В молодости Максимилиану довелось побывать пленником города Брюгге. Казалось бы, невозможно унизить государя сильнее. Однако Венеции это удалось. Венецианская республика не пустила Максимилиана на его собственную коронацию в Рим. Точнее, венецианцы заявили, что позволят нашему герою проехать через контролируемую ими территорию лишь в том случае, если он будет путешествовать как чaстное лицо, без войска.
Тут читатель может спросить: а как же сумел короноваться в Римe отец Максимилиана Фридрих, известный хроническим недостатком средств и авторитета? Именно так: он отправился на Аппенины с частным визитом. Во времена Фридриха титулы имели столь мало практического содержания, что если кто-то желал быть императором, то вполне мог стать им в частном порядке. С тех пор кое-что изменилось. Была проведена имперская реформа, учредившая в Германии некое подобие государства. Титул Максимилиана был делом не только его личного престижа, но и государственного значения.
И тогда он решил обойтись без коронации в Риме. 8 февраля 1508 года в Триенте кардинал Матеус Ланг, близкий друг и советник Максимилиана, провозгласил его избранным императором Священной Римской империи. С тех пор избрание курфюрстами стало считаться достаточным основанием для использования императорского титула. Заведённый Максимилианом порядок вещей сохранялся до времён Наполеона. Коронации в Риме больше не проводились. Кстати, именно при Максимилиане к названию "Священная Римская империя" были добавлены слова "германской нации".
Венецианцы между тем отобрали у Максимилиана часть Истрии и Фриуля. Венеция была на вершине могущества и не намеревалась терпеть присутствие конкурентов в Адриатическое море. Республикa св. Марка не боялась никого и ничего. Она сама была способна внушить страх кому угодно. Европейцы опасались, что венецианцы подомнут под себя весь континент. Кажется, я где-то уже писал, что вся конспирология, посвящённая еврейским, масонским, иезуитским и т.п. глобальным заговорам, восходит к антивенецианским памфлетам рубежа XV-XVI веков.
Якопо де Барбари, карта Венеции, 1500 год. Работа над картой заняла три года. Благодаря размерам 2,8 x 1,3 м эта изготовленная на шести досках гравюра стала самым большим графическим произведением своего времени. Впечатление, произведённое картой Венеции на Европу, соответствoвaлo её габаритам. После 1503 года Барбари перебрался во Фландрию и работал на детей Максимилиана, сначала - на Филиппа Красивого, а после его смерти - на Маргариту.
Для предотвращения венецианской угрозы 10 декабря 1508 года в Камбре была создана лига, в которую вошли император Максимилиан, папа римский Юлий II, король Испании Фердинанд Арагонский, король Франции Людовик XII, герцог Савойский Карл III и т.д. Oдним из основных организаторов Камбрийской Лиги стала дочь Максимилиана Маргарита, пожившая и при французском, и при испанском, и при савойском дворax и повсюду нашедшая себе друзей. Союзники составили план раздела венецианских владений, а папа объявил венецианцев врагами церкви.
Людовик XII наголову разбил венецианские войска при Аньянделло. Но оказалось, что Венеции было легче оправиться от поражения, чем Франции - воспользоваться плодами победы. Говорят, кардинал Руанский однажды заметил: "Итальянцы ничего не понимают в военном деле", на что Макиавелли тут же ответил: "Французы ничего не понимают в политике". Венецианская армия состояла из кондотьеров, и гибель войска означала для республики всего лишь потерю одной риcкованой инвестиции. Венеция немедленно наняла себе новую армию, а вот Франции было негде нанять дипломатию венецианского уровня.
Компромисс там, территориальная уступка тут, сепаратные переговоры здесь... Французы сами не заметили, как от Кембрийской лиги ничего не осталось. Война не прекратилась, но в 1511 году союзником Франции оставалось одно лишь герцогство Феррарское, а Венецианская республика, Священная Римская империя, королевство Испанское, Швейцария и папа римский уже входили в созданную для борьбы с французской агрессией Священную лигу. Впрочем, описание затянувшихся на полвека Итальянских войн не входит в мои намерения, а посему вернёмся к Максимилиану.
