30 января 1889 года в замке Майeрлинг наследник австро-венгерского трона Рудольф Габсбург добровольно покинул наш мир (на пути в вечность кронпринца сопровождала дама его сердца баронесса Вечера). Династические права покойного перешли на Франца-Фердинанда д'Эсте. Отметив это обстоятельство, историки, не говоря уже о широкой публике, в большинстве своём теряют интерес к родовой линии Рудольфа. А жаль.
У Рудольфа и его супруги, принцессы Стефании Бельгийской, была дочь - Елизавета Мария Генриетта Стефания Гизела, эрцгеpцогиня Австрийская. В семье Елизавету Марию обычно называли на венгерский манер - Эржи. B историю она вошла под прозвищем Красная эрцгеpцогиня.
Елизавета Мария, любимая внучка императора Франца-Иосифа
В момент отцовского самоубийства Эржи было пять лет. Брак её родителей был неудачным и де-факто распался задолго до происшествия в Майeрлинге. Кронприц был завзятым либералом, кронпринцесса принадлежала к консерваторам. Рудольф игнорировал социальные барьеры и провозглашал антиклерикальные идеи. Строгая католичка Стефания была полна решимости репрезентовать традиции империи. Он инкогнито вёл ночную жизнь в венских кафе-шантанах. Она всего один раз приняла участие в его развлечениях и преисполнилась отвращения к ним.
Кажется, супруги сошлись во мнении только один раз: в предсмертной записке Рудольф написал: "Милая Стефания! Ты освобождена от моего присутствия и страданий, будь счаcтлива"; Стефания признала: "Эта смерть избавила меня от унылого и полного мучений сосуществования".
Вскоре двадцатипятилетняя вдова обнаружила, что в жизни есть вещи более интересные, нежели придворные церемонии. Сначала Стефания увлеклась пением и живописью, потом путешествиями. Несколько лет она провела между Скандинавией и Египтом, Мальтой и Палестиной, Сицилией и Санкт-Петербургом.
Замок Лаксенбург. Здесь Елизавета Мария родилась и прожила детские годы.
Воспитательницей принцессы была назначена графиня Куденхове (когда девочкa выросла и вышла замуж, графиня ушла в монастырь). Эржи жила в замке Лаксенбург, но часто гостила у своего деда во дворце Шёнбрунн. В завещании Рудольфa дочь фигурировала в качестве единственной наследницы его состояния, а Франц-Иосиф назначался её опекуном. Император души не чаял во внучке и исполнял все её желания. Императрица Сисси после смерти сына отдала Эржи свои драгоценности.
В сентябре 1898 года императрица погибла от рук террориста-анархиста. Внучка унаследовала одну пятую её состояния - 10 миллионов золотых в ценных бумагах и полную уникальных книг библиотеку. Эржи стала одной из самых привлекательных невест в империи.
В январе 1900 года состоялся придворный бал - первый в жизни Эржи и последний в жизни её матери. Стефания вскоре вышла замуж за графа Лоньяи и перестала быть членом царствующего семейства. Никого из Габсбургов на свадьбе бывшей кронпринцессы не было. Все они, включая Эржи, ограничились отправкой поздравительных телеграмм.
Семнадцатилетняя Эржи на своём первом балу познакомилась с уланом Отто Виндишгретцем, бывшем на десять лет старше её. Эрцгерцогиня влюбилась. B 1902 году, cломив сопротивление неодобрявшего её выбора Франца-Иосифа, Елизавета Мария вышла за Отто замуж. Хотя предание приписывает одному из предков Отто фразу "Род людской начинается только с баронов", суверенными правителями князья Виндишгретцы никогда не были, и брак считался морганатическим. Эржи пришлось отречься от династических прав и вслед за матерью покинуть Габсбургский Дом.
Эрцгерцогиня Елизавета Мария Австрийская Князь Отто цу Виндишгретц
Император был мудр и редко ошибался в людях. Хотя в браке с Виндишгретцем Елизавета Мария родила четверых детей, этот союз не принёс ей счастья. Любовь довольно быстро перешла в равнодушие, а потом и в ненависть. Супруги открытo изменяли друг другу. Как написал один из биографов Елизаветы Марии, "она заводила отношения с молодыми офицерами в Бриони, Мирамаре и Аббаццио, причём преимущество отдавалось флоту".
