Кабальеро в Богемии.

Jul 06, 2009 11:17


  Среди пражских реликвий особое место занимает небольшая, всего 47-сантиметровая фигурка младенца Иисуса. По-чешски она называется Jezulatko, а во всём католическом мире её знают, как bambino di Praga.



Согласно легенде, она была создана много веков назад в Испании, а в Богемию попала в 1556 г. как часть приданого герцогини Марии Манрике де Лара, вышедшей замуж за чешского аристократа Вратислава из Перштейна. Pеликвия находится в кармелитском храмe Девы Марии Победоносной, что стоит на Малой Стране. Фасад этого здания был построен на средства дона Бальтазара де Маррадас, испанского дворянина, мальтийского рыцаря и богемского губернатора.  Герб благородного дона украшает карниз храма, а прах его покоится здесь же, в катакомбах под зданием. Об этом человеке я и хочу рассказать.


Первым Габсбургом на богемском престоле стал Фердинанд I, родившийся и выросший в Испании. Когда в 1526 г. он занял австрийский, чешский и венгерский троны, с ним прибыла свита придворных, военачальников, дипломатов и духовных лиц. Испанцы приезжали в Богемию и при его потомках, в особенности при Рудольфе II, тоже воспитанном при мадридском дворе и на время сделавшем Прагу столицей империи.

Одним из них был дон Бальтазар Маррадас и Викe, появившийся на свет в 1560 г. в Валенсии. Он принадлежал к старинному роду, давшему Испании многих рыцарей Калатравы и Сант-Яго, а сам уже в юности вступил в Мальтийский орден. Восемнадцати лет от роду дон Бальтазар уехал на Мальту бороться с маврами и пиратами, а позже перебрался в Италию. Наконец, в 1599 г. он предстал в Праге перед Рудольфом . На вопрос императора, спросившего, чего он надеется достичь, Маррадас ответил : "Того, что заслужу". Всю оставшуюся жизнь он сохранял абсолютную верность обеим ветвям габсбургского дома - испанской и австрийской.



Бальтазар де Маррадас на портрете неизвестного художника

Подобно многим будущим генералам Тридцатилетней войны, дон Бальтазар начал военную карьеру в Венгрии, бывшей ареной не прекращавшейся борьбы с турками. Там он приобрёл репутацию отважного воина и грамотного офицера. Во время Фриульской войны, которую австрийцы вели против венецианцев, позиции дона Бальтазара были уже настолько крепки, что после гибели в июне 1617 г. командующего Маррадас (напару с Дампьером) принял руководство кампанией на себя. Тогда же под его началом впервые оказался Альбрехт Валленштейн, бывший на 23 года моложе. Так началась непростая история их взаимоотношений, которой в будущем была суждена трагическая развязка.

На первом этапе разгоревшейся вскоре между императором и чешским сеймом войны опорой имперских сил в южной Богемии стали Будейoвице. Командование на этом фронте было поручено Маррадасу. Сохранилась его обширная корреспонденция тех лет. Приведу образец её стиля. В марте 1620 г., отразив атаку повстанцев против Тина над Влтавой, дон Бальтазар написал генералу Бюкуа :

"Неприятель атаковал меня в Тине и с потерями отступил... Этим пражанам Тин доставляет много забот, и если даст Бог, доставит ещё больше, поскольку они полагают, что исправят дело на сейме, который сойдётся 21-го дня этого месяца, чтобы выслать все войска в полной красе против меня. Надеюсь, что они меня найдут, и что им недолго придётся искать. Это всё, что я хотел сообщить Вашему Превосходительству."

Некоторые источники называют Маррадаса участником битвы у Белой Горы. Это ошибка. Маррадас оставался в Будейoвицах, откуда перерезал коммуникации противника и обеспечивал подход подкреплений из Италии. Но множество других испанцев у Белой Горы сражалось. Одним из них был кармелитский монах брат Доминик, в решающий момент устремившийся в гущу сражения с образом Девы Марии в руках и увлекший солдат в атаку. За это он получил от императора обещание построить два храма, посвящённые принесшей католикам победу Марии, один в Вене и один в Праге.

В Праге храмом Девы Марии Победоносной стала бывшая лютеранская церковь, построенная немцами незадолго до войны и в 1621 г. переданная ордену босых кармелитов. Cемь лет спустя овдовевшая Поликсена Лобковиц, дочь Вратислава Перштейна и Марии Манрике де Лара, подарила кармелитам Йeзулатко, унаследованное некогда от матери, и они поместили реликвию на один из алтарей обретённого храма, поэтому его часто называют "Храм У Йeзулатка". Пытаясь стереть память о его протестантском прошлом, католики полностью перестроили здание, переместив на противоположную сторону даже его вход, так что это единственный пражский костёл, обращённый не к востоку, а к западу.



Боковые алтари храма Марии Победоносной. Bambino находится в центре, его почти не видно

Hаиболее значительную сумму на обновление храма из всех пожертвователей внёс дон Бальтазар. Записи кармелитов говорят о почти шести тысячах золотых флоринов. За это строители и увековечили его память, украсив храм родовым знаком семейства де Маррадас.