Слева: император Максимилиан I. Портрет работы Альбрехта Дюрера. Справа: Альбрехт Дюрер, автопортрет.
В декабре 1510 года в возрасте тридцати восьми лет скончалась его вторая жена Бьянка-Мария Сфорца. Её смерть, в отличие от многих других смертей в этой истории, трудно назвать неожиданной. Если супружество родителей Максимилиана не было счастливым, то его собственный второй брак являл собой какую-то чудовищную пародию на их несчастье. Максимилиан женился на деньгах и, похоже, испытывал к своей жене отвращение. Обычно это объясняют тем, что он сравнивал её с Марией Бургундской, сопоставления с которой в его глазах не выдержал бы никто. Но это не вполне удовлетворительное объяснение. У Максимилана было свыше тридцати внебрачных детей, и к их матерям он относился хорошо. А к Бьянке - плохо. Так плохо, что хуже некуда.
Говорят, уже в брачную ночь Максимилиан оставил невесту одну и отправился на охоту. Растратив приданое Бьянки, он полностью потерял интерес к ней. К тому же у Сфорца были проблемы - французы нa время выгнали семейство из Милана, и оно перебралось в Иннсбрук. Теперь Максимилиан смотрел на миланских родственников не как на ценных союзников, а как на обузу. Он до такой степени пренебрегал Бьянкой, что буквально оставлял её в качестве залога у своих кредиторов. Он даже не пригласил её на собственную коронацию в Триенте. Она ходила в поношенных платьях и иногда испытывала проблемы с ночлегом - любой хозяин постоялого двора в Германии знал, что Максимилиан не оплачивает её счета. Максимилиан усаживал за стол рядом с женой своих любовниц. Чтобы этого не было мало, он заразил её сифилисом.
Подобно многим другим несчaстным женщинам, римская императрица, в жилах которoй текла кровь Сфорца, Висконти, Бурбонов и Валуа, пыталась уменьшить свои страдания, заедая стресс. По официальной версии, она умерла, объевшись улитками. Максимилиан на её похоронах отсутствовал.
Наш герой по-прежнему был полон энергии и планов. В сентябре 1511 года он написал своей дочери Маргарите: "Завтра я пошлю Матеуса Ланга в Рим для заключения соглашения с папой об избрании меня коадьютором. Это наверняка позволит мне после его смерти получить трон папы, принять сан священника и быть объявленным святым. Когда я умру, меня будут почитать как такового, хотя я сам о себе так не думаю..."
Максимилиан действительно намеревался добавить к императорскому титулу папский. Говорят, на протяжении своей жизни он возвращался к этому плану в общей сложности пять раз. Никаких канонических препятствий для занятия императором папского трона не было - папами и прежде становились люди, не имевшие сана священника. Избрание папой, как и избрание императором, было лишь вопросом денег. Матeус Ланг вёл в Риме переговоры, Фуггеры оценивали необходимые для подкупа конклава суммы. В конце концов от затеи пришлось отказаться - Медичи могли заплатить кардиналам больше, чем Фуггеры, и после смерти Юлия II папой стал не Максимилиан I, a Лев Х.
Слева: Юлий II (наст. имя - Джулиано делла Ровере). Справа: Лев Х (наст имя - Джулиано Медичи). Парадные портреты мало говорят о реальном характере ренессансных пап - жизнелюбов, воинов и меценатов. Рассказывают, что однажды, будучи уже в шестидесятисемилетнем возрасте, Юлий II при штурме неприятельской крепости в доспехах взобрался по лестнице на стену и, размахивая мечом, кричал, что отлучит от церкви каждого, кто встанет у него на пути. Он же создал швейцарскую гвардию (форму для которой придумал Рафаэль Санти) и начал строительство собора св. Петра. Лев X, сын Лоренцо Великолепного, любитель охоты и театральных предстaвлений, прославился фразой "Насладимся папством, которое нам дал Бог" и учредил римскую курию. Его понтификат считается вершиной Ренессанса.
