Не так давно ув.
mike67 написал пост, в котором сравнил Советский Союз с гусеницей, в контексте поста - азиатской, из которой население, превращавшееся в бабочек (т. е. в душе европейское) стремилось улететь
http://mike67.livejournal.com/245274.html. Автор задал "главный русский вопрос: является ли это превращение, метаморфоз, обязательным этапом онтогенеза, а общества, не достигшие западной стадии развития гражданских институтов, личиночными, недоразвитыми?" И сам на него отчасти ответил : "загадкой является Россия, которая, будучи сильно подвержена влиянию "бабочковой гравитации", ведет себя так, будто на нее воздействует гравитация другого тела. Взгляд на карту заставляет искать это массивное тело на востоке, но восток не обладает гравитацией, а просто остается Востоком."
При всём изяществе метaфор, подобный ход мысли не может дать искомого результата и неизбежно ведёт лишь к построению очередной теории о загадочной русской душе и особом историческом пути России. А это уже принципиальная ошибка, да простит меня
mike67 , к которому я испытываю самое искреннее уважение.
Подводный камень скрыт в самом начале рассуждения, где автор отсылает читателя к предложению Ольшанского видеть в СССР полигон по ускоренному превращению крестьян в горожан, а азиатов в европейцев. Если советская гиперурбанизация - несомненный факт, то на тезисе о советской европеизации лежит печать легкомыслия и лукавства (чтобы не сказать хуже) , свойственная многим текстам Ольшанского. Потому что в действительности имел место прямо противоположный процесс, о котором я и намерен поговорить.
Выделение России в особую цивилизацию весьма и весьма спорно. Антропологические, культурные, религиозные и другие черты русских не дают для этого никаких оснований. По моему глубокому убеждению, Россия - локальный вариант европейской цивилизации, возможно, её следовало бы называть субцивилизацией, но не более. Другое дело, что начиная с 1917 г. в России не существует государства европейского типа, а то, что существует, пытается придать культуре и образу жизни страны самый неевропейский характер. Но сначала рассмотрим, что представляла собой Россия до 17-го года, а что - после.
1721 - 1917 : Государыни, камер-юнкеры, пейзане.
Если попытаться найти сколько-нибудь принципиальные отличия Российской Империи, например, от Австрийской, то окажется, что это просто невозможно сделать. Их не было. Ну, отличалось процентное соотношенис германцев и славян, но это не столь важно, поскольку и те и другие - белые христиане, к тому же сильно перемешанные между собой. А в остальном Австрия была такой же абсолютистской монархией, с женским правлением в "век осьмнадцатый", с крепостным правом, с венграми в роли татар, с гайдуками в качестве казаков на южных границах, где также шла борьба с турками, с чиновниками в мундирах того же покроя, с внешнеполитическими приоритетами на Балканах, с правосудием, которое оппозиция также называла "азиатским", с террористами, покушавшимися на представителей царствующего дома... В общем, всё, что наличествовало в России, вплоть до идеи "Третьего Рима", имело место и в Австрии. И хулители тоже действовали по шаблону. Только о России говорили, что всё в ней захвачено немцами, а об Австро-Венгрии, что она страдает от засилья славян. Зеркальные империи. Их и убили почти одновременно. Россию в феврале 1917 г., Австро-Венгрию - в ноябре 1918-го.
1917-1953 : Bожди, шаманы, каннибалы.
Вплоть до падения империй судьбы России и Австрии развивались параллельно. Далее они разительно отличались. Если государства, на которые распалась Австро-Венгрия, сохранились в качестве европейских, утратив свою политическую роль, но не культуру и образ жизни, то Россию постигла иная судьба.
Бунин писал, что во время революции в человеке просыпается обезьяна. Думаю, это универсальное наблюдение. Но в России, где за короткое время произошли сразу две революции, озверение приняло невиданный, абсолютный характер. Социальную жизнь в одночасье обнулили до первобытного уровня. После чего она стала воспроизводиться по моделям самых примитивных обществ.
Если выгнать белых фермеров сжечь помещичьи усадьбы, в стране будет голод. Если ввести в Академию наук очень сильного колдуна явного шарлатана, обещающего превратить рожь в пшеницу, он погубит целые отрасли науки. Если назначить командармами дикарей с перьями в волосах бывших унтеров, переодетых в генералов, армия понесёт страшные лишние потери
Никаких особых путей развития не существует. При правильной квалификации явлений с них тотчас же спадает ореол уникальности, и всё становится на свои места. Страна, в которой в XX веке на протяжении 30 лет трижды случается массовый голод с миллионами жертв и нередким каннибализмом - африканская. Эпоха Ленина и Сталина - это время, когда из России пытались сделать Африку. Причём на уровне не окультуренных Ганы или Кении, а впавших в полную дикость Сомали и Зимбабве.