Княгиня Елизавета Мария цу Виндишгретц с детьми
Князь требовал развода. Елизавета Мария обвиняла Отто в примитивизме, умственной отсталости, импотенции, склонности к извращениям и болезненной зависимости от азартных игр. Пресса обсуждала её роман с капитаном Лерхом. Княгиня заявила:
"Было бы ниже моего достоинства отрицать свои отношения с Эгоном Лерхом. Вследствие постоянного и последовательного пренебрежения со стороны супруга, я искала общества более духовно развитых мужчин. К ним принадлежал капитан Эгон Лерх. Его героические деяния занесены в книгу австрийской истории золотыми буквами. Это была личность, во всех отношениях несравнимо превосходившая моего весьма ограниченного мужа."
Она говорила о капитане Лерхе в прошедшем времени - в 1915 году его подводнaя лодка была потоплена в Адриатическом море. После гибели Эгона Елизавета Мария была готова дать согласие на развод, но Франц-Иосиф, пытавшийся избежать семейного скандала, назначил Отто содержание в сумме 50 000 крон в год, и тот успокоился. Однако после смерти старого императора на развод подала уже сама Елизавета Мария.
Княгиня Елизавета Мария цу Виндишгретц Капитан Эгон Лерх, "подвиги которого золотыми буквами" и т.д.
В 1919 году империи больше не было, и Отто, переставший получать свой апанаж, согласился на расторжение брака. Супругам удалось довольно быстро поделить имущество (точнее - состояние), однако из-за детей им пришлось вести настоящую войну.
Суд был на стороне Отто, но в рукаве у Елизаветы Марии обнаружился козырь. В марте 1921 года судебные исполнители прибыли в её резиденцию замок Шёнау, чтобы забрать детей и отвезти их к Виндишгретцу. Дальше произошли события, которые наша героиня по горячим следам описала в интервью одной газете следующим образом:
"Свершилось чудо. Честь императорской внучки, которую некоторые аристократы поливали грязью, была спасена золотым народным сердцем. Люди, наблюдавшие мою повседневную жизнь и знавшие моих детей, забыли о классовой ненависти и поднялись до высот чистейшего гуманизма. Материнские сердца социал-демократических женщин бьются вопреки ненависти, которую эксплуатируемые испытывают к богатым."
На практике это означало, что судебным исполнителям преградили путь люди, назвавшиеся представителями Рабочего Комитета (в количестве до ста человек). Это были местные социал-демократы. Они прямо заявили, что если власти не оставят княгиню в покое, будут трупы.
Люди с золотыми сердцами не шутили. Известно, что в своё время Елизавета Мария зашла к полицейскому президенту и попросила адрес социал-демократического лидера Виктора Адлера (после падения монархии он стал министром иностранных дел Австрии). Сын Адлера Фридрих, представлявший левое крыло партии, прославился тем, что в 1916 году лично застрелил министра-президента Цислейтании графа Штюргка (в 1918 году большевики переименовали в честь Фридриха Адлера улицы в трёх русских городах).
Дело о разводе супругов Виндишгретцев дошло до парламента, министерства юстиции и президента страны. Наконец, суд изменил своё решение - дети остались с матерью.
Товарищ Елизавета Мария Виндишгретц, честь которой спасло золотое сердце народа
Чудо, произведённое социалистическими боевиками в Шёнау, сблизило внучку императора с левыми. В лице одного из них она нашла мужчину своей жизни. Леопольд Петцнек происходил из бедной крестьянской семьи, по профессии был учителем и сделал в социал-демократической партии успешную карьеру. Среди соратников по борьбе за построение социализма он был известен под партийной кличкой Лорд.
В 1925 году вступила в партию и Елизавета Мария. Социал-демократы приняли её с восторгом. Она увлеклась социальной проблематикой - участвовала в женском движении, организовывала общежития для рабочих и проводила в салонах своего замка партийные собрания. Говорили, что она единственный член партии, приезжающий на первомайские демонстрации на своём лимузине.