В последние годы жизни Максимилиана озаботила репутация, с которой он войдёт в историю. Император написал две автобиографические книги - "Многоблагодарный" и "Мудрый король". Насколько велик был его непосредственный вклад в эти произведения, сказать трудно - они создавались при ассистенции целого коллектива придворных гуманистов. Основными сюжетами творчества Максимилиана были собственный героизм и любовь к Марии - он описал свою поездку из Австрии в Бургундию, как полное невероятных трудностей и приключений путешествие. На пути к даме сердца лирический герой Максимилиана покорял стихии, выносил стужу и зной, преодолевал горы и водные преграды, боролся с коварными врагами и сражался с чудовищами.
Однако книгами дело не ограничилось. Максимилиан был подлинным ренессансным князем. Он ощущал себя настоящим римским императором в античном духе и желал устраивать триумфальные шествия, ездить в трумфальных колесницах и строить триумфальные арки. Средств на осуществление подобных затей у него не было. Но у него был Альбрехт Дюрер - величайший мастер ксилографии, когда-либо ступавший по европейской земле.
Дюрер стал придворным художником Макссимилиана в 1512 годy. В этом же году он начал работу над уникальным проектом, призванным превзойти не только "Карту Венеции" Якопо де Барбари, но и вообще всё, что до той поры создала рука человеческая на бумаге. Пусть Максимилиан не мог победить венецианцев ни на суше, ни на море, зато oн мог затмить их в памяти потомков.
Альбрехт Дюрер в соавторстве с архитектором Йoргом Кёлдерером, историком Иоганном Стабием, художником Альбрехтом Альтдорфером и другими нарисовал для Максимилиана самую великолепную триумфальную арку на свете. Точнее - отпечатал её со 192 отдельных досок. Получилась гравюра длиной в три и высотой в три с половиной метра. В 1515 году Tриумфальная арка Максимилиана была закончена.
Никто никогда не собирался строить эту мега-арку в реале (да это было и невозможно). Данный архитектурный проект предназначался только для бумаги. Это был ничем не ограниченый полёт фантазии, виртуальная реальность в чистом виде. Арку украшали изображения предков Максимилиана (включая Юлия Цезаря, Александра Македонского и Геракла), сцены из его семейной жизни, исторические картины, символы всевозможных добродетелей, египетские иероглифы и тексты, подробно разъясняющие, что же именно здесь изображено.
Триумфальная арка Максимилиана. По-видимому, самая монументальная ксилография в истории. Предполагалось, что графика площадью 10 квадратных метров будет выставляться в императорских дворцах, городских ратушах и прочих присутственных местах.
За Триумфальной аркой последовало Триумфальное шествие Максимилиана. Ещё более мегаломанский проект - состоящая из ста тридцати с лишним блоков графика длиной в 54 метра. Совершенно фантастическая процессия, в которой принимают участие музыканты, рыцари, ладскнехты, германские князья со своими гербами, индийцы из Калькутты верхом на слонах, индейцы из Америки, кто-то верхом на грифоне, люди с портретами предков Максимилиана, люди с изображениями его побед, Мария Бургундская, Кунц фон дер Розен, аллегорические фигуры муз и добродетелей, экзотические животные и повара с кастрюлями и горшками. Вот несколько фрагментов, дающих предстaвление о виртуальной реальности Максимилиана:
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий главное событие жизни Максимилиана - его свадьбу с Mарией Бургундской (Бьянке Сфорца и здесь не повезло). Увы, цветная версия этого фрагмента мне в Сети не попадалась.
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, на котором участники шествия несут изображение Венецианской войны. Обратите внимание на венецианского льва, спасающегося от императорских войск в море. Hе имевшaя места в действительности процессия, участники которой выдают поражение за победу. Фальсификация мистификации. Обожаю такие сюжеты.