1953-1991 : Баи, йoги, джигиты.
Разумеется, в СССР имело место развитие. С низких стартовых позиций оно обычно идёт быстро. Очень скоро среди безумства африканских страстей стали прорисовываться более спокойные черты. Азиатские. Самых буйных из "африканцев" азиаты ликвидировали ещё в тридцатых, а после смерти Иди Амина Сталина восторжествовали окончательно. Конечно, все даты здесь условны. Разнообразных азиатских успехов страна добивалась уже начиная с индустриализации (осуществлённой западными инвесторами), и постепенно достигла всех ядерно-космических радостей, столь милых ирано-индо-пакистано-китайско-корейским сердцам.
Бюрократия, независимо от происхождения, полностью стилизовалaсь под среднеазиатских баев (почему-то даже заурядные серые костюмы сидели на этих людях так, что с ними органичнее смотрелись тюбетейки и папахи, чем шляпы или береты)
Какую-никакую еду мудрость Ким Ир Сена колхозы хоть с грехом пополам, но обеспечивали, культурные запросы населения удовлетворяли индийские фильмы и концерты темпераментных кавказских звёзд, для людей с более изысканным вкусом предусматривалась некоторая возможность заняться переводами с японского. Распространилось увлечение йoгой, а позже и каратэ.
Почти никого уже не убивали и не сажали. В принципе, в Азии можно жить. Ольшанским такая жизнь нравится. Правда, европеец испытывает от неё чувство, напоминающее постоянную зубную боль. Иногда, во время обострений, хочется лезть на стену, иногда она стихает до терпимого состояния, но полностью не проходит никогда. В России же, несмотря на все фокусы властей, население никогда не переставало быть европейским (а каким ему быть ещё?). Поэтому, когда началась перестройка, многие ожидали, что произойдёт возврат к естественным для нашего народа нормам жизни. Но не тут-то было.
1991-? : Компрадоры, гориллы, фазендейро.
Когда под звуки ламбады и трансляцию бразильских сериалов Советский Союз распался, на большей его части начался нескончаемый политико-экономический карнавал, так хорошо знакомый по истории Латинской Америки. Власти перестали маскировать колониальный характер экономики страны (после чего их окрестили компрадорами), правые повесили на стены портреты Пиночета, левые надели майки с Че Геварой, Аргентина была провозглашена примером успешного проведения реформ (через несколько лет она обанкротилась), урегулирование хозяйственных споров почти официально перешло в руки разного рода banditos, одна мексиканская актриса приехала в РФ сниматься в рекламе и обнаружила, что её считают суперзвездой.
Оказалось, что в ЕС хоть какое-то, хоть третьесортное место приготовлено только для Прибалтики, а всем остальным придётся насладиться самой эклектичной экзотикой у себя дома. Помню, где-то между двумя чеченскими кампаниями по чешскому телевидению промелькнул сюжет об ичкерийском военном училище. Стоит офицер (русский), перед ним строй курсантов (вайнахов). Начинается приветствие : "Салям алейкум, товарищи курсанты!" - "Алейкум ассалям, товарищ майoр!". Магический реализм по-русски.
Когда в страну приехал Коэльо, его принял президент. Примерно в то же время кто-то научил демонстрантов сжигать флаги гринго. Позже команданте Даниэль и амиго Уго стали пускать к себе русских без виз...
* * * * *
Здесь я хотел порассуждать, что же будет дальше, и попадут ли наконец русские домой. Но понял, что эта тема заслуживает отдельного поста. Возможно, я когда- нибудь и напишу его. А пока ограничусь ответом на вопрос, поставленный в самом начале.
Все помнят максиму, гласящую, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Но почему-то лишь немногие дают себе труд додумать эту мысль до конца и понять, что народ, который не захотел содержать свой правящий класс, обречён содержать чужой.
Если принять метафору о бабочке и гравитации, то силой, удерживающей бабочку в нелетающем состоянии, является не гравитация других тел, а булавка, на которую бабочку нанизали в 1917 г. С тех пор её можно пришпиливать куда угодно, по желанию владельцев коллекции. Испробовали, кажется, всё, кроме Антарктиды.