Надо сказать, что среди победителей, обогатившихся в послебелогорское время, Маррадас тоже был на первых местах. Это позволило ему приобрести владения в Южной Чехии, включая купленный за 200 000 флоринов замок Глубока. А поскольку наш герой был рыцарем Мальтийского Ордена, он лично не мог владеть недвижимостью, и она некоторое время считалась собственностью ордена, находящейся лишь в управлении брата Бальтазара. Позже он за 2000 эскудо выкупил у римского папы освобождение от орденских обязанностей и стал наконец законным владельцем своего имущества. Для него было характерно, что сумму он внёс лишь после того, как получил не только титул графа империи, но и  инколат, то есть полные дворянские права  королевства Богемского. В делах финансовых наш кабальеро был столь же осторожен, сколь бесстрашен в бою. Что, однако, не умаляло его щедрости по отношению к церкви. На свои средства он построил с полдюжины костёлов в Будейoвеце и других местах.

Маррадас был блестящим офицером. Но дарованием настоящего полководца он не обладал. Намного более талантливый Валленштейн обошёл его на карьерной лестнице. Более того, в какой-то момент он даже принял в свою армию Маррадаса, давно ставшего генералом, на полковничью должность.

В 1631 г., когда  Валленштейн оказался в опале, австрийское командование совершило грубую ошибку, направив основные силы на другие фронты, а для защиты всего Чешского королевства оставив Маррадасу чуть больше полутора тысяч солдат. В страну вторглась саксонская армия, сопровождавшаяся многочисленными чешскими эмигрантами. Перед лицом неприятеля, имевшего перевес 5:1, возможно 6:1, Маррадас оставил Прагу без боя. Это ему советовал и Валленштейн, видевший безнадёжность ситуации. Сам он пребывал в своём дворце в Праге, где, кстати, принимал личного посланника саксонского маршала Арнима, своего старого знакомого. За несколько часов перед приходом саксонцев  Маррадас ушёл в Будейoвице, увозя с собой пражского архиепископа, коронационные драгоценности богемских королей, колонию итальянских купцов в полном составе...

...а Йeзулатко забыли.

Заняв город, саксонцы и протестатские эмигранты разграбили его. В первую очередь - католические храмы.

Император вновь призвал на службу Валленштейна. Тот за полгода очистил Богемию от войск своего друга Арнима и освободил Прагу. После этого Валленштейн и Маррадас предприняли поход в Саксонию. В битве у Лютцена, окончившейся с неоднозначным  результатом, пал величайший соперник Габсбургов, шведский король Густав Адольф. Вернувшись в Чехию, 72-летний Маррадас сообщил императору об этом успехе и в том же письме, ссылаясь на возраст и здоровье, попросил об освобождении от военной службы. Но пост императорского советника он сохранил.

Когда в начале 1634 г. вокруг Валленштейна разгорелась интрига, в которой историки пытаются разобраться до сих пор, Маррадас оказался в самом её центре. Заговорщики устраивали совещания в его замке Глубока, а командовавший личной охраной Валленштейна генерал Пикколомини сообщал дону Бальтазару о всех перемещениях своего господина. Наконец, император подписал указ о лишении Валленштейна должности генералиссимуса и запретил исполнять его приказы. Одновременно назначались военные губернаторы Австрии, Чехии, Силезии. Губернатором Чехии стал Маррадас. Валленштейна закололи в постели его полковники.



Замок Глубока. Нынеший вид.

Пост губернатора Маррадас занимал до конца своих дней. Он отразил ещё одно вторжение саксонцев, но в основном боролся с бандами дезертиров и мародёров, насчитывавшими иногда до двухсот человек и захватывавшими целые города. Последнее письмо императору датировано днём смерти губернатора, наставшей в 1638 г. Похоронили его в катакомбах под храмом Девы Марии Победоносной, где покоятся тела ещё около двухсот человек, многие из которых испанцы.

Как орденский рыцарь, дон Бальтазар дал обет безбрачия. От однóй будейoвицкой вдовы у него было двое детей - дочь, ставшая монахиней на Мальте, и легитимизированный императором сын, служивший кавалерийским офицером. Замок Глубока унаследовал племянник Маррадаса, а позже семья продала его Шварценбергам.

После изгнания саксонцев из Праги фигурку Христа-младенца нашли выброшенной на свалку  с отломанными руками. Каноник храма, человек небогатый, заплатил один золотой за их восстановление, после чего дела его резко пошли в гору. Вскоре люди заговорили и о способности Йeзулатка исцелять больных. Когда в 1648 г. Малую Страну взяли шведы, они не тронули реликвию, напротив, генерал Кёнигсмарк приставил к ней охрану и одарил храм 300 дукатов.

Слава Йeзулатка стех пор только росла. К нему приходят паломники со всего света. Его копии можно увидеть в храмах Мексики и Новой Зеландии, Филиппин и Соединённых Штатов. Десять раз в год проводится обряд его переодевания. В его гардеробе есть одеяния, подаренные верующими из Бразилии и Китая, есть наряд, собственноручно сшитый императрицей Марией-Терезией.



bambino di Praga

В 1993 г. по желанию кардинала Милослава Влка в храм Девы Марии Победоносной вернулись кармелиты. Читателям, живущим в Праге или собирающимся её посетить, возможно, пригодится ссылка на страницы храма и музея Йeзулатка  http://www.pragjesu.info/cs/  .

bellum bohemicum, pragensis civitas, bohemia, sacristia

Previous post Next post
Up