С Рождествoм Христовым вас, братья и сёстры! Так и хочется попросить Архитектора Вселенной послать нам всем вменяемыx политиков и священноначальников (ведь решительно невозможно представить, чтобы адекватный премьер-министр назвал оппозицию бандерлогами или чтобы находящийся в своём уме церковный иерарх отозвался о чадах Божьих, как о сетевых хомячках). Но в светлый праздник я не буду говорить о политике.
Лучше расскажу о некотоpых любопытных тенденциях, выявленных последней переписью богемского населения. Сравнивать Богемию и Россию всегда интересно. Две страны населяют близкородственные народы со сходным историческим опытом, заключающимся в десятилетиях коммунистического правления и последовавшей смене социально-экономической формации. Некоторые процессы, идущие в этих странах в последние 20 лет, довольно похожи. Другие заметно отличаются. Третьи имеют схожую направленность, но в силу ряда причин, в первую очередь географических, в ЧР идут быстрее, чем в РФ. Например, в Чехии быстрее распростpанилась мобильная телефонная связь. Был момент, когда чешские операторы предоставляли самые дешёвые услуги в мире. Помню, в те дни тележурналисты спросили туристку из Германии: "Чем чешские мужчины отличаются от немецких?" "Чешские непрерывно говорят по мобильному телефону," - ответила немка. А уж на наших сограждан доступность мобильников в Чехии производила неизгладимое впечатление. Однако прошло всего несколько лет, и мобильная связь в РФ стала дешевле, чем в ЧР.
Судя по моим наблюдениям, многое из существующего в Богемии сегодня - придёт в Россию завтра. Что-то другое, напротив, вряд ли произойдёт в нашем богоспасаемом отечестве в обозримом будущем. Я ограничусь цифрами и фактами, предоставив читателям самим сравнить реалии. В актуальных цифрах Чехия выглядит следующим образом.
В стране живёт десять с половиной миллионов человек. Из них чуть более десяти миллионов имеют чешское гражданство, почти полмиллиона - подданство других стран.
Самые крупные группы иностранцев представляют граждане:
Украины - 117 810 человек (недавно к ним присоединился супруг осуждённой Тимошенко);
Словакии - 84 380;
Вьетнама - 53 110;
Российской Федерации - 36 055 (среди них автор этого журнала);
Германии - 20 780;
и Польши - 17 856.
По сравнению с предыдущей переписью, проведённой десять лет назад, все группы выросли количественно, некоторые - на сотни процентов (немцы - на 504,4 %, украинцы - на 471 %, русские - на 368,5%, словаки - на 248,7 %).
Тут интересно сопоставить данные переписи со словами, произнесёнными президентом страны в новогоднем телевизионном обращении к народу. Отмечая, что в своих базовых экономических и политических параметрах республика остаётся стабильной, Клаус сказал:
"Мы не живём в стране, которая обанкротилась или находится на краю банкротства. Мы не живём в стране, где демонстранты сжигают тысячи машин и разбивают сотни витрин. Мы не живём в стране, где нарастают проблемы с количеством переселенцев, своим отличающимся образом жизни нарушающих её сплочённость."
Это так. Количество иностранцев постоянно растёт, но их образ жизни практически не отличается от чешского. За исключением относительно небольшой группы вьетнамцев, иностранцы, живущие в Чехии в статистически значимых количествах, происходят из одного цивилизационного округа.
Видимо, ситуация останется прежней и в дальнейшем.
Другая долгосрочная тенденция касается религиозной жизни Богемии. Самой крупной группой верующих остаются католики. Членами Римской церкви назвали себя 1 083 899 человек, т.е. около десяти процентов жителей страны. За ними следуют чешские братья (51 936 человек) и гуситы (39 276, включая президента республики). Я участвовал в переписи и обратил внимание, что в анкете содержался длинный список церковных организаций и течений различной направленности, от Русской православной церкви Московского патриархата до буддизма алмазного пути. Но количество их членов и последователей оказалось невелико.
Напротив, поклонники фильма "Звёздные войны" добились ожидаемого успеха, предварённого активной интернет-кампанией. 15 070 человек заявило, что следует моральным принципам рыцарей-джедаев. Больше всего джедаев обнаружилось в Праге - 3 977 человек, или 0,31 % всех пражан.
707 649 человек назвали себя верующими, но не придерживающимися определённой конфессии. Полагаю, всех их можно считать деистами или пантеистами.
79,4 % населения либо назвало себя атеистами, либо не сочло нужным заполнять в анкете графу, касающуюся религиозной принадлежности.
Чехия давно уже считается наиболее атеистической страной в Европе (и, видимо, в мире). Судя по всему, она не намерена уступать своего первенства в этой области. Однако интересно, что в рождественскую ночь костёлы переполнены. Огромное количество людей, называющих себя атеистами, считает необходимым на Рождество сходить в церковь. Раз в год, не больше и не меньше. Культурная традиция. Cплочённость страны.
Несколько неожиданными стали результаты переписи, касающиеся национальности (имеется в виду этническая принадлежность, которая может отличаться от принадлежности к политической нации, определяемой гражданством).
Как и следовало ожидать, больше всего в Чехии чехов - 6 732 104 человекa. За ними следуют моравяне - 522 474 и словаки - 149 140 человек. Моравяне оказались наиболее быстро растущей этнической группой. Эту национальность избрало 6,7% населения (для сравнения: в 2001 году моравянами назвали себя 380 474 человекa, или 3,8% жителей страны.
Но два миллиона семьсот сорок тысяч человек, т.е четверть населения, оставили графу "национальность" незаполненной. В 2001 году таких было всего 173 тысячи. За прошедшие десять лет национальность начала стремительно выходить из моды. Если тенденция сохранится, к концу века этничность в Богемии перестанет что-либо значить, и о ней будут вспоминать раз в год. Чтобы не нарушать сплочённость страны.
При этом долговременный фактор чешской истории - моравскиe особенности, временами переходящиe в склонность к сепаратизму, - очевидно сохранится. Если учесть, что во многих областях Моравии количество верующих превышает тридцать процентов (а в некоторых областях Чехии едва достигает 6 или 7%), то становится очевидно, что группы, называющие себя моравянами и католиками, образуются по преимуществу одними и теми же людьми.
Богемцы же, отказавшись от религии, начали отказываться и от этничности.