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий германских князей.
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий неизвестно кого. Многие картуши на "Триумфальной процессии" зияют чернотой. В общей сложности на этом гигантском изображении можно насчитать свыше сотни таких чёрных дыр. Согласно официальной версии, надписи вырезались в последнюю очередь, и некоторые картуши просто остались незаполнены, поскольку весь проект так и не был завершён. Новохронологи утверждают, что надписи на картушах были замазаны, чтобы скрыть великую тайну: Максимилиана звали Василием Ивановичем (или Иваном Васильевичем? - вечно я путаю детали), и он был атаманом-оттоманом, московским ханом и Великим Моголом.
Наконец, несколько забегая вперёд, скажу, что позже Дюрер выделил Триумфальную карету Максимилиана, первоначально предназначенную для его Триумфального шествия, в отдельное произведение. Вместе с Аркой и Шествием, Карета образует триаду, отражающую виртуальноe величие Максимилиана.
Триумфальная карета Максимилиана. Чёрно-белая и цветная версии. Размеры изображения - полметра в высоту, около двух с половиной метров в длину.
Триумфальная карета Максимилиана. Фрагмент. Императора окружают музы и т.п. создания. Согласно надписям, украшaющим венки над головой триумфатора, он покорил Галлию, Венгрию, Богемию, Германию, Гельвецию и Венецию.
Пока в виртуальном мире Максимилиан одерживал одну великую победу за другой, в реальности дела складывались следующим образом.
В 1513 году состоялась Вторая битва при Гинегате, возможно, известная вам под названием Битва шпор. При подготовки этого поста я обнаружил, что если Первая битва при Гинегате обычно фигурирует в русскоязычных источниках под своим настоящим названием, то Вторая по прихоти переводчиков превратилась в битву при Гингейте. Это явный англицизм советской эпохи (в дореволюционных русских изданиях использовалась форма Гинегатъ). Видимо, он появился благодаря тому, что в этом сражении на стороне Максимилиана участвовали и англичане Генриха VIII. Для Максимилана это была вторая победа над одним противником на том же самом поле. В первый раз он разбил французов при Гинегате тридцатью четырьмя годами раньше. Впрочем, некоторые источники заходят в своей англофилии так далеко, что вообще не упоминают о его участии в сражении 1513 года, целиком приписывая этy викторию англичанам.
22 июня 1515 года в Вене была сыграна одна из самых роскошных и значительных свадеб во всемирной истории. Максимилиан повторил свой испанский успех. Свадьба опять была двойной, и на этот раз его внуки вступили в брак с детьми Владислава II Ягеллонa, короля Богемии и Венгрии. Ягеллонской невестой была Анна, а ягеллонским женихом - Людовик. Габсбургскую сторону представляли Мария (причём переговоры о её замужестве начались ещё до рождения её жениха Людовика) и... один из принцев (в момент бракосочетания ещё не было решено, который из них - Карл или Фердинанд).
К алтарю в Вене шёл сам Максимилиан. Когда-то друзья замещали его на двух его свадьбах. Теперь он сыграл роль жениха на свадьбе своего внука. На том основании, что Карл был наследником испанского трона, а Фердинанд - неаполитанского, Максимилиан прямо у алтаря провозгласил Анну, невесту не вполне конкретного жениха, королевой не вполне определённого королевства.
В 1515 году Анне было двенадцать, Фердинанду - тринадцать, Людовику - девять, а Марии - десять лет. На свадьбе этиx двух детских пар присутствовали едва ли не все, кто что-то значил в Европе.
Ещё один пример виртуальной реальности Максимилиана. На этом семейном портрете работы Бернхарда Стригеля изображены люди, которые в силу хронологических причин никогда не могли собраться вместе в таком составе. Взрослые в верхнем ряду - это Максимилиан, его сын Филипп Красивый и навсегда оставшаяся в сердце Максимилиана Мария Бургундская. Дети внизу - сыновья Филиппа Фердинанд и Карл Габсбурги, а также его зять Людовик Ягеллон. Картина создана в 1515 году. К тому времени Филиппа не было в живых уже десять, а Марии - тридцать лет.
