не была уголовно наказуемым деянием. Понятие "колдовство" полностью исчезло из закона. Смертная казнь в мирное время отменялась и могла быть применена только в случае введения военного положения (впрочем, на практике она перестала применяться сразу после прихода Иосифа к власти; за всё время его правления был казнён только один человек - некий чиновник, убивший свою любовницу, чтобы завладеть её деньгами).

Мария-Терезия всерьёз пыталась бороться с проституцией. При ней несчастных девушек секли, клеймили и ссылали на Балканы. Иосиф прекратил репрессии против древнейшего ремесла. Кто-то из его министров предложил хотя бы взять под усиленный полицейский контроль места, в которых за деньги оказывают сексуальные услуги. Иосиф только отмахнулся со словами: "Нам пришлось бы взять под усиленный контроль целый свет."

Считается, что ключевое влияние на правовое мышление императора оказал Зонненфельс. Ему же приписывается идея создания государственной системы социального обеспечния вместо церковной благотворительности. Некоторые авторы заходят так далеко, что называют Зонненфельса остававшимся в тени архитектором всех йoзефинских реформ. Это явное преувеличение. Иосиф определённо был не из тех людей, которыми можно руководить, стоя за кулисой. Но и преуменьшать роль Зонненфельса не стоит. В Австрии стоят памятники обоим - и просвещённому монарху, и его советнику-иллюминату. При этом русскому читателю Зонненфельс почти неизвестен.

Наверное, не все знают и то, что орден баварских иллюминатов был запрещён не за составление мифического заговора против человечества, а по вполне тривиальным политическим мотивам - за поддержку Иосифа в баварском вопросе. В 1784 году разгорелся конфликт между Австрией и Голландией по поводу свободы судоходства в устье Шельды и наличия в Австрийских Нидерландах голландских крепостей, оставшихся там со времён Войны за испанское наследство (военные действия приняли ещё более комический характер, чем во время Картофельной войны; в сущности, они свелись к тому, что голландцы обстреляли стадо овечек, принятое ими за отряд австрийцев в белых мундирах). Иосиф решил воспользоваться ситуацией, чтобы вернуться к своему старому плану обмена Бельгии на Баварию.

У семидесятитрёхлетнего Фридриха Великого открылось второе дыхание, и он мгновенно сколотил антиавстрийскую коалицию. На стороне Прусии были готовы выступить не только почти все немецкие княжества, но и Англия, и Франция. Иосифа поддержала одна лишь Россия. В этой ситуации ему пришлось отказаться от идеи присоединения Баварии. 2 марта 1785 года баварский курфюрст запретил орден иллюминатов, выступавший в конфликте на австрийской стороне. Игнац Борн в знак протеста отказался от членства в мюнхенской Академии наук.  .

Впоследствии появились легенды, согласно которым иллюминаты ушли в подполье и захватили власть над миром, по ходу дела устроив французскую революцию, русскую революцию, обе мировые войны и т.д. До наших дней тезис о мировом господстве иллюминатов дошёл в виде элемента массовой культуры. В благословенной Богемии крупнейшим адептом этой теории является Карел Готт. Иногда он даёт прессе интервью конспирологического характера  (одно из них я когда-то выкладывал, см. "...вы увидите людей, которые выглядят, как Троцкий, и поймёте, что вы опять в дураках."), и я пару раз слышал, как его представляли публике словами "маэстро Готт, который верит, что миром правят иллюминаты".

В августе 1786 года Фридрих Прусской умер. Иосиф провозгласил: "Как солдат, я сожалею о смерти великого человека, военное искусство которого навеки войдёт в историю нашей эпохи. Как гражданин, я сожалею, что его смерть не наступила тридцатью годами раньше. В 1756 году она была бы куда полезнее, чем в 1786."

Иосиф был одним из немногих государей, которые с полным правом могли называть себя гражданами. Однако и среди его подданных гражданским самосознанием обладали лишь иллюминаты, да интеллектуалы, да городская молодёжь. И это были единственные люди, поддерживавшие императора в его начинаниях. У всех остальных реформы Иосифа вызывали непонимание, переходящее сначала в недоумение, а потом и в ненависть.

image Click to view



Одна из масонских кантат Моцарта. "Мы провозглашаем нашу радость," -  поёт хор. Впрочем, каждый опытный ЖЖ-ист знает, что масонские заговоры - это для начинающих. Продолжающих заговоры не интересуют, для них существуют Великобритания и её мягкая сила. Поэтому не удержусь и выложу ещё одно видео:

image Click to view



Маэстро Готт, который верит, что миром правят иллюминаты, поёт: "Вчера мне снился странный сон, в котором я был английским джентльменом. Каждый мой выстрел попадал в цель, у меня была стильная походка, мой костюм идеально сидел, я занимался карате, гольфом и полётами на санях. Я познал восхищение женщин, быстродействующий яд и Dom Pérignon, и в каждой ситуации оставался cool, с лёгкой грустью в сердце и полуусмешкой на губах. Я бы хотел жить, как Джеймс Бонд, уничтожить бестию в логове врага и спасти целый свет ради Её Величества и старой Англии. Если мне позвонят из лондонского Центра, я возьму эту работу..."

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

bohemia, felix austria, sacristia

Previous post Next post
Up