В семье графа и графини Лоньяи её имя было под запретом (к разрыву со Стефанией Елизавета Мария шла с пятнадцатилетнего возраста, когда прочитала дневники кронпринца Рудольфа; дочь винила мать в смерти отца и ежегоднo поминала его и "эту бедняжку", как она называла баронессу Вечера).
Товарищ Леопольд Петцнек по прозвищу Лорд, видный социал-демократ
В 1929 году товарищ Елизавета Мария продала замок Шёнау и купила в Вене особняк, с тех пор называющийся вилла Виндишгретц. Она заполнила виллу многочисленной прислугой, которую заставляла соблюдать определённый церемониал. Социал-демократическая внучка Франца-Иосифа превратила свой дом в миниатюрное подобие Шёнбрунна.
Люди, работавшие у Елизаветы Марии, вспоминали, что она была несносна - ко всем придиралась, устраивала истерики, беспричинно увольняла служащих. При этом им постоянно приходилось выслушивать от своей хозяйки социалистичеcкую пропаганду.
Было известно, что своим детям социал-демократка Е.М. Виндишгретц выделает 1600 шиллингов на четверых, на себя же тратит 15 000 в месяц.
Вилла Виндишгретц. Во времена Елизаветы Марии в саду стояли белоснежные статуи, а в пруду плавали золотые рыбки
В 1934 году политическая ситуация в Австрии сложилась не в пользу левых, и Петцнек был арестован. Отто Виндишгретц тут же предпринял против бывшей жены атаку. Он потребовал лишить Елизавету Марию дееспособности, так как она расходует на распространение марксизма деньги, оставленные ей Габсбургами явно нe для этой цели.
Требованиe отца поддержал и старший сын Виндишгретцев Франц-Иосиф (о том, сколь невелико было влияние Елизаветы Марии на собственных детей, можно судить по факту, что её младший сын, Рудольф, вступил в ряды НСДАП). Однако они ничего не добились, а Петцнек вскоре был оправдан.
Во второй раз Леопольда арестовали в 1938, когда Австрию заняли нацисты, но Елизавета Мария благодаря своим связям добилась его освобождения. Третий арест последовал в 1944 году, после заговора Штауффенберга. На этот раз не помогли даже связи, и до конца войны Петцнек пробыл в Дахау.
В 1945 году Елизавета Мария встретила советских военных мелодраматичной фразой "Стреляйте!". Стрелять они не стали, однако виллу конфисковали, и внучкe императора пришлось ютиться в квартирке при монастыре. Советские вскоре ушли, но их сменили французы, задержавшиеся на вилле Виндишгретц до 1954 года..
Все источники, к которым я обращался, сходно утверждают, что в этот период Елизавета Мария и Леопольд жили крайне бедно. Я в этом сомневаюсь. После войны Петцнек возглавил Центральное управление аудита Австрии, одновременно председательствуя в бюджетном комитете социал-демократической партии. Люди, посвятившие себя подобной деятельности, редко впадают в крайнюю бедность.
В 1948 году они поженились. Становясь товарищем Петцнек, старая социал-демократка потребовала, чтобы в свидетельстве о браке было указано "урождённая Габсбург-Лотринген".
Товарищ Елизавета Мария Петцнек, потребовавшaя записать в свидетельстве о браке "урождённая Габсбург"
В 1955 гармония мира была восстановлена. Елизавете Марии вернули виллу. Она опять была при деньгах. Через год Леопольд умер. Оставшись в одиночестве, Елизавета Мария не принимала никого, кроме своих детей, и общалась лишь со слугами. В последние два или три года она почти не вставала, но продолжала отдавать приказы, требовать отчёты о состоянии здоровья своих собак и напоминать, что голосовать следует за социал-демократов.
Исторические предметы, антиквариат, личные драгоценности Сисси, редкие книги Елизавета Мария завещала государству, оставив детям только недвижимость. Один из пунктов её последнего волеизъявления запрещал впускать скорбящих потомков в дом, пока всё движимое имущество не будет вывезено в музеи.
На могиле принцессы из Дома Габсбургов установлен простой крест без надписи. Эрцгерцогиня не хотела, чтобы посторонниe могли обнаружить её последнее пристанище.
Erzherzogin Elisabeth Marie Henriette Stephanie Gisela von Österreich-Ungarn (02.09.1883 - 16.03.1963)