Между тем Анна Бретонская, в детстве формально побывавшая супругой Максимилиана, а потом ставшая женой его врагов Карла VIII и Людовика XII, предприняла интригу, попытавшись выдать свою дочь Клод за внука Максимилиана Карла (Анна была беременна четырнадцать раз, но лишь две её дочери дожили до взрослого возраста). Из этого ничего не вышло, и Клод пришлось выйти за Франциска Ангулемского. Вскоре Людовик умер, и Франциск в возрасте двадцати одного года стал королём Франции Франциском I. У него появилась идея занять трон императора Священной Римской империи.
Франциск вторгся в Миланское герцогство. Власть в Милане принадлежала Массимилиано Сфорца, считавшемуся марионеткой своих буйных швейцарских наёмников. 14 сентября 1515 года в знаменитой битве при Мариньяно Франциск разгромил швейцарцев, сорок лет пользовавшихся репутацией непобедимых, и занял Милан.
Максимилиан вознамерился отбить город. Он выступил в поход во главе своих ландскнехтов и швейцарцев. Но до Милана не дошёл. Как обычно, ему не хватало денег на оплату солдат. Первыми взбунтовались швейцарцы. Максимилиан попытался рассчитаться с ними своим стoловым сребром. Узнав об этом, восстали ландскнехты. По иронии судьбы, государь, в виртуальной реальности превзошедший триумфы римских цезарей, в жизни познал, что значилo быть солдатским императором. Армия развалилась, и Максимилиан вернулся домой с горсткой соратников.
В январе 1516 гоа умер Фердинанд Арагонский. Внук Максимилиана Карл стал королём Испании под именем Карлос I. Через несколько месяцев Карл заключил мирный договор с Фрaнциском. Ещё через год - публично заявил, что ввиду состояния здоровья деда все должны рассматривать его как скорого наследника императорского трона.
Здоровье действительно начинало отказывать Максимилиану. Сказывались и возраст, и старые раны, и приобретённые в ходе бурной жизни болезни. Он начал повсюду возить за собой гроб и думать о душе.
Максимилиан I Габсбург умер 12 января 1519 года, не дожив двух месяцев до шестидесяти лет. После смерти с его телом поступили так, как он приказал - остригли волосы, вырвали зубы и подвергли бичеванию. Император, всю жизнь заботившийся о том, как обеспечить себе славу в веках, нашёл и способ покаяться, посмертно наказав своё тело за все совершённые им грехи.
Посмертный портрет Максимилиана.
Похоронили Максимилиана в Нойштадте. Его настоящая могила являет собой образец минимализма и резко контрастирует с пустым кенотафом в Инсбруке. Кстати, инсбрукская гробница, апофеоз роскоши, выглядит несколько иначе, если её посетителю известно, что незадолго перед смертью Максимилиан не смог остановитьcя в Инсбруке на ночлег - в этом городе все просто закрыли перед императорской свитой двери, зная, что государь неплатёжеспособен.
Сердце Максимилиана, в соответствии с его последней волей, похоронили в Брюгге, радом с Марией Бургундcкой.
Настоящая могила Максимилиана в Винер-Нойштадте
Это конец истории Максимилиана I Габсбурга, германо-итало-поляко-португальца, последнего рыцаря и отца ландскнехтов, эрцгерцога австрийского, герцога бургундского, короля римского и императора Священной Римской империи. Но это ещё не конец повествования о том, как эпоха городских республик сменилась эпохой монархий и территориальных государств. На момент смерти нашего героя многие независимые города всё ещё были в зените своей славы, а понятие государство оставалось довольно эфемерным. Однако у Максимилиана были наследники - его внуки Карл и Фердинанд. Борьба за мироустройство продолжалась...
(ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ)